Ошибка: #1054: Unknown column 'banks_header_img' in 'field list'; скрипт: title.plg.php; строка: 77
Банки: перезагрузка
15.12.2009, 14:41

Свердловчане продолжают жаловаться на банки

Кредитные учреждения нарушают права потребителей

Количество нарушений прав потребителей со стороны банков в последнее время растет, это отмечают в региональном подразделении Роспотребнадзора, сообщили в пресс-службе ведомства, с начала года управлением Роспотребнадзора вынесено 9 постановлений о привлечении банков к административной ответственности и 14 предписаний о прекращении нарушения прав потребителей. Однако таких мер не достаточно для разрешения ситуации. Нужны изменения в российском законодательстве, а также более ответственное отношение кредитных организаций и потребителей — считают в контролирующей организации.

В последнее время специалисты Управления фиксируют изменение структуры нарушений. В октябре Управлению Роспотребнадзора по Свердловской области привлекло к административной ответственности одну из финансово-кредитных организаций за нарушение условий обслуживания банковских счетов. Обладателям банковских организация по умолчанию была подключена услуга «СМС-информирование». Первые два месяца услуга оказывалась бесплатной, а потом со счета потребителя ежемесячно начали снимать деньги — порядка 90 рублей. Отказаться от услуги можно было, только придя в офис и написав соответствующее заявление. Административный орган счел, что такие действия нарушают права потребителей. В соответствии с законодательством дополнительная услуга подлежит оказанию только после ознакомления потребителя с условиями договора и выражения письменного согласия. Также были признаны ущемляющими права потребителей положения договора о праве банка в одностороннем порядке вносить изменения в договор и тарифы. В адрес организации выдано предписание о прекращении нарушения прав потребителей. Банк возвращает клиента необоснованно взысканные денежные средства.

Подобных дел в практике Роспотребнадзора достаточно — в последние годы жалоб на действия банков от населения становится все больше. За текущий год в управление поступило 78 письменных и 99 устных обращений от потребителей на неправомерные действия кредитных организаций. В отношении банков было вынесено 9 постановлений о привлечении банков к административной ответственности и 14 предписаний о прекращении нарушения прав потребителей.

Взимание комиссий не редко сопряжено с отсутствием в договоре полной суммы, подлежащей уплате по кредиту. В июле этого года, в связи с понижением ставки рефинансирования Центробанк настоятельно рекомендовал банкам не повышать проценты ни по вкладам, ни по кредитам. «Однако если формально ставки по кредитам в некоторых банках и соответствуют этим требованиям, то фактически за счет комиссий они могут быть значительно увеличены», — отмечает специалист отдела защиты прав потребителей управления Роспотребндзора по Свердловской области Елена Богачева.

Некоторое время назад в органы Роспотребнадзора по Свердловской области обратилась жительница Нижнего Тагила с жалобой на один из банков. В договоре, который она заключила с банком, было прописано, что финансовая организация имеет право взимать с потребителя комиссии «за выдачу кредита и расчетное обслуживание». Также, при досрочном погашении договора выяснилось, что клиент должен заплатить всю сумму начисленных процентов за прописанное в договоре время кредитования, хотя она вернула деньги раньше срока. Управление оштрафовало организацию за включение в договор условия, ущемляющего права потребителя. Мировой суд удовлетворил требования о возврате денежных средств, обязав банк уплатить неустойку и штраф за отказ в удовлетворении требования в добровольном порядке.

Нередко также банки в противоречие с законодательством обуславливают предоставление кредита обязательным страхование жизни и здоровья заемщика. Предлагают участие в программе страхования заемщиков, условия которых сложны для понимания даже специалистам в области потребительского кредитования.

В прошлом году и в начале 2009 года, когда Центробанк увеличивал ставку рефинансирования, кредитные организации направляли заемщикам сведения об одностороннем увеличении процентных ставок по кредитам. Однако и сейчас, когда ставка рефинансирования снижается, кредитные организации нередко прописывают такое условие в договоре, чтобы, в случае чего, обезопасить себя от возможных потерь.

Нарушения законодательства специалисты Управления Роспотребнадзора по Свердловской области выявили в самых разных финансовых организациях.

Увеличению числа нарушений со стороны банков также способствует отсутствие специального закона о потребительском кредитовании.

Как отмечает Елена Богачева, даже при выявлении в деятельности банка действия, которое уже было признано судом незаконным, приходится доказывать его неправомерность заново. Однако в судебной практике уже стали появляться решения, на которые можно опираться в дальнейшем.

Одно из них — решение Высшего арбитражного суда по делу о взимании комиссии за открытие ссудного счета. Этот счет предусмотрен правилами бухучета. Он открывается в банке при выдаче кредита, и далее на нем отражается движение средств — выдача денег и их постепенное возвращение. Коллегия судей ВАС указала, что ссудный счет не является банковским. А поскольку его нельзя считать услугой, брать деньги за его открытие банк тоже не имеет права. Президиум ВАС с этим мнением согласился и вынес постановление, согласно которому банки не вправе брать с заемщиков плату за ведение ссудного счета, открываемого при выдаче кредита. Теперь этот документ может быть использован при рассмотрении других подобных дел.

В осуществлении надзора за деятельностью банков существуют ограничения в осуществлении надзорной деятельности. Преимущественно проверки провидятся по обращениям граждан, которым сегодня легче бывает смириться и заплатить, чем пытаться отстоять свои права. Соответственно, большая часть нарушений просто не охвачена службой по защите прав потребителей.

Поэтому, считают в ведомстве, самому клиенту банка важно проявлять инициативу и бороться за свои права. Для начала можно обратиться в надзорное ведомство с жалобой, либо воспользоваться разработанным типовым иском для потребителей. Ведь чем больше будет в судах подобных дел, тем быстрее будут определены четкие нормы, устанавливающие законность и незаконность тех или иных действий со стороны банков.


© По сообщению агентства UPmonitor (ЮПИмонитор), 2024