Комментарии
26.02.2006, 00:00

ЧТО ДЕЛАЕТ РЕПУТАЦИЮ "КОНКИСТЕ" И "ТРОЕКУРОВУ"?

ЧТО ДЕЛАЕТ РЕПУТАЦИЮ "КОНКИСТЕ" И "ТРОЕКУРОВУ"?Пока дисбаланс спроса и предложения позволяет ресторанам столицы УрФО формировать себе "доброе имя" без постоянных pr-усилий
Урал паблисити монитор, Дарья Орлова В течение двух недель «Урал паблисити монитор» проводил опрос среди своих читателей, посвященный репутации ресторанов столицы УрФО. Согласно итогам голосования, из тринадцати представленных заведений наибольшим доверием у представителей политической и бизнес-элит Екатеринбурга пользуется латино-бар «Конкиста» (18% голосов) и ресторан «Троекуров» (12%). По мнению экспертной аудитории нашего репутационного портала, и тот и другой отличаются высоким качеством кухни и профессиональным уровнем персонала. Оригинальное стилевое решение «Конкисты» и высококачественная кухня этого заведения позволяет клиентам использовать его как в качестве места для деловых встреч, так и для проведения спокойного семейного досуга вечером. «Троекуров» подкупает солидностью и респектабельностью, которые служат благоприятным фоном для проведения бизнес-переговоров. Причем, персонал заведения способен обеспечить высокий уровень сервиса не только статусным бизнес-встречам как персонального, так и корпоративного формата. На третьем месте оказалась «Градара» (11%), далее следуют «Апшерон» (8%), «Васаби» (6%). «Кэф», «Дача», «Ганс» и итальянский «Dolce Vita», набрали каждый по 5% голосов. Отметим, что на положительную репутацию последнего повлияли, в частности, одобрительные высказывания зарубежных гостей и vip-персон, чувствительных к гастрономическим нюансам и сервису: писателя Виктора Ерофеева, директора «Радио Свобода», известного гурмана Марио Корти. «Халиф» получил 3%. По 2% голосов у ресторанов «Порт Стенли», «Феллини» и «Арагви». Предпочтения еще 18% участников опроса остались за рамками предложенного редакцией списка заведений. Как видим, сегодня в Екатеринбурге широко представлен сегмент этнической кухни, названия ресторанов говорят сами за себя: к примеру, «Конкиста» предлагает латиноамериканское меню, «Арагви» - грузинское, «Халиф» специализируется на восточной кухне, «Дача» - на русской. Эксперты также отметили демократичный ресторан японской кухни «Васаби», который в наибольшей степени соответствует заявленной потребительской категории и соотношению цена-качество. Плюсом к достаточно устоявшейся репутации «Васаби» стало удачное совмещение принципов массового общепита и заведения, претендующего на оригинальность - возможность заказать еду на вынос, доставка блюд на дом, подчеркнуто эргономичный дизайн, система накопительных дисконтных карт со скидками, наличие фирменных блюд. Достаточно низкие рейтинговые показатели «Феллини», по мнению экспертов нашего портала, обусловлены в первую очередь даже не столько не очень удачным расположением итальянского ресторана, но и тем, что руководство заведения до сих пор окончательно не определилось с выбором маркетинговой стратегии. Долгое время позиционировавшийся в классе дорогих заведений ресторан недавно сделал ставку на посетителей со «средним кошельком», но особых баллов репутации заведения подобный ход пока не принес. Возможно, это оттолкнуло некую часть постоянных клиентов, потенциальные же посетители могут расценить изменения как снижение планки качества. Традиционными составляющими хорошей репутации для ресторана являются качество кухни и сервиса, однако немаловажную роль играет и публика. Не случайно многие заведения стремятся заполучить к себе в гости особо важную персону. «Атриум палас отель» подтвердил свой статус тем, что принимал президента Владимира Путина и германского канцлера Герхарда Шредера. Государственные мужи своим визитом поставили на ресторане знак качества даже более убедительный, чем пресловутые звездочки. Что касается местных vip-персон, то информация об их ресторанных предпочтениях проходит в основном в неофициальных источниках: заведения предпочитают в интересах своих клиентов хранить конфиденциальность, а сами представители элиты неохотно распространяются на эту тему, опасаясь обвинений в протекционизме. Ресторация «Троекуров» считается несомненным лидером по обслуживанию как весьма состоятельных бизнесменов (предпочтение этому заведению, к примеру, отдают гендиректор банка «Гран» Дмитрий Коцюба, управляющий екатеринбургским филиалом «Банка Москвы» Татьяна Есаулкова) так и высокопоставленных государственных чиновников областного правительства. Более того, в этом заведении часто трапезничает и владыка Викентий. Среди завсегдатаев ресторана «Кэф» - медный олигарх Игорь Алтушкин и депутат Госдумы Антон Баков. Ресторан «Европа» облюбовали работающие в столице УрФО представители зарубежных дипломатических миссий. Излюбленным местом для проведения деловых и неформальных встреч является «Венское кафе» «Атриум Палас Отеля». Располагающая к спокойному комфорту атмосфера вкупе с хорошей кухней является, по мнению Ирины Кузнецовой, директора Уральского института прикладной политики и экономики, гарантией успеха этого популярного среди бизнесменов и политиков заведения. Вице-премьера Анатолия Тарасова частенько можно наблюдать в ресторане «Порт Стенли» с морской кухней, а экс-банкира Олега Гусева - в итальянской «Градаре». Очевидцы утверждают также, что lounge-caffe «Бо-Бо» облюбовали «серый кардинал» екатеринбургской мэрии Владимир Тунгусов и идеолог УГМК-холдинга Владимир Белоглазов. «Старый Дублин», прославившийся своими ирландскими традициями, принимает у себя как промышленника Малика Гайсина, так и музыканта из группы «ЧайФ» Владимира Бегунова. Особую категорию составляют так называемые рестораны «для персонального пользования», то есть те, что открываются коммерсантами, далекими от ресторанного бизнеса. Уже упомянутый «Феллини» принадлежит династии Ковпаков и свидетельствует об их итальянских пристрастиях в еде. Там же депутаты проводят и деловые встречи. Владелец холдинга «Лидер» Николай Кретов также обзавелся собственным «злачным местом» - ресторан «Ямал» открылся под его патронажем и уникален для местного ресторанного бизнеса, поскольку предлагает своим гостям блюда сибирской кухни. Депутат Екатеринбургской Думы Олег Хабибуллин в бытность свою бизнесменом открыл ресторан «Пир» и, как заявил нашему репутационному порталу, до сих пор предпочитает там обедать. Банкир Валерий Заводов не ограничился ресторанным бизнесом в чистом виде, а совместил его с доходным гостиничным, открыв «Трансотель». Поговаривают, что основные деловые встречи, не нуждающиеся в «чужих ушах», он проводит исключительно «у себя». Свердловский сенатор и промышленник Анатолий Павлов также недавно презентовал ресторан «Метрополия», который, по слухам, уже облюбовали его коллеги ППЗС. Можно предположить, что этот список в ближайшее время пополнится новыми именами, поскольку сегодня емкость ресторанного рынка достаточно большая, а при удачном позиционировании этот бизнес может стать и дополнительным источником успешной репутации для самого владельца. Специфика екатеринбургского рынка ресторанов проявляется также в методах позиционирования заведений. Анализ информационной карты Екатеринбурга, которую ежедневно специалисты мониторинговой службы нашего репутационного портала из сообщений более 50-ти СМИ столицы Урала, позволяет прийти к выводу, что руководство подавляющего большинства ресторанов города не проводит планомерной работы по формированию и поддержанию необходимого паблисити своего заведения. Сообщения, касающиеся подобных объектов, чаще всего носят рекламный характер - размещение соответствующих объявлений в изданиях с предполагаемой целевой аудиторией, наружная реклама, телевизионные промо-ролики. При этом, как показывает практика, активная кампания проходит исключительно на старте проекта, когда ресторану требуется громко заявить о себе. Как правило, информационное сопровождение ресторанных брендов ограничивается сообщениями о новинках меню либо о проведении некой праздничной акции. В этом смысле интересен пример ресторана «Кэф», который изначально активно позиционировался как место для людей, ценящих творческий подход во всем, и провозгласил своим девизом эклектику. На момент открытия ресторана это был сильный маркетинговый ход. Соединив воедино актуальные тенденции ресторанной моды, «Кэф» выступил сразу по трем направлениям: три зала, выполненные в восточном, европейском и японском стилях, рассчитаны как на любителей экзотики, так и ярых консерваторов. Высокий уровень цен призван продемонстрировать статусность заведения, которое среди прочего предлагает уникальное для Среднего Урала устричное меню. Заявленная арт-концепция ресторана проявилась также в том, что здесь периодически проходили «культурные мероприятия» вроде концерта-монолога известного драматурга Евгения Гришковца. Впрочем, заработав себе репутационные дивиденды, сегодня «Кэф», как и большинство екатеринбургских ресторанов его класса, больше «почивает на лаврах», чем динамично развивается. Почему такое возможно? Прежде всего, из-за отсутствия стимула к серьезным pr-усилиям. Ресторанный бизнес, по мнению экспертов «Урал паблисити монитор», переживает в Екатеринбурге период активного, а в некоторых сегментах даже бурного роста. За последние два года оборот на рынке общественного питания столицы УрФО увеличился вдвое и приблизился к 6 миллиардам рублей. Между тем сегодня, и это подтверждают многие рестораторы, спрос на качественные услуги в сфере общественного питания премиум-класса и класса люкс превышает предложение. То есть рынок не настолько заполнен, чтобы конкурентная борьба заставляла тщательно работать над имиджем ресторана и изобретать новые ходы в позиционировании заведения. Такая ситуация, помимо прочего, надежно страхует рестораны при возникновении непредвиденных обстоятельств, грозящих репутации заведения. Прошлым летом пресса широко растиражировала скандальный инцидент, связанный с рестораном «Троекуров» - сообщалось, что охрана заведения жестоко избила журналиста местной газеты, который пытался зафиксировать последствия пожара в «Троекурове». Солидное количество негатива в адрес ресторана, позиционирующего себя как респектабельное заведение русской кухни с высоким сервисом, могло иметь для его владельца г-на Флеганова весьма неприятные последствия. Однако вскоре стало ясно, что скандал никак не повлиял на предпочтения состоятельной бизнес-элиты Екатеринбурга, хотя со стороны менеджмента не было предпринято никаких видимых усилий для реабилитации имиджа ресторана - настолько была сильна уверенность в наработанном реноме. Дополнительным доказательством тому можно считать тот факт, что «Троекуров» стал одним из лидеров проведенного опроса на репутационном портале «Урал паблисити монитор». Возьмем другой пример. Несколько лет назад в стенах ресторана «Вечера на хуторе» произошел памятный многим конфликт между депутатами городской Думы Екатеринбурга Бурой и Куковякиным - парламентарии публично выясняли отношения, не стесняясь в выражениях, охрана заведения не смогла предотвратить конфликт, и дело закончилось рукоприкладством. Однако, и этот эпизод на посещаемости особым образом не сказался, и даже, по мнению некоторых, сработал на «славянский» имидж ресторана. Пока рестораны столицы УрФО класса «премиум» и «люкс» могут себе позволить не затрачивать дополнительные усилия по формированию позитивного паблисити, но дальнейшее развитие ресторанного бизнеса и ресторанной культуры (а глянцевые журналы делают в этом отношении существенные шаги, на рынке уже появились специализированные издания для гурманов) однозначно заставят рестораторов более тщательно следить за репутационной составляющей информации об их заведении.

© По сообщению агентства UPmonitor (ЮПИмонитор), 2019