На этой неделе государство заставило людей всерьез задуматься от старости. Поводом для раздумий стала пенсионная реформа. Государство объявило, что потенциальным пенсионерам предоставляется свобода выбора: оставлять часть своих пенсионных отчислений государству или же предоставить в распоряжение частных компаний. Вопрос принципиален: или деньги будут лежать "мертвым грузом" на государственных счетах, или умножаться/уменьшаться в зависимости от успешности бизнеса "частников".
Согласно новому порядку, пенсию разделили на три части: базовую и страховую, которые полностью находится на контроле у государства, и накопительную, которой может распорядиться сам будущий пенсионер. Из общих 14% процентов пенсионных отчислений накопительная часть будет составлять 2% для людей, родившихся не позже 66 года, 1% для их более молодых "коллег". Для сегодняшних пенсионеров все остается по-прежнему. Тем же, кому до пенсии еще не менее 10 лет - 42 млн. человек - предоставлена альтернатива: доверить свои деньги государственному Пенсионному фонду России или Негосударственным пенсионным фондам (НПФ). Для того, чтобы приумножить пенсионные средства, фонд может вкладывать их в государственные и муниципальные ценные бумаги, векселя крупных компаний, недвижимость, депозиты, производственные проекты, в том числе самой компании. В результате накопления будущих пенсионеров должны ежегодно увеличиваться. А к выходу на пенсию, благодаря накоплениям, все граждане превратятся в зажиточных пенсионеров, подобно западным сверстникам, путешествующих по миру.
Механизм реформы присмотрели, конечно, на Западе. И как всегда только пенку сняли, а глубже - не копнули. Новая схема вряд ли будет эффективно работать в ближайшие годы: чтобы следовать примеру западных стран, необходимо сначала добиться столь же стабильного экономического состояния. Кроме того, пенсионная реформа дает перекос в сторону потенциальных пенсионеров, в то время как уже вышедшие на пенсию люди перебиваются 30-50 рублями, которыми периодически индексирует государство их "пенсы". Накопительная часть для них не существует, и изменить они уже ничего не могут - свобода выбора, как громко провозглашают цель реформы, в данном случае действует избирательно. А компенсации за "лишение свободы" никто не обещает. Возникает вопрос: вовремя ли затеяли эти преобразования, учитывая, что, например, только 70% пенсионеров Свердловской области получают пенсию чуть выше прожиточного минимума даже после третьей индексации?
Не обошлось без лоббирования закона представителями крупного частного капитала: ведь при грамотной PR-кампании созданные фонды в перспективе могут привлечь значительные средства. А предприятиям, при которых создаются такие фонды, это даст 2%, обычно отчисляемые государству, которыми можно распоряжаться, инвестировать в собственные проекты - то есть реальные деньги. НПФ могут стать для предприятий источниками так называемых "длинных" кредитов, которые невыгодно сегодня получать от банков. Эти кредиты будут давать сами работники, а если воспротивятся - то принудить их несложно. Так, например, в августе Группа СУАЛ совместно с членами координационного совета по социальному партнерству, в который входят мэры городов присутствия СУАЛа, приняла решение о создании негосударственного пенсионного фонда. Алексей Валерьевич Гончаров, директор пенсионного проекта группы компаний "СУАЛ" и"РЕНОВА": "Государство говорит следующее: часть налогов разрешим работодателям использовать на своих пенсионеров, но тогда работодатели возьмут ответственность за будущее своих работников и за размер их пенсии" (ОТВ, Акцент).
Интересен такой момент реформы: возможность НПФ инвестировать накопительную часть пенсии в муниципальные ценные бумаги. В этом случае фонды и компании, при которых они образованы, получат мощный лобби-ресурс на региональном уровне. Если городу будет нечем обеспечить доходность облигаций, негосударственные фонды могут использовать вариант манипулирования муниципальными властями в своих интересах. Алексей Гончаров, директор корпоративного пенсионного проекта групп компаний СУАЛ и "Ренова": "Мы будем вкладывать средства в города и повышение уровня жизни в них"(Областная газета, И пенсия моя, и город мой).
Те, кому до выхода на пенсию еще 10 лет - вне реформы. Выходит, "зачинщики" реформы и не предполагали, что люди сразу кинутся в НПФы, и 10 лет - именно тот срок, который государство негласно отводит на развитие рынка НПФов. Из этого можно сделать вывод, что государство не стремится как можно быстрее выпустить из-под контроля серьезные финансовые потоки. Нельзя, находясь в здравом уме, рассчитывать, что переболевшие ваучеризацией и мыльными финансовыми пирамидами граждане, с пачками денег бросятся на грудь коммерсантов.
Кстати, о государственных мотивах. СМИ активно обсуждают организационную путаницу вокруг пенсионной реформы. В августе все "подреформенные" Свердловской области должны были получить уведомление о состоянии накопительной части своего пенсионного счета и сделать выбор управляющей компании. Но уведомления получены не были. Не проводится никакой разъясняющей работы среди населения. За этот аспект ухватились СМИ. Согласно социсследованию Центра мониторинга и политических экспертиз, проведенных для Итогов недели (4 канал, 31.08.03), половина жителей области вообще не в курсе дела. Сергей Дубинкин, управляющий отделением Пенсионного фонда РФ по Св. обл.: "Мы не опаздываем, мы стараемся качественно разослать все необходимые гражданам документы. Эта ситуация находится на исполнении Правительства РФ. Чтобы давать информацию, ее надо иметь. Сегодня Минфин проводит конкурс управляющих компаний. Эти компании и дадут достоверную информацию, которая должна быть качественной". Срыв сроков дал СМИ повод предположить, что некоторые структуры - например, Пенсионный фонд России и его региональные отделения - не хотят лишаться "куска". Так, промэрский "Уральский рабочий" не замедлил обвинить С. Дубинкина в нежелании отдавать деньги, из которых якобы финансируется выборную кампанию областного вице-премьера.
Частных управляющих необходимо выбрать до 15 октября. Однако теперь сделать выбор придется фактически за месяц, причем в условиях сильнейшего дефицита информации, как о самой реформе, так и об 55 управляющих компаниях, которые выиграли государственный тендер. Вполне допустимо, что ветер дует из Москвы: глава Пенсионного фонда Михаил Зурабов просто не хочет отпускать подконтрольные пенсионные миллиарды - ведь если в спешке люди не определятся, то у госфонда есть еще целый год времени (менять "попечителя" гражданин может только раз в год). А задержку Зурабов объясняет перебоями в работе почты.
Итак, претендовать на пенсионные деньги будут 55 компаний. Отбор проводился по двум критериям: наличие лицензии ФКЦБ и временно свободных $5 млн. Только 3 из них имеют представительства в Екатеринбурге - "Тройка Диалог", "Брокеркредитсервис" и компания "Вика". Госконтроль за компаниями будет выражен в ограничении инвестиционных объектов. Кроме госбумаг частные компании смогут работать с ограниченным перечнем облигаций и акций российских эмитентов и с денежными средствами кредитных организаций. Законодательно утверждены также требования к структуре инвестиционного портфеля компаний. Каждый фонд будет иметь страховой резерв. Кроме того, за НПФ установят надзор контролирующие органы - спецдепозитарии, которые получат право, например, запрещать фондам сделки. Возможность реального контроля за НПФами сомнительна, при этом государство снимает с себя ответственность в случае банкротства компании.
Информационный отклик на это событие пока явно не зашкаливает: перед выборами народные избранники и госвласти не спешат пиарить свои персоны и партии через столь пока разночитаемую тему, ведь пенсионеры, которых реформа не коснется - это наиболее активная часть электората. А по данным статистики, количество пенсионеров в России составляет 38 миллионов человек. Комментируют проблему и в федеральных, и в местных СМИ только чиновники ПФ и некоторые претенденты на "пенсы".
Очевидно, что репутация частного бизнеса пока с государственной стабильностью конкурировать не может: по всем прогнозам, подавляющее большинство граждан (99% по данным "Коммерсанта" 10.09.03) выберет спокойствие. Вот только неизвестна судьба нынешних пенсионеров, находящихся в полной зависимости от государства. По совковой инерции, власть шагает в будущее, отрясая "пенсионерский" прах с ног.
|