Руководство Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей (СОСПП) взялось за внедрение программы сертификации областных работодателей. Однако если присмотреться к данному факту получше, то налицо факт обыкновенной попытки получения дополнительных прибылей за счет установления еще одной бюрократической двери, войти в которую изначально дано далеко не всем.
Изначально планировалось, что СОСПП будет лоббировать в высших властных структурах интересы всех форм бизнеса, продвигая на государственном уровне законы и постановления, облегчающие существование деловым кругам. Но на деле получается, что СОСПП мало чем отличается от государственных бюрократических структур. Очевидно, председатель областного союза Владимир Семенов и его окружение решили, что все прочие проблемы уже решены и для полного счастья осталось лишь раздать руководителям по сертификату, удостоверяющему право носить высокое имя «работодатель».
На сегодняшний день в России существуют различные государственные органы, призванные регулировать трудовые отношения - это и налоговики, и всевозможные органы статистики, и еще ряд уполномоченных заниматься регистрацией хозяйствующих субъектов. Но до сих пор не понятно, с какой стороны в эту и без того запутанную цепочку сможет пристроить свои интересы СОСПП.
Однако, несмотря на все сложности включения Союза в бюрократическую цепочку, уже сформирован перечень стандартов для потенциальных работодателей. Так, предприятие-кандидат должно в обязательном порядке обладать коллективным договором, соблюдать законы и условия коллективного договора, своевременно выплачивать зарплаты. Самое непонятное требование для предприятия, которое ставит под сомнение весь смысл изобретения, - исполнять обязанности работодателя, предусмотренные Трудовым кодексом РФ. В связи с последним требованием возникают как минимум два вопроса. Во-первых, зачем СОСПП дублировать функции профсоюзов, существующих практически на каждом крупном предприятии и осуществляющих контроль над исполнением руководством Трудового кодекса «на местах»? Во-вторых, тот же Трудовой кодекс предполагает, что его нормы распространяются на все предприятия, действующие на территории России, а их нарушение попадает в сферу ведения Административного, Гражданского и Уголовного кодексов. Значит ли это, что СОСПП в своем стремлении поделить все предприятия области на тех, кто выполняет, и тех, кто не выполняет требования закона, намерено взять на себя роль некоего КРУ с функцией поощрения «хороших» и наказания «плохих»?
Для многих руководителей предприятий уже давно не секрет, что СОСПП, созданный еще в 1991 году - структура сильно архаическая, в состав которой входит «возрастной» директорат, давно уже не формирующий повестки дня. Однако этот директорат до сих пор хорошо чувствует, где и при каких условиях можно получить дополнительные доходы. Так, в случае с сертификацией, предполагается, что за право носить гордое имя «работодатель» предприятие будет ежегодно платить взнос в размере 0,4% от фонда заработной платы. И это не «вместо», а плюс ко всем тем налогам, которые на сегодняшний день выплачивает работодатель в бюджеты всех уровней (а ведь именно их размеры и вдохновляют собственников и руководителей на творческие эксперименты с «серой» и «черной» системами оплаты труда наймитов). При этом не понятно, в чем будет заключаться отличие сертифицированных работодателей от всех прочих, так как про преимущества сертификата пока история умалчивает. Статус СОСПП позволяет предположить, что ни налоговых льгот, ни льготного кредитования, ни каких других бонусов (пусть даже в виде поддержки социальных программ) сертификация предприятию не гарантирует. Между тем если даже на глаз прикинуть планируемые доходы г-на Семенова сотоварищи, то с крупнейших предприятий металлургического толка, таких как НТМК, УГМК и прочие, можно будет получать несколько десятков, а то и сотен тысяч долларов в месяц.
Очевидно, «старым» промышленникам не дает покоя тот факт, что, к примеру, тот же Союз предприятий горно-металлургического комплекса Свердловской области и еще ряд отраслевых объединений промышленников имеют гораздо больший лоббистский потенциал и давно уже на несколько порядков влиятельнее СОСПП.
Сергей Костров, руководитель отдела информации ОАО «Уралмаш»: "Сотрудничать с СОСПП особого смысла нет"
Мы участвуем в работе СОСПП, но только в некоторых проектах. Эта организация полезна с целью скоординировать какое-то мнение, действие. Например, накануне каких-то больших событий, выработать единое мнение для предприятий. В этом отношении мы сотрудничаем, а в остальном - нет. Нет особого смысла. Для того чтобы дальше взаимодействовать более эффективно, нужны новые подходы, новые правила, с учетом изменения законодательства. Нужна, конечно, более динамичная организация, а СОСПП, пожалуй, слишком архаична и несовременна.
|