Прошедшие выборы можно назвать грязными по разным причинам. Нынче как никогда много было применено черных политтехнологий. Сразу после выборов Наталья Минц в эфире программы «Вести-Урал» пытала председателя Горизбиркома на предмет - так что же все-таки он имел в виду, когда еще накануне старта избирательной гонки пообещал городу беспрецедентную предвыборную грязь. Загнанный пытливой журналисткой, не принимавшей уклончивых ответов, в угол Игорь Выдрин признал, что самой грязной технологией считает именно захламление города огромным количеством агитмакулатуры, сократить объемы которой не помогла даже суперакция Максима Серебренникова.
Екатеринбургу «повезло» вдвойне - на город обрушились агитационные материалы кандидатов в депутаты Госдумы и претендентов на пост мэра. Стать депутатами Госдумы по одномандатным округам, расположенным на территории Екатеринбурга, намеревались 22 человека (14 по Верх-Исетскому и 8 по Орджоникидзевскому). На мэрское кресло претендовало 13 человек. Практически все кандидаты вели активную предвыборную кампанию.
Самым массовым видом агитационного материала стали газеты кандидатов. Они издавались тиражами, которым могут позавидовать даже рекламные бесплатные газеты: до 500 тысяч экземпляров, причем выходили почти еженедельно. Как следствие, несколько десятков миллионов газет (минимум четырехстраничных) наводнили город. Незначительно отстает от газетной массы количество листовок, расклеенных по всем вертикальным городским поверхностям. Несложные расчеты показывают, что этой бумагой можно в несколько слоев закрыть полы во всех городских квартирах (на конец 2003 года жилой фонд Екатеринбурга составляет около 25 млн. квадратных метров), включая кухни, туалеты и ванные комнаты. Вес всей этой агитационной макулатуры составил порядка 30 тысяч тонн. Мощность бомбы, сброшенной 9 августа 1945 года на Хиросиму, равнялась 20 килотоннам. Таким образом, на головы горожан фактически была сброшена бомба, разрушившая Хиросиму. Что называется - эту бы энергию да в мирных целях!
Кроме листовок и бесплатных газет город подвергся наводнению более оригинальными агитматериалами. Апробированная на губернаторских выборах, нынче вошла в моду практика раздачи карманных календарей с ликом кандидата. Их тиражи также переваливали порой за сотню тысяч экземпляров. Однако календарики не слишком сильно повлияли на количество городского мусора, во-первых, в силу своего малого размера, во-вторых, в связи с определенным интересом горожан к бесплатным календарям (хороший подарок знакомым на новый год, например). Беспрецедентным приемом стала раздача на городских улицах видеокассет с роликом «Двадцать минут правды». Екатеринбуржцы поначалу были впечатлены этой промо-акцией и радостно хватали бесплатные кассеты. Но дома их ждало разочарование - в соответствии с названием, продолжительность пленки была всего двадцать минут. Использовать эти кассеты для перезаписей в домашних целях (с каким прицелом они, собственно, и хватались) было бессмысленно. Оригинальной акцией была раздача флажков с фамилией одного из кандидатов на пост главы Екатеринбурга, но их качество не впечатлило горожан. Флажки были пластиковые и на морозе не желали развеваться по ветру, а просто ломались. В итоге и они пополнили килотонны предвыборного городского мусора. Однако, как выяснилось, львиная доля макулатурных усилий была затрачена зря. Колоссальных размеров брандмауэры остались грустно висеть, напоминая избирателям о количестве напрасно потраченных денег, 20-минутные кассеты пополнили видеотеки политтехнологов, а лидерами гонки оказались два кандидата, воплощающих всю незамысловатую мощь административного ресурса, преодолеть который, судя по всему, не в силах ни деньги, ни тщательно продуманные провокации.
|