Необыкновенно популярной оказалась недавняя продукция одной из рекламных фирм. Билборды с призывами «Сосу за копейки», выполненными большими ярко-красными буквами, появившись на улицах российских городов, в том числе и Екатеринбурга, привлекли особенное внимание прохожих. К чести рекламщиков надо отметить, что они не стали пускать свою мысль дальше и не поместили рядом с этим слоганом фото красивой девушки. Но слово «пыль» перед шокирующей фразой написали мелким шрифтом, сливающимся с остальным фоном билборда.
В областное управление по антимонопольной политике в последние дни поступило сразу несколько заявлений с жалобами на эту рекламу пылесосов. И не только от граждан. Наиболее ожесточенно сражается с двусмысленными слоганами Екатеринбургская епархия. Известны ее претензии к игривым рекламным продуктам сети магазинов бытовой электроники «Лидер». Главным идеологическим борцом от епархии выступает глава миссионерского отдела отец Владимир Зайцев. Он подтвердил серьезность намерений епархии до конца бороться с авторами «непристойностей», тем более что эта борьба уже начинает приносить священникам успехи. Так, по словам Зайцева, они уже добились пересмотра содержания ряда рекламных продуктов того же «Лидера». Однако с рекламой пылесосов, «сосущих за копейки», епархии придется потрудиться: она принадлежит московской компании «Эльдорадо», а добраться до москвичей будет сложнее. Тем не менее, епархия не может закрыть глаза на данную проблему: помощник правящего архиерея отец Владимир Зязев заявил, что реклама «Эльдорадо» должна быть признана преступной. Священники для большей вескости своих слов подключили филологов, которые вынесли экспертное заключение: в данном контексте употребление слова «сосу» намеренно искажает смысл фразы, придает ей вульгарное звучание, в то время как глаголом, описывающим действия пылесоса, является не «сосать», а «засасывать». «Урал Паблисити Монитор», обратившись в свою очередь за советом к Тамаре Матвеевой, профессору кафедры риторики и стилистики русского языка УрГУ, получили следующий комментарий: «употребление слова «сосать» в контексте рекламного слогана является очень похабным и идущим вразрез с общечеловеческими моральными нормами». Кроме того, специалисты по стилистике рекламы считают, что данная реклама вообще непрактична по своей сути: потребитель, на которого она ориентирована, вряд ли считает 999 рублей «копейками», как гласит слоган. А проблему похабной рекламы филологи считают настолько актуальной, что ею давно бы пора было заняться правоохранительным органам.
Однако в ГУВД Свердловской области «Урал Паблисити Монитор» сотрудники отдела по агитации и пропаганде, смеясь, сообщили нам: «что вы нашли такого страшного или аморального в слове «сосу»? Мы, лично, не видим ничего такого. Другое дело, если бы там звучало какое-нибудь нецензурное слово, тогда да. А в нашем случае ничего противозаконного нет, потому и нет оснований для беспокойства». Милиционеры посоветовали нам обратиться с вопросом о корректности употребления слова «сосать» в рекламном продукте к специалистам по антимонопольной политике. Но Татьяна Колотова, руководитель СТУ МАП, также не видит в этой рекламе никакой двусмысленности и ничего, что могло бы оскорбить мораль человека. На то и пылесос, чтоб сосать, сообщила Колотова.
Итак, предъявить рекламщикам какое-нибудь юридическое обвинение невозможно. По сути, аморальной должна считаться только та реклама, которая откровенно оперируется нецензурными словами. Однако «нетактичность» рекламы про пылесосы налицо, и она не только вызывает ухмылки горожан, но и опасения родителей, дети которых умеют читать. Очевидно, решить вопрос о комфортном моральном климате способны только законодательные органы. Государственная дума прошлого созыва неоднократно пыталась побороться за чистоту и культуру языка, но постоянно рисковала перейти грань цензуры. Областной парламент также обращал ранее свое внимание на непристойности, которые нас окружают: так, ряд проектов выдвигали Анатолий Марчевский и Сергей Черкасов. Но они не нашли понимания у своих коллег, парламентарии собирались даже на специальные заседания, где много говорили, создавали соответствующие рабочие группы, но ничего конкретного не делали.
© Андрей ЕРМОЛЕНКО
|