В конце прошлого года в Москве прошло совещание с руководителями всех районных управлений вневедомственной охраны. Поводом для совещания стал перевод охраны на сметно-бюджетное финансирование.
В начале 2003 года работала правительственная комиссия по оптимизации бюджетных расходов. В числе прочих вопросов, ее внимание привлекла и вневедомственная охрана. "По душу" ОВО комиссия выработала три пункта. Первый - перевести ВО на бюджетное финансирование. Второй - сократить численность личного состава вневедомственной охраны и количество объектов, подлежащих охране. Речь шла о том, чтобы оставить ОВО лишь объекты особой важности, которых насчитывается 56 тысяч. Остальные договоры предполагалось разорвать и, что называется, выбросить на рынок, а это ни много, ни мало 400 тысяч объектов и полтора миллиона квартир (лакомый кусок для частных охранников).
Вследствие этого, возникал вопрос о колоссальном сокращении численности сотрудников. Из 150 тысяч милиционеров сокращению подлежали порядка 77 тысяч. Что же касается не аттестованных - это стрелки ВОХР, технический персонал - то они должны были перейти в новые организационно организационно-правовые формы, выйдя из состава охраны. Стать акционерным обществом, ЧОП или чем-то подобным.
Фактически - это означало передать рынок охранных услуг в частные руки.
Чтобы спасти службу, региональные Управления охраны доложили о сложившейся ситуации бывшему в то время министру внутренних дел Борису Грызлову и Президенту России. Владимир Путин разрешил самостоятельно разработать схему реформирования охраны. Но службу все-таки перевели на сметно-бюджетное финансирование.
С 1 января 2004 года все, что зарабатывала охрана, отправлялось в Федеральную службу казначейства, потом в Министерство финансов РФ, а уже оттуда - обратно в службу вневедомственной охраны. У Свердловского ОВО план на этот год составляет 906 миллионов рублей. На данный момент наши милиционеры выполняют смету с опережением около 103 процентов. При этом, деньги возвращающиеся обратно составляют сумму примерно на 76 процентов меньше. Естественно, что, работая в таких условиях, охрана бы за год успела "съесть саму себя". В Свердловской области, из-за убыточности, уже пришлось закрыть два филиала вневедомственной охраны в Новой Ляле и Шалинском районе.
Для выживания в новых условиях и был предложен вариант о делении ОВО на две части. В первой останутся только сотрудники МВД. Они займутся охраной особо значимых, в том числе государственных, объектов. Эта часть останется на хозрасчете.
Вторая половина, станет чем-то вроде государственного охранного предприятия. Его функции будут сравнимы с частными охранными фирмами, и здесь останутся частные контракты и экономическая свобода. Называться это будет - федеральное унитарное охранное предприятие и работать станет по системе хозрасчета (частные охранники уже прозвали ФГУП - ГОПником - государственным охранным предприятием).
В состав унитарного предприятия войдут все вохровцы и технический персонал занимающийся обслуживанием сигнализаций. В ОВО останутся только сотрудники милиции. В их обязанности будет входить патрулирование улиц, охрана государственных объектов и выезды на "сработку" сигнализаций.
В свою очередь сотрудники унитарного предприятия будут нести охрану коммерческих объектов, "дежурить на кнопках сигнализаций" и заниматься обслуживанием последних. Таким образом, руководство ВО избежит случаев, когда офисы криминальных авторитетов охраняют аттестованные сотрудники милиции.
Унитарное предприятие будет входить в состав ОВО, так же как сейчас Управления вневедомственной охраны входят в состав ГУВД. При этом местное милицейское начальство не сможет садить своих людей на кресло директора ФГУП. Претенденты на должность будут утверждаться в Москве.
Вся эта структура начнет работать по новой системе с 2005 года и именоваться будет Департаментом защиты государственного имущества, а Управления на местах - комитетами. Однако российские правительство подкинуло регионалам новую проблему. Этой осенью руководство МВД РФ разработало способ удовлетворить претензии своих сотрудников в части выплаты "боевых" пособий.
Вместе с комитетом по обороне, Советом безопасности при Госдуме и Счетной палатой был разработан механизм боевых выплат и выделена отдельная строка в российском бюджете 2005-го года. Как пообещал министр финансов Алексей Кудрин, в будущем году будет выделено 50 миллиардов рублей на финансирование силовиков задействованных в контртеррористических операциях. Из этой суммы, 600 миллионов - будет выплачено военным, перед которыми у государства остался должок.
- Раньше «боевые» просто не вбивались в бюджет. Не были распределены полномочия по выплатам между Министерством финансов и МВД. В этом и состояла правовая коллизия, - рассказал "УралПаблисити" член госдумского Совета по безопасности Евгений Ройзман. - Боевые действия - это форс-мажорные обстоятельства, а потому это статья расходов и не была прописана. Сейчас же мы устранили эту проблему в законодательстве.
Следует признать, что решение проблемы вызывает, мягко говоря, недоумение. Премьер Фрадков подписал распоряжение согласно которому боевые будут "гасится" за счет расходов на вневедомственную охрану. Общая сумма перенаправленных средств, которые собираются сэкономить на УВО, достигнет 3,5 миллиардов рублей.
Управления охраны в регионах узнали о нововведении только на днях и пока еще не успели подсчитать, во сколько им обойдется "содержание" контртеррористов.
Как заявил "УралПаблисити" начальник Свердловского Управления вневедомственной охраны Владимир Ларин, благодаря реформе, это нововведение не сильно ударит по структуре ОВО. Хотя он признал, что, возможно, придется сократить финансирование социальных программ. В случае же, если охране не удастся "поднять" сумму в 3,5 миллиарда рублей, Владимир Алексеевич понадеялся, что Министерство финансов урежет какую-либо статью расходов у другой структуры.
Любопытная деталь: Российское правительство действует похожими методами, как и, в свое время, главк Свердловской милиции. Почти год свердловские омоновцы пытались получить причитающиеся им боевые. Помогли только судебные иски. В течение всей прошлой зимы суд Верх-Исетского района Екатеринбурга был буквально завален обращениями сотрудников ОМОН к ГУВД Свердловской области. Бойцам не доплатили за командировки в Чечню около шести миллионов рублей.
Суд удовлетворил практически все требования омоновцев и обязал ГУВД области выплатить боевые пособия. Милицейский главк подчинился и выплатил долг ОМОНу, правда, из тех денег, которые должны были пойти на зарплату свердловских милиционеров. В результате, только за период с ноября 2003-го к началу 2004-го года перед милиционерами работающими на местах образовалась задолженность в 14 миллионов рублей.
Свердловская прокуратура провела проверку и выяснила, что изначально, задолженность с боевыми появилась из-за нерасторопности главка милиции. Как сообщили "УралПаблисити" в пресс-службе областной прокуратуры, руководство службы тыла ГУВД несвоевременно уведомило МВД РФ о необходимости дополнительного финансирования необходимой статьи расходов. В целях избежания повторения подобных инцидентов, с руководителями тыловых подразделений была даже проведена необходимая учеба...
Теперь омоновцы не сомневаются в том, что деньги за командировки в горячие точки они получат в полном объеме, в любом случае: либо по-хорошему, либо по-плохому. Очередная партия - 25 бойцов ОМОН, на прошлой неделе уехали в полугодовую командировку в Дагестан. В составе мобильных отрядов они будут обеспечивать охрану общественного порядка, и оказывать помощь местным правоохранительным органам.
Олег МОРОЗОВ
|