Шутку о том, что свердловская «подземка» попала в Книгу рекордов Гиннеса, как самое короткое метро в мире давно цитируют близкие к мэрии чиновники и депутаты. И уже который год на почве метрополитена случаются мелкие стычки между политическими лагерями. И областные и городские деятели пытаются приписать себе славу борцов за метро, стараясь при этом «увильнуть» от финансирования.
С каждым годом пул лоббистов Екатеринбургского метрополитена видоизменяется. Очевидно, что и со стороны города и со стороны области эта тема используется как пиар-повод. Напомним, что в конце 2003 года при обсуждении в думе бюджета на 2004 областными депутатами и «областными» СМИ была широко озвучена информация о том, что 160 миллионов рублей в Территориальный дорожный фонд на строительство метро выбил лично ни кто иной, как тогда еще неформальный кандидат в мэры Екатеринбурга Юрий Осинцев. Сегодня, эстафетную палочку, без привязки к каким либо выборам, взял, судя по всему, председатель комитета облдумы по экономической политике Владимир Терешков с подачи лидера фракции «Единой России» Анатолия Мальцева.
Известно, что около месяца назад областные «единороссы» очень тесно сошлись со своими коллегами из гордумы. По два раза в неделю они собирались на совещания, создавали депутатскую группу «Единой России» в Екатеринбургском парламенте, а параллельно обсуждали какие-то социальные, экономические проблемы города. В СМИ это все подавалось под таким соусом, что мол, депутаты гордумы обратились к коллегам из облдумы с просьбой добавить в бюджет Екатеринбурга на 2005 год средств на те или иные цели. Естественно, вдохновленные такой просьбой свердловские парламентарии кидались в бой и, вопреки усилиям лоббистов из мэрского финансово-бюджетного управления, выбивали дополнительные средства. Так родилась, например, информация о том, что лично Владимир Терешков, после совместного заседания городских и областных единороссов, добился того, чтобы в бюджет Екатеринбурга на 2005 год вписали дополнительные 220 миллионов рублей, большая часть этой суммы - около 180 миллионов рублей должна пойти на строительство злополучного метрополитена.
Такие заявления от Терешкова родили настоящую ревность в сердцах «городских» депутатов в облдуме, которые испокон веков считали, что именно они - главные лоббисты недостроенного метро в Екатеринбурге. Последние несколько лет такие народные избранники, как Сергей Архипов, Евгений Порунов ставят данный вопрос ребром и перед областным премьером Алексеем Воробьевым и перед губернатором Эдуардом Росселем и перед своими коллегами по думе. Они задают неудобные вопросы, щеголяют скандальными цифрами и фактами о том, как на самом деле обстоят дела в метрополитене. Более того, известно, что пару месяцев назад метрополитеном «загорелся» еще один городской депутат Илья Борзенков. Он во время своего очередного визита в Москву составил даже компанию лидеру свердловского отделения ЛДПР Владимиру Таскаеву во время его похода на прием к Владимиру Жириновскому. Известно, что Владимир Вольфович пообещал свердловским парламентариям пролоббировать вопросы Екатеринбургского метро в Госстрое. В этой ситуации, появление на «пиар-поляне» метрополитена Владимира Терешкова было воспринято крайне негативно, председателя экономического комитета облдумы называли не иначе как выскочкой.
Что же касается реально того, как обстоят дела с городской «подземкой», то об этом мало кто говорит открыто. В распоряжение «Урал Паблисити Монитор» попала справка о работе компании «Метрострой - подземные технологии строительства», подготовленная ее директором Юрием Дозорец. Здесь приводятся весьма печальные факты:
«Финансирование строительства метрополитена в последние годы крайне неритмично и недостаточно. Так при сдаче в эксплуатацию ст. Геологическая в 2002 году кредиторская задолженность составила 113,8 миллиона рублей. На 2003 год в областном бюджете было заложено 160 миллионов рублей через территориальный дорожный фонд, профинансировано всего 83 миллиона рублей. На 2004 год комиссией Госстроя РФ была определена технологически обоснованная потребность финансирования в размере 1178,8 миллионов рублей. При утверждении этой потребности был поставлен акцент на Постановлении Правительства РФ № 1433-Р от 12.10.2000 г., согласно которому до 20% средств выделяется из федерального бюджета и 80% из местных бюджетов. Фактически на 2004 год выделено 251,3 миллиона рублей, в том числе: Федеральный бюджет - 84,3 миллиона рублей, городской бюджет - 167 миллионов рублей.
Программа развития метрополитена в г. Екатеринбурге до 2005 года сорвана из-за крайне недостаточного финансирования. На грани срыва и «Программа развития метрополитена в г. Екатеринбурге до 20015 года».
Этот тезис г-н Дозорец аргументирует. «При сегодняшнем уровне финансирования (250 миллионов рублей в год), - пишет он, - и стоимости ст. «Чкаловская» с перегонными тоннелями 4 миллиарда рублей, срок строительства составляет 16 лет, при нормативном сроке строительства 4,5 года. Не хватает средств даже на первоочередные работы: так на этот год были запланированы работы по подготовке территории строительства ст. «Чкаловская» (вынос коммуникаций и устройство объездных дорог), но из-за недостаточного финансирования эти работы перенесены на следующий год.
Сегодня, когда метрополитен в городах-миллионниках начинает строится с «нуля» (Казань, Омск, Красноярск), в нашем родном Екатеринбурге, третьей столице России, где метрополитен зарекомендовал себя как самый надежный и скоростной вид транспорта, просто стыдно вести работы такими «черепашьими» темпами. Кроме того, условно-постоянные затраты, связанные с поддержанием горных выработок в безопасном состоянии (откачка воды, вентиляция, освещение и т.д.) составляют существенную сумму 60 миллионов в год, и чем дольше мы строим, тем дороже строительство».
На этой весьма эмоциональной ноте справка директора «Метростроя» заканчивается. Как стало известно «Урал Паблисити Монитор» от источников в областной думе, в 2004 году представители городской администрации уже летали в Москву в Госстрой и доказывали объем финансирования, который необходим в 2005 году. Сегодня эта сумма составляет уже 1 миллиард 477 миллионов рублей. 20 процентов от этих денег Госстрой готов перечислить в целевом порядке в бюджет региона. В связи с этим Аркадий Чернецкий еще в июне 2004 года написал письмо Алексею Воробьеву с предложением выделить из областного бюджета в 2005 году 767,4 миллиона рублей на строительство метро, в том числе установив норматив для бюджета г. Екатеринбурга с учетом выделения - 350 миллионов рублей. Судя по всему, Алексей Петрович не проникся до конца проблемами градоначальника, так как в областном бюджете, как мы уже указывали выше, пока что запланирована сумма в пределах 180 миллионов рублей.
Еще в справке директора «Метростроя» указывается, что в 2004 году средства на финансирование метро идут всего из двух источников - от федерации и из города. Вклад областного бюджета равен нулю. Так что 160 миллионов рублей, выбитых лично Юрием Осинцевым, сегодняшним спикером Палаты Представителей Законодательного собрания области никто, по словам наших источников в мэрии, особо не отразил. «Городские» лоббисты также скептически относятся к потугам Владимира Терешкова выбить какие-то дополнительные средства на метро.
Причем, представителей мэрии не сильно впечатлили и слова Алексея Воробьева о екатеринбургском метрополитене, которые он говорил пару недель назад, докладывая о содержании проекта бюджета области на 2005 года на совместном заседании двух палат областного парламента. Алексей Петрович озвучил уже известную цифру - 180 миллионов из областного бюджета в будущем году, сообщив, что подана заявка в Госстрой о выделении в 2005 году оттуда 270 миллионов рублей на местное метро. Пока что это заявление воспринимается метростроевцами не с меньшим скепсисом, чем все другие обещания властей различного уровня. Если Госстрой еще в прошлом году четко заявлял о своей финансовой политике: 20 процентов - федеральный бюджет, 80 процентов - региональный, то вряд ли для Свердловской области будет сделано какое-то серьезное исключение. Видимо, Воробьев предполагает, что госстроевцы из чисто гуманных побуждений захотят выделить на екатеринбургское метро в полтора раза больше средств, чем намерено выделить правительство и Минфин субъекта Федерации.
Появятся ли в вопросе метрополитена какие-то проблески ко второму чтению бюджета области - 2005, пока не известно, хотя наши источники в «Белом доме» очень сомневаются, что вопрос будет сдвинут с мертвой точки. Видимо, местное метро в ближайшие 16 лет так и будет состоять всего из шести станций, а местные политики продолжат активно «ездить» на нем при составлении своих пиар-проектов.
UP-Monitor, Анна ДОНСКАЯ
|