Урал паблисити монитор, Анастасия Рубцова
Репутационная политика Александра Карлова, министра архитектуры, строительства и ЖКХ Свердловской области, все годы его пребывания на этом посту сводились к единственному - привлекать как можно меньше внимания. До определенной степени ему это удавалось - в январе 2004 года Департамент информации губернатора Свердловской области по итогам опроса журналистов объявил Карлова самым закрытым для контактов министром. В самом факте проведения подобного конкурса можно было усмотреть призыв к большей открытости министерств. Однако Карлов, один из кадровых министров областного правительства, предпочитает более традиционные методики укрепления репутации - путем демонстрации своей лояльности губернатору, а не прозрачности для СМИ. Заметим, что в подобной тактике имеется определенный резон: испортить реноме таким образом практически невозможно, а для укрепления чиновничьих позиции - ход по сути безошибочный.
Образ «человека Росселя», закрепившийся за годы работы за Александром Карловым, и безусловная поддержка линии губернатора со стороны его бывшего соратника по «Средуралстрою» вполне объяснимы. Работа в СПА «Средуралстрой», где в 1991-1997 годах Александр Карлов занимал должность директора по экономике и социальному развитию, стала главным трамплином для дальнейшего взлета карьеры Александра Владимировича - в предшествующие годы ограниченной стройтрестами в городах Ревде и Каменске-Уральском. Пост министра строительства в правительстве, по мнению ряда экспертов» создавался фактически под него. В начале 2003 года сфера ответственности минстроя была дополнена коммунальным хозяйством, «отнятым» у другого областного министра, Виктора Штагера. Это решение, в тот момент объясненное упрощением технического взаимодействия с федеральными органами власти, в том числе с Госстроем РФ, на деле позволило сосредоточить в руках одного из наиболее лояльных к Эдуарду Росселю министров две бурно развивающихся и реформируемых отрасли - ЖКХ и строительство.
На сегодняшний день очевидно, что министр Карлов не смог обеспечить эффективный контроль за процессами в подведомственных отраслях. И если развитие строительной индустрии губернатор курирует лично и переживать за ее судьбу не приходится, то энергетическая проблематика серьезно ударила по репутации министра как раз накануне переназначения. Последние заявления руководителей энергетических предприятий о целесообразности создания отдельной структуры при правительстве области, которая займется исключительно энергетикой ЖКХ - симптом того, что в чересчур «утяжеленном» функционалом министерстве коммунальная сфера оказалась проваленной. И решить возникшую проблему «по старинке», избегая общественного внимания, скорее всего, не удастся. Более того, подобная методика может привести к репутационной катастрофе областного масштаба, поскольку неразвитость сферы ЖКХ получает все новые и новые подтверждения.
Публичные обвинения премьера Алексея Воробьева в адрес министерства строительства и ЖКХ прозвучали впервые в самом начале коммунальной реформы, летом 2004 года, заявившем, что коммунальная система в Свердловской области работает «плохо, неэффективно, неприбыльно». Парируя обвинения, Александр Карлов неоднократно отмечал, что причины раз за разом возникающих коммунальных катастроф в малых городах кроются в неудовлетворительной работе городских администраций. Отчасти это правда - муниципалитеты зачастую рассматривают коммунальную реформу как способ «относительно честного» зарабатывания денег на приватизации коммуналки, но свалить вину за развал отрасли полностью на муниципалитеты вряд ли удастся. Более того - чем дольше удастся закрывать глаза на эти проблемы, тем громче станет крушение.
Так, в нынешнем октябре, когда министр Карлов уже бодро отрапортовал о благополучном начале отопительного сезона, один за одним начали возникать чудовищные провалы. В Заречном многомиллионные долги муниципалов перед Белоярской ГЭС создали почти катастрофическую ситуацию с подачей тепла. В Новой Ляле и Серове тепло было дано только после вмешательства правоохранительных органов.
Очевидно, что в первую очередь проблемы ЖКХ наносят удар по инвестиционной привлекательности Свердловской области, именно поэтому их наискорейшее решение является стратегической задачей для областных властей.
Стремительное развитие строительной отрасли также создает ряд подводных камней в работе министерства Карлова. Подконтрольная министерству структура Свердловского агентства ипотечного жилищного кредитования (САИЖК), созданная в ноябре 2003 года для реализации федеральных ипотечных программ, не способна обеспечить базу доступного жилья для жителей Свердловской области. Причина очень проста - условия предоставления кредитов САИЖК таковы, что делают их доступными для очень узкого сегмента - если верить докладам того же областного правительства, это, во-первых, представители исключительно городского населения, во-вторых, сферы бизнеса. В среднем САИЖК выдает около 50 жилищных кредитов в месяц, что в масштабах Свердловской области не покрывает даже минимальной потребности в жилье. При этом министерство строительства и ЖКХ не ведет разъяснительной работы, не предпринимает усилий для создания условий доступной ипотеки несмотря на то, что это направление вошло в число национальных программ-приоритетов.
Так что сегодня деятельность министерства строительства и ЖКХ безусловно нуждается в серьезной корректировке, так как весьма негативно влияет на репутацию команды Росселя в целом. Поэтому, вероятнее всего, при переназначении к Александру Карлову, как к одному из «стратегических» министров, будет немало вопросов. В связи с этим его шансы остаться на прежнем посту эксперты «Урал паблисити монитор» оценивают как 50Х50.
|