Урал паблисити монитор, Никита Гордеев
Самым депрессивным ведомством среднеуральского правительства по праву считается министерство сельского хозяйства. Бессменно им руководит г-н Чемезов, один из политических долгожителей области. Сегодня он демонстрирует явную лояльность и личную преданность Росселю. Возможно, столь долгий срок, в течение которого эта персона руководит сельским хозяйством, объясняется именно аспектом доверительных отношений с губернатором. Иных вразумительных объяснений в данном случае быть не может.
Между тем ситуация в сельском хозяйстве более чем уныла. За годы руководства министерством, Чемезов не предложил ни одной программы, и соответственно, не сделал ни одного конкретного шага на пути вывода областного сельхоза из системного кризиса. Критики в адрес Чемезова звучало и звучит много. Но главной причиной для этого служит отсутствие политической воли и четкой позиции самого министра по ряду ключевых для отрасли проблем. Комментируя возможное появление птичьего гриппа не территории Свердловской области, министр взывал к милости неба. Не слышно было голоса Минсельхоза и во время бюджетных баталий. Из этого злопыхатели делают не утешительный для Чемезова вывод - принцип, по которому живет министерство: «Нет денег - нет ответственности».
Однако, несмотря на хорошие взаимоотношения с губернатором, Чемезов периодически выслушивает критику от Росселя за упадок в сельском хозяйстве области. Министра сельского хозяйства даже посылали за границу, в Голландию, перенимать опыт тамошнего хозяйствования. Но это заграничное турне конкретных результатов не принесло. Голландских ноу-хау на Среднем Урале не появилось.
Явные управленческие промахи усугубляются и неудачным пиаром. Вероятно, во многом это объясняется, мягко говоря, странным положением дел в пресс-службе Минсельхоза. Во время активного обсуждения в СМИ вероятности появления птичьего гриппа телефон пресс-секретаря отвечал звонившим журналистам голосом автоответчика. В результате, предположение о птичьем гриппе обросло таким множеством слухов, что это негативно сказалось на некоторых экономических показателях области: слухи о грядущем птичьем гриппе вызвали снижение уровня продаж того же мяса птицы местных производителей. Своими действиями, вернее бездействием, министр оказал родному ведомству медвежью услугу. Неумение и нежелание парировать, и в определенной части контролировать, негативный информационный поток становятся тенденцией, свойственной не только ведомству сельского хозяйства, но и правительственным органам вообще.
Однако при всем этом некоторые депутаты склонны объяснять проблемы Минсельхоза исключительно объективными причинами упадка. «Работа министерства реализуется в пределах того бюджета, который утвержден, - уверенно отмечает депутат Палаты представителей Олег Исаков. - Ведь сегодня сложно решать проблемы сельского хозяйства на те деньги, которые выделяются. Этих денег надо как минимум в два раза больше того, что есть в сельском хозяйстве сейчас. А налоговое законодательство, к сожалению, не позволяет увеличивать доходную базу областного бюджета, и соответственно, увеличивать расходы на сельское хозяйство. Перераспределение финансовых потоков идет в пользу Москвы. Мы все являемся заложниками этой ситуации».
И, пожалуй, самый главный промах нынешнего министра сельского хозяйства -это бездействие на рынке закупок продукции у местных сельхозпроизводителей. Так называемые интервенции на рынке сельхозпродукции не делаются. Безусловно, это очень затратно, может, даже убыточно по некоторым позициям для областного бюджета, но в итоге такие действия могли бы принести результат и стать инвестиционным вложением в сельское хозяйство. Готовящаяся в будущем году сельскохозяйственная перепись лишь подведет неутешительный итог деятельности всего ведомства и правительства в целом по агропромышленному комплексу. В этой связи вспоминается митинг двухлетней давности, прошедший под стенами областного правительства. Тогда сельские жители, приехавшие на акцию протеста, предлагали ликвидировать Минсельхоз за ненадобностью, и тогда же была озвучена информация о том, что за последние годы с карты Свердловской области исчезло более 800 деревень.
Вряд ли первые лица области вспомнят прошлый призыв сельчан о ликвидации министерства, поэтому ведомство, бесспорно, останется в структуре нового правительства. Однако все перечисленные тактические и стратегические промахи делают персону Чемезова крайне нежелательной для нового кабинета министров. Впрочем, если Россель и Воробьев будут рассматривать это назначение с позиций личной преданности, утверждение Чемезова становится очевидным фактом.
|