Урал паблисити монитор, Ира Шестовских
В конце прошлой недели были подведены итоги пятого конкурса за достижения в сфере public relations «Белое крыло», проходящего под эгидой Уральского отделения Российской ассоциации по связям с общественностью. Организаторы сообщили, что в юбилейный для конкурса год на суд экспертного жюри поступило 129 проектов, что стало рекордным количеством за всю историю «Белого Крыла».
Всего жюри отобрало 8 лучших: за лучший PR-проект в некоммерческой сфере приз получило PR-агентство InMar Public Relations с проектом «Сибирский фестиваль бега» (г. Новосибирск), в Ижевск уехала награда за лучший PR-проект в государственных учреждениях, реализованный администрацией г. Ижевска - «Ижевск от Города-Завода к Городу для людей», лучшей студенческой работой стал проект «Саквояж - сеть сумчатых магазинов» коллектива студентов Уфимского государственного института сервиса (г. Уфа). Специальную номинацию конкурса получил Константин Киуру, заведующий кафедрой массовой коммуникации Южно-Уральского государственного Университета, кандидат филологических наук (г. Челябинск)
Приз за лучшую работу в коммерческой области достался ОАО «Ависима» за проект для города Березники «Дело о зеленых чайниках будущих крутых самоварах». В номинации лучшая пресс-служба победили представители екатеринбургского отделения СКБ-банка. PR-персоной года стал мэр Челябинска Михаил Юревич. (Любопытно, что лучшим pr-менеджером стал Андрей Иванов, руководитель службы по связям с общественностью Свердловской железной дороги, что весьма любопытно на фоне продолжающейся в местных СМИ «черной кампании» против руководства СВЖД).
Самыми популярными номинациями этого года среди претендентов этого года стали «Лучший PR-проект в коммерческой сфере», «Лучший PR-проект для СМИ» и «Лучшая пресс-служба». Большая часть pr-проектов были представлены именно в коммерческой сфере, и это, по мнению организаторов, говорит о развитии института внешних связей в бизнес-среде. В связи с чем члены жюри не исключает появления новых номинаций, к примеру, посвященных отдельно корпоративным СМИ, которые сегодня представляет собой реальный инструмент воздействия. Неслучайно лучшим PR-проектом для СМИ среди юбилейных лауреатов премии стала газета «За медь», реализованная специалистами УГМК-холдинга в рамках другого проекта «Будущее журналистики: привлечение к творчеству школьников города Верхняя Пышма».
Как отмечают организаторы мероприятия, на общем позитивном фоне резко выделяется лишь номинация «Лучшая работа по теории и методологии PR», в которой так и не были определены победители. Галина Коптева, pr-менеджер, ответственный за проведение конкурса, сообщила, что в данной номинации было заявлено всего 2 работы - согласно условиям, если в номинации принимают участие меньше 5 проектов, решение по ним не выносится. А кроме того, добавила Коптева, эксперты остались недовольны уровнем представленных проектов.
По словам Людмилы Шевченко, директора Уральского филиала Института развития прессы и члена жюри конкурса, в последнее время все заметные разработки так или иначе были связаны с политическим пиаром. К тому же российские pr-специалисты занимаются в основном практической работой. А в рамках номинации по методологии поступают настолько слабые работы, что отбирать по сути не из чего. В прошлом году жюри столкнулось с той же проблемой, и уже тогда высказывались предложения убрать номинацию из конкурсного списка. «Теоретическая» номинация, по выражению Шевченко, «хиленькая» не только в количественном плане: к примеру, оба проекта в этом году откровенно не претендовали на глобальность, затрагивая узкий аспект деятельности. Названия проектов говорят сами за себя: «Дистанционное образование специалистов по связям с общественностью средствами интернет в физкультурном ВУЗе» (г. Санкт-Петербург) и «Роль лидерства в управленческой деятельности» (г. Магнитогорск).
Непопулярность теоретических разработок, по мнению опрошенных нами экспертов, которые входят в конкурсное жюри, обусловлена тем, что для России связи с общественностью - достаточно новая отрасль, в этом отношении мы уступаем даже Китаю, где такая специализация появилась еще в 70-е годы. Первые лицензии на подготовку pr-специалистов учебные заведения столицы УрФО получили только в 1998 году. Российские «пиарщики», за неимением другого, учились на учебниках иностранных авторов, но для того, чтобы выработать методологию public relations в российских условиях должен быть накоплен положительный и отрицательный опыт освоения зарубежного опыта. По мнению Татьяны Алайба, ректора Института международных связей, которая также входит в жюри конкурса «Белое Крыло», сейчас в России только подрастает поколение, способное формировать собственные подходы к анализу института связей с общественностью, идет этап становления методологии, и этому процессу, как подрастающему ребенку, нужен срок. Пока студенты не особо интересуются теоретическими аспектами предмета - в дипломах чаще всего анализируется тактика pr-проектов, выпускники не торопятся посвящать себя научной работе - профессия актуальна и молодые специалисты предпочитают реализовывать себя в практической деятельности. Но тем не менее нельзя сказать, что работа в этом направлении совсем не идет:
- В этом году мы ожидали, что нас порадует Санкт-Петербургская школа, но они не сумели представить законченное исследование. Прогнозируем, что им удастся сделать это в следующем году, кроме того, от института мы планируем представить первые результаты работы наших аспирантов.
По словам Татьяны Алайба, судьба номинации «Лучший проект в области теории и методологии PR» зависит от заявленных целей: если номинация введена только для констатации существующего положения вещей, тогда можно говорить о ее неэффективности. Если же речь идет о стимулировании развития отрасли, необходимо поощрять все попытки научного подхода к public relations, в отдельных случаях - мотивировать материально. Впрочем, пока среди членов конкурсного жюри такая возможность не обсуждалась.
.
|