Урал паблисити монитор, Дарья Орлова
«Вимм-Билль-Данн» все-таки пришел на рынок Свердловской области. Холдинг, в который на данный момент входят 29 производственных предприятий в 26 регионах России и СНГ, пополнился Первоуральским молочным заводом. Пока процесс объединения не завершен, сделка проходит рассмотрение в ФАС, но, судя по предыдущему опыту прихода в регионы ВБД, проблем возникнуть не должно.
Свердловская область является для «Вимм-Билль-Данн» более чем перспективным рынком сбыта - если не брать в расчет молзавод в Первоуральске, на сегодняшний день на территорию области не зашел ни один из крупных федеральных производителей молочной продукции. В этом смысле покупку ПГМЗ можно считать стратегическим шагом менеджмента холдинга. Учитывая давно устаревшие производственные мощности первоуральского завода, основанного 36 лет тому назад, (пока единственным значимым нововведением ПМГЗ является шведская линия упаковки молочных продуктов серии «Снегирево»), основную ценность представляет землеотвод.
Следуя своей тактике регионального развития, ВБД планирует провести полную реконструкцию Первоуральского молокозавода, ввести в эксплуатацию современное оборудование и начать работу по расширению ассортимента. Более подробной информации о предстоящих изменениях представители холдинга пока не озвучили, но, учитывая общую стратегию бизнеса ВБД, можно уже сейчас делать некоторые прогнозы.
Очевидно, что инвестиции оживят ПМГЗ, положение которого сегодня нельзя назвать радужным. На стороне «Вимм-Билль-Данн» - все необходимые ресурсы для полного переоснащения завода, собственная линейка популярных продуктов, массированная и эффективная реклама продукции по всем рейтинговым каналам СМИ. Вполне возможно, что появление на рынке Свердловской области столь яркого и сильного игрока будет стимулировать местных производителей к освоению не только актуальных методов маркетинга, но и новых технологий производства. Последнее, впрочем, заключает в себе немало острых и весьма противоречивых вопросов. Приход именно этого крупного игрока на рынке молочных продуктов, судя по всему, привнесет и характерные «минусы глобализации», в первую очередь для потребителей.
Главным направлением «Вимм-Билль-Данн» является изготовление так называемой «долгоиграющей» продукции из стерилизованного молока, и компания откровенно говорит об этой специфике: благодаря специальной тепловой обработке, срок хранения таких молочных продуктов увеличивается зачастую до полугода, что существенно упрощает реализацию и дает возможность резко нарастить объемы производства. Именно поэтому приходя на новую территорию, ВБД неизменно внедряет на каждом своем предприятии современнейшее зарубежное оборудование, позволяющее производить продукцию «долгоиграющего» стандарта. Крупным производителям, которые нацелены на большие объемы поставок, гораздо выгоднее работать именно по такой схеме, учитывая, что срок хранения молока составляет всего 36 часов, а кефира или ряженки - не более 5 суток. Говорят, когда в холдинг ВБД вошел Уфимский молочный завод, на предприятии тут же были свернуты все программы по производству лечебно-профилактической молочной продукции, подразумевающей использование только натуральных ингредиентов. По информации, которую редакции «Урал паблисити монитор» удалось получить от собственных источников - независимых экспертов рынка молочной продукции, «стерильными» по своей сути являются и продукты, которые позиционируются компанией как исключительно натуральные. При этом соответствие ГОСТам, с которыми у ВБД по крайней мере до сих пор никаких проблем не было, не гарантирует, что в йогурте или кефире не содержатся консерванты, существенно продлевающие срок его «жизни» - при этом все сведения о составе продукта честно указаны на упаковке, однако рядовому покупателю наименования химических соединений по большому счету ничего не говорят. Возможно, свою роль в формировании такого подхода к производству сыграл тот факт, что одним из основных акционеров компании (9,46% акций) является французская компания Danone, которая также ориентируется на выпуск «стерильных» продуктов. Эксперты признают, что у ВБД красивая и удобная упаковка, хорошие ароматизаторы, консистенция продукта нежная и мягкая, но при этом добавляют, что считать эти продукты полностью натуральными все-таки нельзя.
Не секрет, что Первоуральский молочный завод рассматривается ВБД как плацдарм для «похода» в первую очередь на свердловский рынок, который до сих пор, несмотря на все титанические усилия службы развития, эффективно освоить предприятию не удалось. Представители компании уже заявили, что намерены развивать сырьевую базу и расширять производство. Массированная атака со стороны «молочного гиганта» может привести к тому, что местные производители будут вынуждены осваивать технологии, позволяющие максимально ускорить процесс производства при минимальных затратах, в том числе, активно использовать консерванты.
Впрочем, вероятность такого развития событий далеко не стопроцентна: сегодня местные производители занимают довольно прочные позиции - по сравнению с ситуацией прошлых лет наиболее успешные свердловские заводы («Первая молочная компания» Екатеринбурга, «Ирбитский молочный завод», ОГУП «Верхнепышминский гормолокозавод» и др.) не просто разнообразят собственные линейки продукции, но и активно занимаются развитием. Учитывая, что местные заводы уже наработали репутацию и обладают высоким кредитом доверия у потребителей, они представляют собой реальную конкуренцию для ВБД. А самое главное - российский парадокс заключается в том, что сейчас региональным производителям, которые не собираются выходить на федеральный уровень, гораздо дешевле работать на натуральном сырье, чем закупать импортные химические консерванты и соответствующее оборудование.
|