Урал паблисити монитор, Ольга Чубанова
Российское банковское сообщество готовится к серьезным переменам: в июне состоится заседание Госсовета, на котором будет обсуждаться роль банковской системы в реализации национальных проектов и социально-экономического развития регионов. Впервые вопрос о первостепенном значении банков для подъема национальной экономики оказался в центре внимания самого высшего государственного руководства. В конце прошлого года президент страны в весьма жесткой форме поставил перед правительством задачу в тесном сотрудничестве с банкирами разработать конструктивные предложения о том, как сделать взаимодействие власти с финансово-кредитным сектором максимально эффективным. Речь идет об участии банковского сектора в реализации национальных проектов и в экономическом развитии регионов.
Специальная рабочая группа экспертов, в которую вошли представители Минфина, Банка России, Ассоциации российских банков (АРБ) и других общественных бизнес-объединений на протяжении нескольких месяцев анализировала экспертные предложения о том, как сделать банки конкурентоспособнее, их участие в экономике регионов - более активным, а услуги - максимально доступными для предприятий и граждан во всех уголках страны. Эти предложения стали основой программы «Национальная банковская система России - 2010-2020», которая уже принята апрельским съездом АРБ и будет представлена на заседании Госсовета.
По мнению председателя Уральского банковского Союза Валентины Мурановой, главные тормоза на пути динамичного развития российских банков это их низкая капитализация и несовершенство законодательной базы, в первую очередь, в области защиты прав банков как кредиторов.
Согласен с ней и председатель правления «Уралтрансбанка» Валерий Заводов - единственный банкир, которого АРБ рекомендовала включить в экспертный состав рабочей группы от Свердловской области.
- На сегодняшний день уровень нашего законодательства не способен обеспечить эффективное участие банковской системы в национальных программах государства, - заявляет г-н Заводов. - Задача нашей рабочей группы - определить причины, которые тормозят развитие банков, ограничивают их взаимодействие с властью и обозначить практические пути их устранения. Наша банковская система насчитывает всего полтора десятка лет и капитализироваться не успела. Без поддержки государства уровня развитых стран она сама по себе достигнет примерно через 30-40 лет. Достаточно сказать, что сегодня всего 10% российских банков могут выдать в одни руки кредит на сумму 10 млн долларов. К тому же, перечень банковских услуг ограничен, филиальная разветвленность не соответствует запросам регионального развития.
Основные недостатки в законодательной базе, по мнению участников финансового рынка, связаны с высоким уровнем невозврата кредитов. Главное отличие банков от других кредитных организаций, работающих на рынке, в том, что они оперируют деньгами своих вкладчиков, значительная часть которых – население. По сути банки вкладывают в кредитные операции деньги граждан и рискуют деньгами граждан. Долгое время государство этого недопонимало и не способствовало созданию эффективных инструментов защиты кредиторов от недобросовестных заемщиков.
Именно поэтому предложения о внесении поправок о защите кредиторов в государственные законы являются краеугольным камнем в программе мер поддержки отечественного банковского сектора. По мнению одного из разработчиков этой программы Валерия Заводова, банки, во-первых, должны иметь реальную возможность автоматически через суд и арест имущества получать залоговую базу в случае невозврата кредита заемщиком. Во-вторых, в серьезном пересмотре нуждается правовой механизм внесудебного взыскания кредита: сейчас эта процедура настолько забюрократизирована, что реально обеспечить получение возврата кредита практически невозможно. В целом к 2010 году надо прийти к ситуации, которая на сегодня существует во всех западных странах с развитой рыночной экономикой: взыскание банковского долга не должно занимать более 5-6 месяцев, а у нас это затягивается на годы.
- Если отрегулировать хотя бы этот вопрос, то представляете, насколько смелее банки станут работать в реальной экономике, а не размещать активы где-то там в финансовом секторе, - утверждает Заводов.
Банкиры предлагают также законодательно закрыть для заемщика обходные пути для невыплаты долга банку и упростить для самого банка доказательства наличия задолженности. Немаловажным пунктом программы зашиты кредиторов являются поправки к Закону о банкротстве: в случае банкротства заемщика банковские кредиты, по мнению экспертного сообщества, должны получить приоритет при распределении его имущества путем вывода залоговой базы из общей массы долгов.
Реализация только этих мер позволит в перспективе довести процент взыскания банковских долгов через суды до 60-70%, что не только снизит кредитные риски банков, но и значительно повысит объемы кредитования в экономике, особенно для малого бизнеса. По предварительным прогнозам рост заимствований в реальном секторе в этом случае увеличится на 20-30%.
В мае в Новосибирске состоится научно-практическая конференция, на которой предложенной программе развития банковской системе дадут окончательную оценку оценку все заинтересованные стороны, начиная от представителей региональных властей, заканчивая бизнесменами. После этого плод полугодичной работы пройдет окончательную шлифовку рабочей группы и будет представлен членам Госсовета во главе с Владимиром Путиным. Банковское сообщество уверено, что соответствующие поправки в законы будут внесены уже в этом году.
- Какие у нас гарантии? Ну, прежде всего, прямая заинтересованность президента страны в том, чтобы накануне вступления в ВТО Россия получила возможность поднять имидж своей банковской системы на уровень цивилизованных государств, - резюмирует Валерий Заводов.
|