Upmonitor.Ru - репутационный портал столицы УрФО
СЛУЖБА МОНИТОРИНГА
Как отрастить бороду до груди?
Дацюк запретил "шоферам" материться
Читайте нас в
>
О проекте Демонстрация Обзор PR Лента Паблисити Анализ репутаций Архив
четверг, 24 октября 2019г.Upmonitor в формате XML! 18+
Комментарии
15.05.2007, 16:12

Говорит и показывает Валерий Нестеров

Говорит и показывает Валерий НестеровНеизменно критический взгляд на современное образование создает главе свердловского минобра репутацию передового и независимого от федерального руководства чиновника, который в состоянии видеть настоящие и будущие проблемы существующей учебной системы, но не в силах повлиять на их решение


Газета "Российская газета" от 15.05.2007, Карлсон против Масяни
Разницу между ними педагог должен объяснить детям
Автор публикации: М. Порошина
Марина Порошина:
На "Деловом завтраке" в Уральском представительстве "РГ" побывал министр общего и профессионального образования Свердловской области Валерий Нестеров.

Российская газета: Валерий Вениаминович, образование - один из приоритетных национальных проектов, за реформами и нововведениями в этой области мы едва успеваем следить, настолько они многочисленны и разнообразны. И все же - что скрывается за туманным понятием "реформирование"?

Валерий Нестеров: Знаете, некоторые, даже самые теоретически правильные решения, чтобы стать выполнимыми, требуют длительной подготовки, разъяснительной работы. Здесь нельзя сказать - делай, как я, и не задавай вопросов. Одного административного ресурса недостаточно, нужна подготовленная социальная база. Наша страна настолько велика, и жизнь, скажем, в Екатеринбурге настолько отличается от жизни деревни в средней полосе России…

Все знают, как быстро было исполнено пожелание президента - каждой школе по компьютеру. Но ведь на самом деле президент говорил о необходимости изменить качество образования. В этом должна заключаться суть всех реформ.

РГ: Так в каких же качественных изменениях нуждается наше школьное образование?

Нестеров: Беда в том, что до сих пор продолжает сохраняться так называемая идеология твердых и прочных знаний. Большинство учителей нацелены на то, чтобы сегодня пройти определенный материал, назавтра проверить домашнее задание. Выучил, доложил - молодец. При таком подходе отсутствует понимание двух вещей: что это общеобразовательная школа, образование носит в ней ознакомительный характер. Историческая миссия школы - осуществлять связь времен, чтобы люди, которые рождаются и входят в общество, хорошо понимали, что было до них и где человечество находится сейчас. Причем усваивать это, вырабатывая и сохраняя критическую оценку.

В наше время информация фундаментально меняется примерно каждые три года, поэтому утилитарные знания устаревают, превращаются в чемодан без ручки. Сегодня уже нельзя сказать ребенку: вот ты сейчас получишь некую сумму знаний и будешь ими пользоваться в дальнейшем. Поэтому задача современной школы - приобщить человека к желанию и стремлению познавать, дать ребенку технологию познания, самообразования, выработать привычку получать знания.

Сегодня важно понять: образование не сводится к простой формуле "обучение плюс воспитание", которую мы привыкли иметь в виду. Образование - это совершенно другой процесс, в ходе которого иногда возникает необходимость какимто вещам и обучить. Обучение ведь идет всегда, непрерывно, с того самого момента, как человек родился. А образование - это формирование образа человека. Как когдато младенца обносили образом - то есть приобщали к жизни. Это понятия одного ряда.

И приходится признать, что нынешняя школа при том стереотипе отношений, который продолжает сохраняться в ней, - независимо от того, насколько наполним мы ее техническими средствами, - не будет давать того результата, которого ожидает сегодня общество.

РГ: Цель понятна. А каковы средства? Недавно стало известно, что Свердловская область вошла в число победителей конкурсного отбора регионов, внедряющих комплексные проекты модернизации образования в рамках реализации приоритетного национального проекта. Какие изменения нас ждут в связи с этим в ближайшее время?

Нестеров: Из 89 регионов России в конкурсе счел возможным участвовать 51, в число победителей вошел 21 субъект РФ. Предварительные условия были жесткими; два основных - введение новой системы оплаты труда работников образования и переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений. Также программа модернизации образования предусматривает развитие региональной системы оценки качества образования, развитие самой сети общеобразовательных школ, расширение общественного участия в управлении образованием. Непременное условие - готовность областного бюджета к совместному финансированию программы.

Новая система оплаты труда работников образования направлена на то, чтобы уйти от единой тарифной сетки, которая не позволяет решать вопросы, связанные с личными успехами (или неуспехами) педагога. На сегодняшний день, к сожалению, не оплачивается самое главное - талант педагога, мы уравниваем творческих, увлеченных людей с обычными "урокодателями". К тому же сохраняется безобразная, еще с советских времен установившаяся дискриминация в оплате труда педагогов дошкольного образования и начальной школы по сравнению с другими. Новая система оплаты труда даст общеобразовательному учреждению возможность самому определять фонд оплаты труда из тех средств, которые по нормативу положены. Фонд оплаты труда будет иметь три составляющих: гарантированная оплата труда, надбавка за выполнение дополнительных функций и поощрительная творческая часть - все пункты там оговорены. Можно будет учесть и победы учащихся на олимпиадах, и отношение учеников, и успехи выпуск­ников, и авторские программы. То есть тот, кто занимается только уроками, - гарантированно получит деньги только за уроки.

РГ: Вопрос, который волнует многих: как отразится подушевое финансирование на судьбе малокомплектных школ? Не приведет ли это к их массовому закрытию?

Нестеров: Думаю, что изначально такая идея в проекте была. Но у нас не Европа, где от одной деревни до другой 100 метров, и дороги не чета нашим. В принципе, наличие норматива при формировании бюджета образовательного учреждения - вещь правильная, она гарантирует тот минимум средств, который будет получен. Между прочим, еще в середине 90х годов мы в Свердловской области такие минимальные социальные стандарты разработали и начали по ним формировать бюджеты. Но потом Верховный Суд отменил этот наш документ, сказав, что раз в России таких стандартов нет, значит, и вам не положено. А теперь к этому, получается, вернулись.

Важно отметить, что подушевое финансирование - это же еще не все деньги, которые получит та или иная школа, это только субвенции от области на реализацию основных общеобразовательных программ. Часть денег поступает в школы из местных бюджетов или в виде дотаций опять же из областного. К тому же подушевое финансирование предусматривает разные нормативы для разных школ, и финансовый норматив для начальной школы, находящейся в селе, в два раза больше, чем для школы в крупном городе.

Позиция губернатора Свердловской области, председателя правительства и моя как министра образования: мы не будем закрывать малокомплектные школы, если не будем сталкиваться с профанацией образования. Если школа хорошо работает - она будет жить. Потому что даже закрытие церквей так драматически не повлияло на жизнь села, как закрытие школ.

РГ: Если уж зашла речь о сельских школах, то как обстоят дела со школьными автобусами, насколько я помню, с ними было немало проблем?

Нестеров: В 2004 году ГИБДД потребовала переоборудовать уже купленные автобусы, чтобы они соответствовали всем правилам. Хотя выполнение стандарта надо требовать с производителя, а не с добросовестного покупателя. Мы стали покупать переоборудованные автобусы, несмотря на то, что они стоят в два раза дороже, и при этом есть претензии по качеству к курганскому заводу, который их выпускает.

На сегодня услугами школьного автобуса пользуются 12 тысяч школьников области. Если бы были нормальные дороги - мы бы смогли возить и большее количество детей. Но часто поездка в школу срывается не потому, что нет автобуса, а потому, что нет возможности проехать к школе. Я считаю, что глава муниципального образования должен лично проехать с детьми до школы и обратно, в деталях знать маршрут и менять его по мере необходимости. А будет сеть дорог - изменится принцип строительства сельских школ.

РГ: Валерий Вениаминович, мы говорили о грядущих изменениях в форме оплаты труда учителя, о поощрении талантливых педагогов. А как вообще привлечь в школы выпускника педагогического вуза, который зачастую рассматривает работу в школе как самый крайний вариант?

Нестеров: На мой взгляд, до сих пор не сделан самый главный шаг в реформе школы - ее надо начинать с действительного реформирования педагогического образования. Сегодня идет простое формальное воспроизводство рабочей силы для системы образования, в педвузах мало что изменилось за последние 40-50 лет. Мы эксплуатируем то, что ввел 400 лет назад Ян Амос Каменский, - это система организации урока, подходы к его проведению. И в итоге молодой человек приходит в педагогический университет, ныряет в это зеленое болото, через пять лет выныривает из него в том же зеленом состоянии, с этим и приходит в школу. Необходимо принципиально менять сущность педагогического образования. Мы продолжаем готовить предметников, и практика показывает, что они в школе ничего не могут делать, кроме как преподавать свой один-единственный предмет. А ведь кажется, что человек с университетским образованием должен быть готов общаться с детьми, скажем так, по любому поводу, осваивать любое новое направление. Вот выпускники классических университетов это делают с большим успехом.

РГ: Подходит к концу учебный год, и нынешним выпускникам уже предстоит сдавать единый государственный экзамен, о котором так долго говорили и спорят до сих пор. Каково ваше отношение к ЕГЭ?

Нестеров: Я работаю в должности министра образования области с 1998 года (до того - в ГлавУНО и департаменте образования), и за это время сменилось, наверное, 15 министров образования Российской Федерации. Почти все они - бывшие ректоры вузов, и во многом от этого, мне кажется, происходит их стремление превратить общее образование в "предвариловку" для вуза. Но окончание школы и поступление в вуз - это два разных юридических факта. Родители приводят ребенка в школу, пишут заявление, заключая таким образом договор со школой, - и в итоге ребенок получает аттестат. Юридические отношения с вузом начинаются с того, что сам абитуриент пишет заявление, сдает экзамены и затем получает диплом. Поэтому не может быть единого экзамена! Тестирование как форма проверки знаний по тому или иному предмету возможно.

Я убежден, что школьный выпускной экзамен должен носить публичный характер. Но закон о ЕГЭ принят и, конечно же, его надо выполнять. И к 2009 году, когда он станет обязательным для всех, мы готовимся.


Комментарии
Прыткова ждет очередной благодарности от президента
Прыткова ждет очередной благодарности от президента
Департамент информационной политики Свердловской области досрочно выполнил поручение Владимира Путина
"Александровский" конец
Кулик превратил мега-проект Нижнего Тагила в коррупционное болото?
"Уральская трубница"
Одной из первых борьбу за Госдуму-2021 начнет «пельмешка»
Межэлитный мир второго срока
Межэлитный мир второго срока
Евгений Куйвашев стал губернатором Свердловской области в результате безоговорочной победы
Пляски на стекловате. Изучаем сценографию
Пляски на стекловате. Изучаем сценографию
Путин на Урале начал свою предвыборную кампанию
VOMM да канал!
VOMM да канал!
Какие прорывные проекты Куйвашев представит Путину на Иннопроме?
Какого вера?
Какого вера?
Post-truth конфликт вокруг Храма св. Екатерины
"Единая", но делимая
ПОЛНЫЕ итоги выборов 18 сентября в Свердловской области для правящей партии
Сгрудились малые
Сгрудились малые
На выборах в Заксобрание Свердловской области непарламентские партии наберут в лучшем случае 6% на шестерых
Обретение первого епископа
Обретение первого епископа
Союз власти и РПЦ бесит безбожную фронду
38 депутатов
38 депутатов
В новом свердловском Заксобрании самые крупные фракции будут у Нижнего Тагила и Екатеринбурга
Победителей не ссудят
Победителей не ссудят
ЭКСКЛЮЗИВ Результаты праймериз "Единой России" в Свердловской области
ОНФ - банкрот
ОНФ - банкрот
Володину и Бречалову катастрофически не везет с региональными активистами
"Дальние" последствия отбитой в Заречном селезенки
У Маркина еще будут поводы написать пресс-релиз для Шульги
Гадание на
Гадание на "ромашке"
Новый список депутатов Госдумы РФ VII созыва от новых 7 округов Свердловской области
"И всех вокруг учить прямой осанке..."
Отпустит ли Тунгусов Ройзмана в Госдуму
Бречалову надо наладить диалог с... ФССП
Бречалову надо наладить диалог с... ФССП
"Железный человек" натравил на Куйвашева "политического клопа"
Перский - не
Перский - не "всё". Перский - "ой"
И то правда: экстази-спикеру надоело жить во лжи
Знакомьтесь: депутаты Госдумы РФ седьмого созыва
Знакомьтесь: депутаты Госдумы РФ седьмого созыва
От 7 одномандатных округов Свердловской области
Куйвашев будет отправлен в отставку в связи с утратой доверия
Куйвашев будет отправлен в отставку в связи с утратой доверия
Митинг 6 июня в Екатеринбурге планировали Тунгусов и Сиенко, одобрили Холманских и Госдеп США
Лента заявлений
24/10/2019
Митрополит Кирилл

"Все-таки мы - большинство"

Николай Цуканов

"Шокирован случившимся"

Евгений Куйвашев

"Екатеринбург - город храбрых"

Паблисити
Окрас лампасов Окрас лампасов
Медийные итоги публичных персон Урала в сентябре - по версии ЮПИмонитор
Идем на солнце вдоль рядов хирургов Идем на солнце вдоль рядов хирургов
Медийные итоги публичных персон Урала в августе - по версии ЮПИмонитор
Обзор PR

Кто-то везде грязь найдет...Кто-то везде грязь найдет...

Медийные итоги 2018 года - по версии ЮПИмонитор

На слуху
Багаряков уйдет на север Багаряков уйдет на север
Его прочат в политтехнологи президентского штаба по СЗФО
"Завтра ждем ареста"
Кто в Нижнем Тагиле такая борзота?
Ройзман подписи и не собирал Ройзман подписи и не собирал
А влип Переверзев


сальниковые компенсаторы


неразрушающий контроль


закладные детали


металлорукав


резервуар ргс


резервуар рвс


сильфонные компенсаторы


О проекте | Наши услуги | Реклама | Работа | Карта сайта
© 2001-2019 г.г. Администратор домена - агентство ЮПИмонитор (Agency UPmonitor.ru Ltd)
Св-во о регистрации СМИ ИА №ТУ66-01098, выдано управлением Роскомнадзора по Свердловской области 29 декабря 2012
г. Екатеринбург, 620075, ул. Пушкина, д.4, офис 1 office [енотовидная собака] upmonitor.ru
Генеральный директор и главный редактор Худяков Эдуард Валентинович
В электронном архиве мониторинга офф-лайновых СМИ - данные ИАА "Урал паблисити монитор"
Администрация портала UPmonitor.ru не несет ответственности за достоверность публикаций СМИ, находящихся в электронном архиве

Rambler's Top100