Upmonitor.Ru - репутационный портал столицы УрФО
СЛУЖБА МОНИТОРИНГА
Как отрастить бороду до груди?
Чебурашка заплатит штраф за ВК-Медиа
О проекте Демонстрация Обзор PR Лента Паблисити Анализ репутаций Архив
суббота, 20 апреля 2024г.Upmonitor в формате XML! 18+
Комментарии
15.05.2007, 16:12

Говорит и показывает Валерий Нестеров

Неизменно критический взгляд на современное образование создает главе свердловского минобра репутацию передового и независимого от федерального руководства чиновника, который в состоянии видеть настоящие и будущие проблемы существующей учебной системы, но не в силах повлиять на их решение


Газета "Российская газета" от 15.05.2007, Карлсон против Масяни
Разницу между ними педагог должен объяснить детям
Автор публикации: М. Порошина
Марина Порошина:
На "Деловом завтраке" в Уральском представительстве "РГ" побывал министр общего и профессионального образования Свердловской области Валерий Нестеров.

Российская газета: Валерий Вениаминович, образование - один из приоритетных национальных проектов, за реформами и нововведениями в этой области мы едва успеваем следить, настолько они многочисленны и разнообразны. И все же - что скрывается за туманным понятием "реформирование"?

Валерий Нестеров: Знаете, некоторые, даже самые теоретически правильные решения, чтобы стать выполнимыми, требуют длительной подготовки, разъяснительной работы. Здесь нельзя сказать - делай, как я, и не задавай вопросов. Одного административного ресурса недостаточно, нужна подготовленная социальная база. Наша страна настолько велика, и жизнь, скажем, в Екатеринбурге настолько отличается от жизни деревни в средней полосе России…

Все знают, как быстро было исполнено пожелание президента - каждой школе по компьютеру. Но ведь на самом деле президент говорил о необходимости изменить качество образования. В этом должна заключаться суть всех реформ.

РГ: Так в каких же качественных изменениях нуждается наше школьное образование?

Нестеров: Беда в том, что до сих пор продолжает сохраняться так называемая идеология твердых и прочных знаний. Большинство учителей нацелены на то, чтобы сегодня пройти определенный материал, назавтра проверить домашнее задание. Выучил, доложил - молодец. При таком подходе отсутствует понимание двух вещей: что это общеобразовательная школа, образование носит в ней ознакомительный характер. Историческая миссия школы - осуществлять связь времен, чтобы люди, которые рождаются и входят в общество, хорошо понимали, что было до них и где человечество находится сейчас. Причем усваивать это, вырабатывая и сохраняя критическую оценку.

В наше время информация фундаментально меняется примерно каждые три года, поэтому утилитарные знания устаревают, превращаются в чемодан без ручки. Сегодня уже нельзя сказать ребенку: вот ты сейчас получишь некую сумму знаний и будешь ими пользоваться в дальнейшем. Поэтому задача современной школы - приобщить человека к желанию и стремлению познавать, дать ребенку технологию познания, самообразования, выработать привычку получать знания.

Сегодня важно понять: образование не сводится к простой формуле "обучение плюс воспитание", которую мы привыкли иметь в виду. Образование - это совершенно другой процесс, в ходе которого иногда возникает необходимость какимто вещам и обучить. Обучение ведь идет всегда, непрерывно, с того самого момента, как человек родился. А образование - это формирование образа человека. Как когдато младенца обносили образом - то есть приобщали к жизни. Это понятия одного ряда.

И приходится признать, что нынешняя школа при том стереотипе отношений, который продолжает сохраняться в ней, - независимо от того, насколько наполним мы ее техническими средствами, - не будет давать того результата, которого ожидает сегодня общество.

РГ: Цель понятна. А каковы средства? Недавно стало известно, что Свердловская область вошла в число победителей конкурсного отбора регионов, внедряющих комплексные проекты модернизации образования в рамках реализации приоритетного национального проекта. Какие изменения нас ждут в связи с этим в ближайшее время?

Нестеров: Из 89 регионов России в конкурсе счел возможным участвовать 51, в число победителей вошел 21 субъект РФ. Предварительные условия были жесткими; два основных - введение новой системы оплаты труда работников образования и переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений. Также программа модернизации образования предусматривает развитие региональной системы оценки качества образования, развитие самой сети общеобразовательных школ, расширение общественного участия в управлении образованием. Непременное условие - готовность областного бюджета к совместному финансированию программы.

Новая система оплаты труда работников образования направлена на то, чтобы уйти от единой тарифной сетки, которая не позволяет решать вопросы, связанные с личными успехами (или неуспехами) педагога. На сегодняшний день, к сожалению, не оплачивается самое главное - талант педагога, мы уравниваем творческих, увлеченных людей с обычными "урокодателями". К тому же сохраняется безобразная, еще с советских времен установившаяся дискриминация в оплате труда педагогов дошкольного образования и начальной школы по сравнению с другими. Новая система оплаты труда даст общеобразовательному учреждению возможность самому определять фонд оплаты труда из тех средств, которые по нормативу положены. Фонд оплаты труда будет иметь три составляющих: гарантированная оплата труда, надбавка за выполнение дополнительных функций и поощрительная творческая часть - все пункты там оговорены. Можно будет учесть и победы учащихся на олимпиадах, и отношение учеников, и успехи выпуск­ников, и авторские программы. То есть тот, кто занимается только уроками, - гарантированно получит деньги только за уроки.

РГ: Вопрос, который волнует многих: как отразится подушевое финансирование на судьбе малокомплектных школ? Не приведет ли это к их массовому закрытию?

Нестеров: Думаю, что изначально такая идея в проекте была. Но у нас не Европа, где от одной деревни до другой 100 метров, и дороги не чета нашим. В принципе, наличие норматива при формировании бюджета образовательного учреждения - вещь правильная, она гарантирует тот минимум средств, который будет получен. Между прочим, еще в середине 90х годов мы в Свердловской области такие минимальные социальные стандарты разработали и начали по ним формировать бюджеты. Но потом Верховный Суд отменил этот наш документ, сказав, что раз в России таких стандартов нет, значит, и вам не положено. А теперь к этому, получается, вернулись.

Важно отметить, что подушевое финансирование - это же еще не все деньги, которые получит та или иная школа, это только субвенции от области на реализацию основных общеобразовательных программ. Часть денег поступает в школы из местных бюджетов или в виде дотаций опять же из областного. К тому же подушевое финансирование предусматривает разные нормативы для разных школ, и финансовый норматив для начальной школы, находящейся в селе, в два раза больше, чем для школы в крупном городе.

Позиция губернатора Свердловской области, председателя правительства и моя как министра образования: мы не будем закрывать малокомплектные школы, если не будем сталкиваться с профанацией образования. Если школа хорошо работает - она будет жить. Потому что даже закрытие церквей так драматически не повлияло на жизнь села, как закрытие школ.

РГ: Если уж зашла речь о сельских школах, то как обстоят дела со школьными автобусами, насколько я помню, с ними было немало проблем?

Нестеров: В 2004 году ГИБДД потребовала переоборудовать уже купленные автобусы, чтобы они соответствовали всем правилам. Хотя выполнение стандарта надо требовать с производителя, а не с добросовестного покупателя. Мы стали покупать переоборудованные автобусы, несмотря на то, что они стоят в два раза дороже, и при этом есть претензии по качеству к курганскому заводу, который их выпускает.

На сегодня услугами школьного автобуса пользуются 12 тысяч школьников области. Если бы были нормальные дороги - мы бы смогли возить и большее количество детей. Но часто поездка в школу срывается не потому, что нет автобуса, а потому, что нет возможности проехать к школе. Я считаю, что глава муниципального образования должен лично проехать с детьми до школы и обратно, в деталях знать маршрут и менять его по мере необходимости. А будет сеть дорог - изменится принцип строительства сельских школ.

РГ: Валерий Вениаминович, мы говорили о грядущих изменениях в форме оплаты труда учителя, о поощрении талантливых педагогов. А как вообще привлечь в школы выпускника педагогического вуза, который зачастую рассматривает работу в школе как самый крайний вариант?

Нестеров: На мой взгляд, до сих пор не сделан самый главный шаг в реформе школы - ее надо начинать с действительного реформирования педагогического образования. Сегодня идет простое формальное воспроизводство рабочей силы для системы образования, в педвузах мало что изменилось за последние 40-50 лет. Мы эксплуатируем то, что ввел 400 лет назад Ян Амос Каменский, - это система организации урока, подходы к его проведению. И в итоге молодой человек приходит в педагогический университет, ныряет в это зеленое болото, через пять лет выныривает из него в том же зеленом состоянии, с этим и приходит в школу. Необходимо принципиально менять сущность педагогического образования. Мы продолжаем готовить предметников, и практика показывает, что они в школе ничего не могут делать, кроме как преподавать свой один-единственный предмет. А ведь кажется, что человек с университетским образованием должен быть готов общаться с детьми, скажем так, по любому поводу, осваивать любое новое направление. Вот выпускники классических университетов это делают с большим успехом.

РГ: Подходит к концу учебный год, и нынешним выпускникам уже предстоит сдавать единый государственный экзамен, о котором так долго говорили и спорят до сих пор. Каково ваше отношение к ЕГЭ?

Нестеров: Я работаю в должности министра образования области с 1998 года (до того - в ГлавУНО и департаменте образования), и за это время сменилось, наверное, 15 министров образования Российской Федерации. Почти все они - бывшие ректоры вузов, и во многом от этого, мне кажется, происходит их стремление превратить общее образование в "предвариловку" для вуза. Но окончание школы и поступление в вуз - это два разных юридических факта. Родители приводят ребенка в школу, пишут заявление, заключая таким образом договор со школой, - и в итоге ребенок получает аттестат. Юридические отношения с вузом начинаются с того, что сам абитуриент пишет заявление, сдает экзамены и затем получает диплом. Поэтому не может быть единого экзамена! Тестирование как форма проверки знаний по тому или иному предмету возможно.

Я убежден, что школьный выпускной экзамен должен носить публичный характер. Но закон о ЕГЭ принят и, конечно же, его надо выполнять. И к 2009 году, когда он станет обязательным для всех, мы готовимся.


Комментарии
ВК-медиа
ВК-медиа "в контакте" с силовиками и судом?
Как детский сад "Чебурашка" оплатит Александру Арцыбашеву штраф за дискредитацию СВО
Основа демографического процветания
Основа демографического процветания
О реализации основных направлений социальной политики, заложенной президентом РФ на территории Свердловской области – интервью с Вадимом Дубичевым
Уроки будущего 2.0
О реализации основных направлений социальной политики, заложенной президентом РФ на территории Свердловской области - интервью с Юрием Биктугановым
Уроки будущего
О реализации основных направлений социальной политики, заложенной президентом РФ на территории Свердловской области - интервью с Юрием Биктугановым
«Мы все живем в муниципалитетах»
О реализации основных направлений социальной политики, заложенной президентом РФ на территории Свердловской области - интервью с Вадимом Дубичевым
От ЭКСПО к Универсиаде
UPmonitor по итогам года завершает серию аналитических материалов, посвященных итогам социально-экономического развития Свердловской области
Полюс цифровизации
UPmonitor по итогам года продолжает серию аналитических материалов, посвященных итогам социально-экономического развития Свердловской области
Экватор "Пятилетки развития"
UPmonitor по итогам года публикует серию аналитических материалов, посвященных итогам социально-экономического развития Свердловской области
"Александровский" конец
Кулик превратил мега-проект Нижнего Тагила в коррупционное болото?
"Уральская трубница"
Одной из первых борьбу за Госдуму-2021 начнет «пельмешка»
Межэлитный мир второго срока
Евгений Куйвашев стал губернатором Свердловской области в результате безоговорочной победы
Пляски на стекловате. Изучаем сценографию
Путин на Урале начал свою предвыборную кампанию
VOMM да канал!
Какие прорывные проекты Куйвашев представит Путину на Иннопроме?
Какого вера?
Post-truth конфликт вокруг Храма св. Екатерины
"Единая", но делимая
ПОЛНЫЕ итоги выборов 18 сентября в Свердловской области для правящей партии
Сгрудились малые
На выборах в Заксобрание Свердловской области непарламентские партии наберут в лучшем случае 6% на шестерых
Обретение первого епископа
Союз власти и РПЦ бесит безбожную фронду
38 депутатов
В новом свердловском Заксобрании самые крупные фракции будут у Нижнего Тагила и Екатеринбурга
Победителей не ссудят
ЭКСКЛЮЗИВ Результаты праймериз "Единой России" в Свердловской области
ОНФ - банкрот
Володину и Бречалову катастрофически не везет с региональными активистами
Лента заявлений
20/04/2024
Митрополит Кирилл

"Все-таки мы - большинство"

Николай Цуканов

"Шокирован случившимся"

Евгений Куйвашев

"Екатеринбург - город храбрых"

Паблисити
«Мир вука» «Мир вука»
Медийные итоги публичных персон Урала в январе-июне 2021 г. – по версии ЮПИмонитор
"Надо только выучиться ждать"
Медийные итоги публичных персон Урала в ноябре - по версии ЮПИмонитор
Обзор PR

СМИ ли надо?СМИ ли надо?

"И примкнувший к ним" Директор Сети...

На слуху
Багаряков уйдет на север Багаряков уйдет на север
Его прочат в политтехнологи президентского штаба по СЗФО
"Завтра ждем ареста"
Кто в Нижнем Тагиле такая борзота?
Ройзман подписи и не собирал Ройзман подписи и не собирал
А влип Переверзев


сальниковые компенсаторы


неразрушающий контроль


закладные детали


металлорукав


резервуар ргс


резервуар рвс


сильфонные компенсаторы


О проекте | Наши услуги | Реклама | Работа | Карта сайта
© 2001-2024 г.г. Администратор домена – ООО «Агентство «ЮПмонитор.ру» (Agency UPmonitor.ru Ltd)
г. Екатеринбург, 620075, ул. Пушкина, д.4, офис 1 office [енотовидная собака] upmonitor.ru
Генеральный директор Худяков Э.В.
Материалы информационного агентства UPmonitor (ЮПИмонитор) /Св-во о регистрации СМИ ИА №ТУ66-01098, выдано управлением Роскомнадзора по Свердловской области 29 декабря 2012/ доступны подписчикам в Свердловской области при авторизации в закрытой части портала UPmonitor.ru
В открытом доступе на портале размещены данные службы мониторинга UPmonitor (ЮПИмонитор).
В электронном архиве – материалы СМИ, собранные автоматизированной системой мониторинга. Администрация портала UPmonitor.ru не несет ответственности за достоверность публикаций СМИ, находящихся в электронном архиве, а также за несоблюдение этими СМИ законодательства РФ.
Rambler's Top100