Известный предприниматель Олег Долганов, о котором долгое время практически было не слышно, вынашивает амбициозный план построения федеральной сети магазинов под брендом «Деликатесов». По данным администрации Екатеринбурга, в категории магазинов пошаговой доступности в эту сеть уже вошло 6 магазинов площадью от 200 до 500 кв. метров. Магазины на улицах Бебеля, Шейкмана, Шефской относятся к средним (площадь около 500 кв.метров) и работают в формате самообслуживания. Три магазина – на улицах Куйбышева, Зверева и Краснофлотцев – считаются мелкими (площадь около 200 кв.метров), работают по прилавочно-лоточному типу. Вскоре будут открыты еще два магазина самообслуживания на улицах Сакко и Ванцетти и Комсомольской. Предполагается, что все магазины будут работать в круглосуточном режиме.
Как сообщают представители сети, во всех магазинах представлена постоянная линейка социально-значимых товаров (молоко, некоторые виды мясопродуктов, курица), которые продаются вообще без наценки (как торговой, так и производителя). Но главной «фишкой» новых магазинов служат поставки мяса и мясопродуктов одноименного с сетью мясокомбината в Челябинской области, который Долганов приобрел летом прошлого года.
Этот комбинат использует запатентованную технологию обработки мяса на виброустановках, в результате чего оно приобретает уникальные потребительские свойства. В частности, полуфабрикаты для шашлыка, сделанные по вибротехнологии, в магазины «Деликатесов» не успевают завозить, они раскупаются в считанные часы. Предприниматель, по некоторым сведениям, ведет сейчас переговоры с крупным российским маркетинговым агентством о продвижении «волшебных» мясопродуктов. Вся продукция комбината «Деликатесов», кстати, производится из такого специально обработанного сырья. В магазинах сети, работающих в формате самообслуживания, ко всему прочему, налаживается продажа свежего мяса с рубкой прямо за прилавком. При этом цены устанавливаются в пределах 200 рублей за килограмм. Между тем, никакой политической подоплеки в открытии магазинов с низкими ценами нет. Сам Долганов признается, что «наелся» политики в лихие 90-е годы. Хотя тему поддержания социальной стабильности признает. По слухам, финансовую и кадровую поддержку новая сеть получает из Москвы, поскольку «жирные коты» (пользуясь путинским выражением) российского ритэйла даже в напряженное кризисное время этой стабильности мало способствуют. На днях свердловский Минсельхоз озвучил данные о просроченной задолженности екатеринбургских сетей местным производителям – она почти достигла 100 млн. рублей. И хотя областной Минторг считает, что ситуация со взаимными платежами улучшается (доля просроченной задолженности в общей сумме долга снизилась с 67% в январе до 20,4% в мае), понятно, что завязшие в кредитах ритэйлеры выжимают из поставщиков свою маржу до последней копейки. Сеть Долганова, как говорят ее представители, готова работать с местными поставщиками на более выгодных условиях, а кредиты у «Деликатесова» если и есть, то только товарные. Планы развития, между тем, грандиозные – за пару лет открыть полсотни магазинов в Москве, а затем по 20 магазинов в крупнейших областных центрах РФ. Эксперты оценивают потенциал ежемесячного оборота такой сети в 10 млрд. рублей. Собственно, такой экспансии способствует кризис. В Екатеринбурге, к примеру, чуть больше 1 млн. кв.метров торговых площадей. Официально пустуют 11 тыс. квадратных метров. Но стоимости аренды как таковой в настоящее время не существует. «Недавно по этому вопросу у нас проходило совещание – все интересовались ценами, но представители управляющих компаний утверждают, что ставок нет – все решается индивидуально и зависит от уровня доступа и вида бизнеса», – говорит пресс-секретарь комитета по товарному рынку мэрии Екатеринбурга Илона Стародубцева. Лев Хасис, совладелец X5 Retail Group и председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли, уверен, что любой кризис это возможность передела рынка. «Это возможность для игроков 2-го – 3-го эшелона пробиться в первый. И, конечно, из-за кризиса стоимость аренды помещений существенно снижается. Что дает дополнительные возможности для открытия. Конечно, объем капиталовложений всех розничных компаний существенно ниже, но даже с меньшими капвложениями они могут продолжать открывать магазины, увеличивая свою рыночную долю», - говорит Хасис. У сети «Деликатесов» один из магазинов в центре города открыт в помещении бывшего магазина итальянской одежды, закрытого из-за кризиса – все отделано мрамором. Чем не премиальный продуктовый бутик? Пока получается, что Долганов пытается совместить несовместимое: премиального качества продукты, но по низким ценам. Однако в окружении предпринимателя уверены, что потребление качественных продуктов в кризис не снижается. Просто покупатели готовы пожертвовать «докризисными понтами» типа поездок в красивые супермаркеты, но сопоставимую с докризисной часть семейного бюджета потратить на качественные продукты в магазине пошаговой доступности.
|