24 августа Сысертский районный суд должен начать рассмотрение иска Максима Серебренникова о восстановлении на работе в должности главы муниципального образования «Сысертский городской округ». В Сысерти сложилась уникальная ситуация не только для Свердловской области, но и для всей России:
Серебренников выиграл выборы с отрывом в 64 голоса, суд в трех инстанциях (районный, областной и президиум областного) отменил результаты выборов на двух участках, в результате чего территориальная избирательная комиссия (ТИК) заново утвердила итоговый протокол, и занявший второе место кандидат Вадим Старков подписал постановление о своем вступлении в должность, уволил тем же постановлением Серебренникова и въехал в кабинет главы Сысерти. Впервые в истории современной России вступили в противоречие сразу три закона – о выборах, о местном самоуправлении и Трудовой кодекс (ТК). Выясняется, что если уволить избранного мэра иначе, кроме как путем новых выборов, то это чистой воды самоуправство. Впрочем, ни следственные органы в упор самоуправства не видят, ни власти не хотят повторных выборов.
Потеряв кабинет, но не должность, Серебренников обратился в суд с иском о восстановлении на работе, оплате за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда. Увольнение зафиксировано записью в трудовой книжке мэра Сысерти: прекращены полномочия. В исковом заявлении говорится: «В соответствии с абз.7 ст.11 ТК РФ «на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ». П.2 ст.1 федерального закона «О муниципальной службе» установлено, что «законом не определяется … выборных должностях лиц местного самоуправления… поскольку указанные лица», следовательно, отношения, возникающие между выборным должностным лицом и органом местного самоуправления по исполнению выборным должностным лицом трудовых обязанностей подлежат регулированию нормами ТК РФ.
Такого основания, как «прекращение полномочий» для прекращения трудового договора в ТК РФ, законе «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ», уставе Сысертского городского округа нет. В законе 131 есть основания досрочного прекращения полномочий мэра, их много: смерть, отставка по собственному желанию, признание судом недееспособным или ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим, объявленным умершим, вступление в силу приговора, выезд на ПМЖ за границу, прекращение гражданства, отзыв избирателями, стойкая неспособность, установленная судом, признание выборов несостоявшимися и отмена судом муниципальных выборов, преобразование ГО, избрание депутатом или главой другого МО, назначение не несовместимую должность…
В случае с Серебренниковым суд отменил итоги голосования только на двух участках, выборы не были признаны не состоявшимися, и отмены их результатов судом не было.
Опрошенные UPmonitor юристы – теоретики и практики – в один голос заявляют: можно прекратить полномочия главы муниципального образования, если он был действующим главой, но впоследствии не был избран. Но выборов-то других не было!
В любом случае, отмечают эксперты, это досрочное прекращение полномочий, все основания для которого прописаны в 131-м законе. Серебренников был избран, решение ТИК было, на момент вступления в должность оно не было признано недействительным, запись в трудовой книжке сделана.
Один из ведущих специалистов по трудовому праву, пожелавший остаться анонимным, признает, что порядок увольнения не был соблюден. Первое: нет, как такового, приказа об увольнении, что требуется ст. 84.1 ТК РФ. Второе: запись в трудовую книжку была внесена без указания оснований причины расторжения трудового договора и произведена без указания норм ТК или иного федерального закона. Что в силу ст. 394 ТК РФ должно являться основанием к восстановлению Серебренникова на работе. В соответствии с одним из постановлений пленума Верховного суда РФ, нарушение порядка увольнения должно являться основанием восстановления уволенного на работе, то есть в должности главы Сысертского городского округа.
Однако в судебном процессе могут раскрыться иные обстоятельства, которые должны являться безусловным основанием к восстановлению его на работе, - отмечают юристы Серебренникова.
Вторым сюжетом должно стать противодействие самовольному захвату власти Старковым со стороны правоохранительных органов. Но, судя по реакции силовиков, их позиция пока сводится к бездействию. Серебренниковым были поданы заявления прокурору Свердлосвской области, руководителю СУ СКП РФ по Свердловской области, начальнику УФСБ по Свердловской области, начальнику ГУВД Свердловской области.
По заявлениям Серебренникова должна была быть проведена проверка в порядке ст.ст. 144,145 УПК РФ в срок до 30 суток. Заявление были поданы в июне-июле, положенный 30-дневный срок прошел. Между тем, источники в прокуратуре и ГУВД говорят: проверок по заявлениям не будет, «потому что есть решение суда». «Пока суд не обяжет – проверки не будет», - заявил UPmonitor один из высокопоставленных силовиков. Юристы в шоке. Один из специалистов по уголовному праву говорит: «Если у гражданина украли кошелек, и если он подал заявлению в милицию – закон обязывает провести проверку. Украли кресло мэра – закон обязывает провести проверку, но органы отвечают: мы будем отписываться, пока не будет какого-нибудь решения суда».
По закону Старков обязан был оспорить в судебном порядке постановление Серебренникова о вступлении в должность главы Сысертского городского округа. Получив на руки вступившее в силу решение суда, он может заходить в кабинет и писать постановление о своем вступлении в должность. Без этого можно говорить о самоуправстве. Статья 330 УК РФ предусматривает умышленность действий. «Старков может сказать, что его юристы надоумили. Признает, что ошибся – состава нет», - говорят эксперты.
Между тем, силовики просто отпихиваются от заявлений Серебренникова. Он – избранный глава Сысерти. Старков – занявший место главы по решению о признании недействительными результатов выборов на двух участках. Незаконно уволенный глава пишет в следственный комитет прокуратуры, и вот что СКП отвечает: «В поданном Вами обращении отсутствуют сведения о совершенном или готовящемся преступлении, в связи с чем проверка в порядке ст.ст.144, 145 УПК РФ не проводилась».
Тот же представитель СКП пишет: «В соответствии с п. 4.15 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе СК при прокуратуре РФ, утвержденной приказом первого заместителя Генерального прокурора РФ – председателя СК при прокуратуре РФ №17 от 19.09.2007, при разрешении обращений граждан факты, установленные вступившим в законную силу решением или приговором суда, сомнению не подлежат».
Специалисты в сфере уголовного права тут же нашли противоречие. В другой инструкции – «О едином порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в системе СК при прокуратуре РФ (в ред. Приказа Следственного комитета при прокуратуре РФ от 07.10.2008 №85)» – сказано, что должно быть вынесено постановление об отказе либо возбуждении уголовного дела, либо заявление должно быть отправлено по подследственности. То есть, в любом случае проверка должна быть проведена. «Идиотизм – человек обратился в милицию или прокуратуру с сообщением о преступлении. Органы говорят: а вы сходите сначала в суд, пусть он нас обяжет рассмотреть ваше обращение. Ты шел по улице, тебя стукнули по голове и отобрали кошелек. Ты приходишь в милицию и пишешь заявление. Милиция отвечает: сходи сначала в районный суд, пусть он установит, что у тебя был кошелек и ты имеешь право писать заявление, а мы на основании решения этого суда рассмотрим твое заявление», - говорит один из опытных правоведов.
Если же вернуться к вопросу о нарушении трудовых прав, то тут юристы-практики отмечают: ТК имеет бОльшую юридическую силу, чем иные федеральные законы, затрагивающие трудовые права и обязанности граждан. Суд обязан применить ТК. В 131-м законе прописано, как избирается глава МО, и прописаны основания для досрочного прекращения полномочий. Порядок увольнения действующего главы, который не проиграл выборы, не прописан. «Как избирается – смотрите закон 131, а как увольняется – смотрите ТК», - заключает эксперт.
В новейшей истории региона был пример громкого политического увольнения – губернатор Эдуард Россель отправил в отставку председателя областного правительства Валерия Трушникова, которого суд восстановил на работе. Но тогда было разбирательство только по трудовому законодательству. Что могут «наскрести на свой хребет» силовики, игнорирующие уголовный состав в действиях самоназначившегося Старкова – можно только предполагать.