Крупные мировые компании начали задумываться над тем, что делать со страницами своих пользователей после того, как последние скончаются. Этот вопрос кажется странным только сейчас, но уже лет через 50 социальные сети могут превратиться в веб-кладбища.
По оценкам блогеров Entrustet, в 2012 году из жизни ушло 2,89 млн пользователей Facebook по всему миру. С мировым распространением соцсетей и ростом среднего возраста их пользователей это число будет расти еще стремительнее.
Сегодня в абсолютном большинстве стран эта сфера никак не регулируется. Первыми на проблему обратили внимание родители погибшего в Ираке солдата Джастина Эллсуорса в 2004 году. После гибели сына они потребовали, чтобы Yahoo предоставила им доступ к его электронной почте, чтобы они могли ее удалить. Компания отказалась, заявив, что почтовый аккаунт является ее частной собственностью. Дело дошло до суда, который принял решение в пользу родителей солдата. Но этот случай остался частным и не изменил законодательство.
В 2006 году стало известно, что сайт социальной сети Eons.com, объединяющий людей старше 50 лет, начал рассылать сообщения о смерти пользователей. Служба присылает некрологи знакомым и близким умершего, когда становится известно о кончине и времени похорон. В LiveJournal пользователи организовали сообщество «Кладбище русскоязычных пользователей ЖЖ», в котором выкладываются сообщения об умерших или покончивших с собой пользователях ЖЖ.
В феврале этого года в Twitter заявили о создании нового приложения LivesOn, которое будет публиковать сообщения на странице пользователя после его смерти. Но речь здесь идет о сообщениях, которые были записаны пользователем еще при жизни. Пользователь, желающий воспользоваться новым приложением должен выбрать человека, который будет следить за страницей после его смерти. Этот человек сможет корректировать сгенерированные приложением записи, если посчитает, что они не соответствуют стилю умершего. Еще одно приложение Dead Social с аналогичным функционалом разработано для социальных сетей. Помимо сети Twitter оно будет работать на Facebook и LinkedIn.
О возможностях регуляции процесса передачи или уничтожения данных после смерти человека задумались и в Google. Пользователь через Account Manager может назвать имя человека, который получит доступ к данным в случае смерти знакомого или родственника. При этом при жизни владелец может уточнить, какие письма и фотографии должны быть удалены навсегда.
Постепенно высокие технологии проникают и на реальные кладбища. В конце нулевых на кладбищах Германии начали появляться электронные надгробия, позволяющие просматривать фото усопшего. Стоимость подобного памятника составляла $5 тыс. В Японии и Китае на могилах размещают QR-коды: при наведении смартфона на изображение можно прочитать биографию усопшего или посмотреть его фото.
|