Кампания против сегодняшнего начальника СвЖД, начавшаяся довольно бессистемно в ноябре, после того, как прессе стал известен инцидент с товарным составом на участке пути Тавда - Азанка, едва не врезавшимся в пассажирский поезд "Свердловск - Устье-Аха" (напомним, сам инцидент вначале официально отрицался пресс-службой СвЖД, а потом все же был признан), возможно, и оказалась бы "выстрелом в небо". Если бы не столь же бессистемные и сбивчивые попытки пресс-службы Свердловской дороги, а затем и самого господина Шайдуллина отвечать на обвинения. Как ни парадоксально, в гораздо большей степени не выпады прессы, а ответы на них повышают уязвимость начальника дороги.
Именно благодаря оправданиям железнодорожников и спровоцированной этим утечке информации прессе стало известно, что факт замалчивания предаварийной ситуации на Свердловской железной дороге - один в ряду многих. Еще прежде аварии на участке Тавда-Азанка, 30 августа 2005 года, в Перми сошел с рельсов локомотив из-за крайней усталости бригады, двое суток работавшей без сна. По отработанной схеме скоростемерная лента локомотива была уничтожена, а бригада уволена. В начале нынешнего декабря суд по требованию Независимого профсоюза локомотивных бригад рассмотрел эпизод и признал неправомерность действий руководства Свердловской железной дороги. Вероятнее всего, и увольнение машинистов, и решение суда не оказались бы достоянием широкой общественности, если бы не пристальное внимание к Свердловской железной дороге, вызванное противоречивыми заявлениями ее руководства.
Долгое время - фактически с момента назначения, - одним из главных козырей Шевкета Шайдуллина была изначальная, годами сложившаяся замкнутость и непрозрачность системы железной дороги. Существование группировок, кланов и даже "династий" внутри структуры РЖД сомнению не подвергается. История доказывает, что борьба с ними не начинается до тех пор, пока действия руководителей не влекут серьезные сбои в работе дороги. Во многом кампанию против себя Шевкет Шайдуллин начал сам - весь недолгий период, пока он возглавляет Свердловский филиал ОАО "РЖД", показатели эффективности работы стабильно ниже показателей соседних Горьковской и Западно-Сибирской дорог, а главное - существенно ниже нормативов, установленных центральным филиалом. В апреле и в сентябре нынешнего года, во время плановых проверок и стыковых совещаний, Сергей Козырев, вице-президент ОАО "РЖД", уже довольно жестко критиковал работу Свердловской дороги. В момент реформирования ОАО "РЖД" подобный "внутренний саботаж" весьма некстати.
Внутренние источники информации на СвЖД связывают такое падение эффективности с агрессивностью нового руководителя - не сумев заслужить доверие у руководителей подразделений Свердловской дороги из команды Александра Мишарина, Шевкет Шайдуллин добился их увольнения. Взамен пришла нижегородская команда. В соответствии с интересами новых заместителей формировалась и система размещения заказов СвЖД - так, называются фирмы "Связь-НН", дорожный центр "Внедрение", ЧП "Володин", контракты с которыми, по одной из бытующих версий происходящего, заключены по многократно завышенным расценкам.
В попытках повысить результативность работы филиала, новое руководство Железной дороги поступило, как плохой машинист - вместо увеличения управляемости была введена политика "закручивания гаек". Так, большинство рядовых сотрудников Управления железной дороги успели столкнуться с дисциплинарными мерами, доходящими до абсурда. Недавно же Независимый профсоюз локомотивных бригад обратился с заявлением-жалобой на начальника дороги в Генпрокуратуру РФ и одновременно к председателю ОАО "РЖД" Владимиру Якунину - факт при прошлом руководителе СвЖД просто невозможный.
В заявлении, в частности, сказано, что вопреки приказу МПС и требованиям безопасности железнодорожного движения локомотивные бригады выводят работать с 4-5 часовыми перерывами на сон либо вовсе без перерывов. Очевидно, что жалобы "снизу" вызвали в руководстве ОАО "РЖД" повышенный интерес к действиям руководства Свердловского филиала. Этим можно объяснить и частые визиты самого Владимира Якунина (в течение осени он дважды приезжал в Екатеринбург). Возможно, интерес к СвЖД в Москве подогревается и бывшим руководителем филиала, Александром Мишариным, после ухода которого команда опытных заместителей оказалась "вышвырнутой". Отчасти в пользу этой версии говорит и ряд критических публикаций (в период с марта по сентябрь 2005 года), направленных против нынешнего руководства Свердловской дороги, в корпоративной железнодорожной газете "Гудок". Общеизвестно, что позиция газеты "Гудок" в ста процентах случаев совпадает с официальной позицией московского филиала ОАО "РЖД".
Таким образом, спонтанная информационная кампания, первоначально спровоцированная скрытностью пресс-службы СвЖД, выявила факты, во многом подтверждающие обвинения многочисленных недоброжелателей Шевкета Шайдуллина. Возможно, после Нового года у него добавится влиятельных оппонентов - по слухам, Борис Колесников, еще один бывший начальник Свердловской железной дороги, готовится возглавить исполком свердловского регионального отделения "Единой России". Известно негативное отношение Колесникова к управленческим методам Шайдуллина. Таким образом, отставка Шевкета Шайдуллина, о которой много говорят внутри Свердловского филиала - перспектива вполне реальная. Вероятнее всего, она пройдет без шума, в стиле МПС - как перевод на один из "сложных участков работ".
|