«Урал паблисити монитор», Сергей Антонов Для начала напомним, что только минувшим летом компания «Лукойл -Пермнефтепродукт» дважды повышала розничные цены на автомобильное топливо - 20 июля и 3 августа, поэтому объявленное с 12 сентября очередное значительное подорожание бензина для многих автомобилистов было как снег на голову в разгар «бабьего лета». Между тем, в срочно разосланном 11 сентября пресс-релизе сообщалось, что повышение розничной стоимости разных видов топлива на заправках «Лукойла» составит от 0,6% до 6,2% к действующим ценам. Причиной ужесточения ценовой политики было объявлено повышение оптовых цен на топливо в России. Любопытно, что днем нового подорожания был объявлен день, на который было запланировано совещание на тему бензиновой инфляции и рвущихся к небесам ценам на бензин между российским премьером Михаилом Фрадковым, министрами экономического блока и главами нефтяных компаний. То, что обитатели Белого Дома будут уговаривать нефтяников в очередной раз затормозить рост цен секретом ни для кого не было. Судя по всему, прозрачные намерения властей и спровоцировали очередное подорожание. Как стало известно «Урал паблисити монитор» из источников в «Лукойл-Пермнефтепродукт» в сентябре повышения стоимости продукции компания не планировала и приказ о третьем за последние три месяца подорожании для самих нефтяников стал неожиданностью. Как известно, в прошлом году Владимиру Путину удалось договориться с последними о временной «заморозке» внутренних цен в обмен на ряд уступок правительства. Требования о поправках в Налоговый кодекс, снижающих налогах на период разработки месторождений, принятии нового закона о конкуренции и снижении экспортных пошлин были удовлетворены. В числе невыполненных условий остались создание нефтяной биржи и принятие закона о дифференциации акцизов на нефтепродукты.
По сообщениям СМИ, в этот раз Михаил Фрадков в достаточно резкой форме напомнил нефтяным компаниям их обещание не повышать цены на топливо. В свою очередь, бизнесмены попробовали потребовать очередного расширения налоговых льгот, стимулирующих нефтепереработку. В пакете, который они выложили на премьерский стол, содержались такие новые требования, как снижение НДС и единого социального налога до 13% и замена налога на добавленную стоимость на налог с продаж в среднесрочной перспективе. Министры не стали скрывать, что готовы нести ответственность лишь за прошлые обещания, да и то не сейчас, а в перспективе. По мнению ряда экспертов, попытка бизнеса добавить к уже принятому год назад налоговому пакету новые требования смахивает на шантаж. Особенно если учесть, что ровно год назад между правительством и нефтяниками было достигнуто понимание того, что для стимулирования нефтепереработки и ликвидации дефицита на внутреннем рынке достаточно дифференциации налога на добычу и снижения акцизов. Очевидно, что по истечении срока моратория и несоблюдения ряда обещаний со стороны властей нефтетрейдеры решили ужесточить свои требования, при этом на результативность особо никто не рассчитывал. Поговаривают, что глава «Лукойла» Вагит Алекперов, получив приглашение на совещание и заранее просчитав ситуацию, в очередной раз сработал на опережение ситуации, объявив о росте цен до того, как власти снова предложат их заморозить, демонстрируя заботу о потребительском рынке. К слову сказать, такие игры в лояльность между нефтяниками и Белым Домом повторяются уже не первый год: сначала цены растут до предела, затем с публичной подачи Кремля и Белого Дома замирают на некоторое время. Потом все повторяется с начала. Иначе как объяснить, что несмотря на достигнутую еще несколько месяцев назад договоренность с правительством об ограничении роста цен на топливо рамками инфляции, которая на 1 сентября составила 9%, накануне совещания у Фрадкова «Лукойл» вновь внезапно повышает стоимость своей продукции. И это при том, что рост бензиновых цен к началу осени со стороны компании итак уже превысил уровень инфляции на 3%! В результате на этой неделе сложилась весьма парадоксальная даже для нашей непредсказуемой России ситуация, когда на следующий день после того, как министр экономического развития Герман Греф объявил о моратории и даже снижении (!) цен на бензин на 0,3% до нового года, топливо на заправках ряда регионов в аккурат подорожало фактически в среднем на 10%. При этом достигнутые результаты, скорее всего, устроили всех участников игры в лояльность: цены на бензин до нового года не изменятся, министры продемонстрировали заботу о населении, нефтяники якобы пошли на уступки властям. В общем и волки сыты, и овцы целы. А в народе ползут слухи о том, что в будущем году цена бензина приблизится к среднеевропейской – 1 евро за литр.
|