Телекомпания Ермак, Гость дня [ 05:00 ], Ирина Арефьева
Ирина Арефьева: Свердловская область – лидер по угону автомобилей. Только за 7 месяцев этого года было похищено более 3 000 машин. Можно ли уменьшить эту цифру? Сегодня гость дня – Константин Саутин, начальник отделения розыска Управления ГИБДД Свердловской области. Из этих 3 000 удалось хоть один найти?
Константин Саутин: Конечно. Правоохранительными органами принимаются меры по розыску похищенного транспорта, и есть результаты.
И. Арефьева: Вы результатами удовлетворены? Или когда будет 100%, будете только…
К. Саутин: Безусловно, результатами мы не удовлетворены, и каждый день принимаем и анализируем оперативные сводки, ситуацию. Каждый день какие-то меры реагирования, в том числе и милицейские, профилактические применяем…
И. Арефьева: С каждым годом количество угнанных автомобилей растет в Свердловской области или уменьшается?
К. Саутин: В этом году за 7 месяцев нам удалось добиться снижения количества зарегистрированных краж транспорта на 12%. Это, прежде всего, заслуга и сотрудников милиции. Огромный комплекс профилактических мероприятий нами проводится, которые включают меры по противодействию реализации похищенного транспорта. Это и взаимодействие с главами муниципальных образований, оборудование мест парковки, в том числе мы работаем с администрацией города Екатеринбурга по оборудованию системами охраны парковок возле торговых центров, где происходит значительное количество угонов…
И. Арефьева: Чаще всего угоняют от торговых центров?
К. Саутин: Нельзя сказать, что чаще всего. В дневное время деловая активность жителей города возрастает, люди стекаются в магазины какие-то, офисы, которые находятся, в основном, в центральных районах. Естественно повышается уровень угонов именно в этих районах. Если брать ночное время – это, в основном, угоны транспорта с мест, где владельцы оставляют без присмотра на ночь - во дворах, на улицах.
И. Арефьева: Нельзя сказать, что чаще всего. В дневное время деловая активность жителей города возрастает, люди стекаются в магазины какие-то, офисы, которые находятся, в основном, в центральных районах. Естественно повышается уровень угонов именно в этих районах. Если брать ночное время – это, в основном, угоны транспорта с мест, где владельцы оставляют без присмотра на ночь - во дворах, на улицах.
К. Саутин: Нельзя сказать, что чаще всего. В дневное время деловая активность жителей города возрастает, люди стекаются в магазины какие-то, офисы, которые находятся, в основном, в центральных районах. Естественно повышается уровень угонов именно в этих районах. Если брать ночное время – это, в основном, угоны транспорта с мест, где владельцы оставляют без присмотра на ночь - во дворах, на улицах.
И. Арефьева: Это за счет предпринимателей, которые волнуются, или за счет бюджета города?
К. Саутин: В том числе и за счет предпринимателей. Я считаю, что владелец магазина заинтересован, чтобы покупатели к нему приезжали, заинтересован в безопасности как его самого, так и его имущества. Люди будут ездить к такому предпринимателю.
И. Арефьева: Но системы видеонаблюдения, как правило, незаметны вооруженным взглядом… Угонщика это вряд ли остановит… Или это просто поможет вам найти угонщика?
К. Саутин: Ну, видеонаблюдение и профилактическую какую-то роль играет. Угонщик каким-то образом прогнозирует риски свои, т. е. если он видит, что все снимается на видеокамеру, что есть пропускная система, шлагбаум, стоит охранник на выходе – с таких стоянок, как правило, не угоняют. Для примера, можно взять торговый центр, открывшийся у нас на Сибирском тракте – там пропускная система с одним въездом-выездом, охранник в будке и система видеонаблюдения. Как результат, ни одного угона не зарегистрировано с этой парковки. Предприниматели позаботились о своих покупателях.
И. Арефьева: А какие неспокойные места, торговые центры
И. Арефьева: А какие неспокойные места, торговые центры?
К. Саутин: Неспокойные центры – это «Дирижабль», «Екатерининский», это уралмашевский рынок (улица Победы), магазин «Купец» - вот основные крупные торговые центры.
И. Арефьева: То есть предприниматели не очень охотно идут на контакт? Или просто установка – дело времени?
К. Саутин: Дело времени. На контакт они идут, но не так активно, как нам хотелось бы.
И. Арефьева: А что чаще всего угоняют? Отечественные в лидерах или иномарки тоже стали?
К. Саутин: С каждым годом растет процент угона иномарок. Повышается уровень угонов иномарок – в этом году он составляет около 13%, а в прошлом только около 10% угонялось.
И. Арефьева: А какие? Можете назвать марки?
К. Саутин: На нелегальном рынке действуют те же законы экономические, что и на легальном. Те автомобили, которые чаще приобретаются, те, которые можно быстрее продать, – те и угоняются. Это, в основном, автомобили семейства «Тойота» (больше 35%) – «Тойота Лэндкрузер» у нас в этом году в лидерах. 30 автомобилей за 7 месяцев в Свердловской области, в августе какой-то всплеск произошел – уже 5 автомобилей на сегодня было похищено этой марки.
И. Арефьева: Это потому что машина популярна у обычных жителей Свердловской области, и поэтому и у угонщиков? Найти легче покупателя?
К. Саутин: Конечно. Найти покупателя легче, и автомобиль дорогой.
И. Арефьева: Но, наверное, машины недешевые, и не были оборудованы дешевой сигнализацией…
К. Саутин: Как правило, автомобили, которые угоняются, были оборудованы штатной заводской сигнализацией. Каких-то дополнительных средств защиты владельцами принято не было. Может, сэкономили, может, просто не знали, что такая проблема существует, надеялись, что их минует…
И. Арефьева: Обычная сигнализация спасает от угона? В автосалонах предлагают: чем дороже – тем спокойнее.
К. Саутин: На сегодняшний день, мы вынуждены констатировать, что электронная сигнализация уже не является реальной защитой автомобиля от угона. Необходимо оборудование автомобиля охранным комплексом. Мы предлагаем (и это мировая практика) – охранный комплекс, помимо электронной сигнализации, должен включать в себя и какие-то механические блокировки, механические замки. Тогда угонщику будет просто невыгодно связываться с таким автомобилем. Также небесполезным будет нанесение на стекла, на фары автомобиля, на другие какие-то части противоугонной маркировки, которая поможет идентифицировать автомобиль.
И. Арефьева: Еще насчет сигнализаций: стоимость влияет на надежность? Предлагают, там, «обратную связь» на брелке, мол, вы увидите, если вашу машину попытаются вскрыть…
К. Саутин: Стоимость зависит от наличия дополнительных сервисных функций, а дополнительных блокировочных функций сигнализация не имеет.
И. Арефьева: То есть можно поставить не очень дорогую сигнализацию, но дополнительные технические средства разместить, маркировку, и тогда можно спать спокойно… Или находятся угонщики, которые справляются и с многоступенчатыми системами защиты?
К. Саутин: Как правило, такие машины реже угоняются. Зачем, когда есть автомобиль, не оборудованный сигнализацией, угонять более оснащенный сигнализацией автомобиль? Они тоже просчитывают риски.
И. Арефьева: Сложно раскрывать дела о кражах автомобилей?
К. Саутин: Да. Такие кражи относятся к одному из наиболее тяжело раскрываемых преступлений. Как правило, раскрытие возможно или в момент перегона, когда угонщик перегоняет транспортное средство к месту отстоя, или в момент его переоборудования, при проверке каких-то автосервисов, гаражей, где это происходит. Или при обращении, как правило, нового владельца автомобиля в органы внутренних дел, милицию при регистрации или при техосмотре.
И. Арефьева: Как правило, такие автомобили ведь проходят не в Свердловской области…
К. Саутин: Да. Как правило, они обнаруживаются где-то в соседних областях. Можно сказать, что у нас сейчас основное направление перегона транспортных средств – это Тюмень, Новосибирск, Омск.
И. Арефьева: То есть из Свердловской области угоняют в эти регионы… А какое-то взаимодействие между региональными службами ГИБДД существует?
К. Саутин: Естественно. У нас есть и информационно-аналитические различные методы, с помощью которых можно выявить автомобили, похищенные у нас.
И. Арефьева: А дальше Тюмени и перечисленных вами городов не перегоняют?
К. Саутин: Ну просто смысла нет. Дальше Новосибирска – там уже рынок японских автомобилей идет с другой стороны.
И. Арефьева: А в Свердловскую область откуда краденые автомобили поступают? Из той же Тюмени, из соседних? А из-за границы?
К. Саутин: Да, идет взаимообмен. В основном, пригоняют из ближайших регионов. А из-за границы сейчас уже такого канала нету поставки краденных автомобилей, потому что не находят уже спрос такие автомобили. С развитием кредитной системы, граждане стали чаще обращаться в автосалоны, приобретают новые автомобили, и с проблемными автомобилями уже редко связываются.
И. Арефьева: А как, все-таки, вы находите автомобили? Или это служебная тайна?
К. Саутин: Это не тайна. Я говорил, что часто при перегоне, когда угонщики перегоняют, или в ночное время подростки взяли машину покататься – едут, и наружная служба останавливает, выясняется, что нет документов…
И. Арефьева: Но это уже не кража считается? Чем они отличаются?
К. Саутин: Да. Это «неправомерное завладение» - это немного другой состав преступления, но он тоже общественно опасен, потому что такой угонщик может и дорожно-транспортное нарушение совершить (что часто случается), наезд на пешехода… Кража квалифицируется именно элементом хищения транспортного средства, т. е. автомобиль похищается для изъятия из чьей-то собственности и передачи другому лицу. Это доказывается уже в ходе следствия или не доказывается.
И. Арефьева: А кто угоняет, как правило?
К. Саутин: Мы анализируем задержания. Обычно это молодые люди – 85-89 гг рождения. А матерые преступники обычно на втором этапе: роли распределены – угоняет молодежь, а кто постарше - занимаются уже более квалифицированными работами…
И. Арефьева: Есть какая-то статистика, для чего угоняют? Для продажи автомобиля целиком? Для разбора на запчасти? Или просто покататься?
К. Саутин: Конечно, статистика есть. Но она очень приблизительная. Можно разделить таким образом: где-то 30% (это обычно отечественные автомобили) угоняются для продажи целиком в других регионах. То, что угоняются автомобили классических моделей "ВАЗ" ("шестерки", "пятерки", "семерки") – это на разборку, для восстановления стареющего автопарка аналогичных моделей. Иномарки угоняются… Ну, была у нас такая система «возврат за выкуп», но сейчас она менее популярна (были приняты определенные меры)… Потом, есть определенный канал трафика автомобилей в республики Средней Азии. Таможенниками на границе с Казахстаном было задержано порядка 10 транспортных средств, которые были угнаны в Свердловской области и перегонялись в республики Средней Азии. В частности, машины использовались в качестве платы за поставленные наркотики – преступления взаимосвязаны, кражи с поставками наркотиков.
И. Арефьева: А отношения с обычными автомобилистами налажены у отделения розыска? Сообщают обычные водители, пешеходы о каких-то машинах? Потому что в свое время и сотовые, и пейджинговые компании предлагали: мол, подключитесь на такой-то тариф, и вам будут присылать сообщения об угнанных автомобилях, и вы можете, увидев эту машину, сообщить…
К. Саутин: Мы благодарны любой помощи граждан, любым сообщениям, которые поступают в любой форме. С февраля месяца нами проработана такая система передачи сообщений об угонах в городе Екатеринбурге посредством СМС. Более 25 тысяч абонентов подключились к этой услуге. И уже 4 автомобиля угнанных было, с помощью граждан, нами задержано.
И. Арефьева: Чисто безвозмездную помощь водители оказывают, солидарность водителей, «помог ты – завтра помогут тебе»…
К. Саутин: Да, это один момент. И есть заинтересованность страховых компаний… Одна из страховых компаний крупных уже предлагает страховку гражданам, которые помогли в розыске автомобилей. Бесплатно страхуют на 100 тыс рублей. Один владелец уже получил такой полис.
И. Арефьева: Если перечислить по пальцам: что должен сделать автомобилист для того , чтобы машину не угнали. Вы сказали: оборудовать многоступенчатую систему охраны… Не оставлять где-то?..
К. Саутин: Не оставлять машины во дворах. У нас количество стоянок в городе и областных районах достаточное… Не оставлять в ночное время во дворах, не бросать на улицах. Не оставлять складные автоключи
зажигания и сигнализации при проведении каких-то ремонтных работ в сервисах.
|