Человек дня |
07.09.2006, 14:49
На ошибки закроем глаза?
|
По словам министра образования Свердловской области, редактировать авторские учебники сейчас просто некому, но он уверен, что все фактические ошибки можно обсудить во время урока |
10 канал - Россия 2, 10+ [ 21:30 ], Алексей Назаров
Алексей Назаров: Одна из тем, которые обсуждались на прошлой неделе, это огромное количество школ, которые были не готовы к открытию по разным причинам: по причинам безопасности, по причинам каких-либо санитарных норм. Как Вы думаете, с чем это было связано?
Валерий Нестеров: Это не совсем так, потому что, если вот сравнивать с прошлым годом (а мы просто обязаны сравнивать с тем, как мы были готовы в прошлом году и как мы готовы к этом году), то динамика достаточно положительная. И если мы вот на первое сентября имели положительное заключение от Роспотребнадзора 948 учреждений, это фактически 78% от всех образовательных учреждений и по Пожнадзору 712%, то по сравнению с прошлым годом по Пожнадзору даже лучше показатель. Он выше на 12% прошлогоднего, если, так сказать, цифрами говорить. Потому что весь этот период достаточно интенсивно выполнялись и предписания, вообще здравый смысл по организации безопасности образовательных учреждений. Это как бы связано естественно с угрозой терроризма и с теми вещами, которые у нас иногда происходят. Потому что ряд школ построен до войны, ряд хотя и в 60-е годы тоже, как сказать, уже достаточно старые здания. Поэтому естественно, что требования они усиливают и идет приращение каких-то требований, что я воспринимаю вполне нормально и правильно. С другой стороны речь идет о том, что затраты, которые необходимы, для того, чтобы все эти требования исполнить, они превосходят наши возможности. Поэтому мы избрали согласованный принцип создания таких программ реализации этих вещей. Здесь очень важно, чтобы органы надзора смотрели, исполняется программа восстановления или нет. Мы сильно увеличили количество школ, оборудованных пожарной сигнализацией и кнопками тревожной сигнализации и прочее и прочее. Но каждая школа имеет свой адрес, свое географическое положение, определенные сложности. Хотя я не могу скрывать о том, что есть вещи, которые до сих пор не требуют ничего, кроме добросовестного отношения со стороны руководителей, как учредителя, так и директора образовательного учреждения к некоторым моментам.
А. Назаров: Знаете, я ни коим образом не хотел вносить негативную волну вот в эту часть. На самом деле я понимаю... Пожарные возмущались тем, что было покрашено масляной краской. Мы разговаривали с МЧС в этой части. А если нет денег другой красить?
В. Нестеров: Ну это вообще так немножко, не то, что неэтично выглядит. Предыдушие три года я занимался тем, что закупал вот эту масляную краску для образовательных учреждений, и в порядке помощи от правительства мы ее передавали. Но в принципе речь идет только в тех местах, которые называются пути эвакуации. И там, конечно, должно быть выкрашено акриловой краской. Ну скажем так, до этого это не замечалось, как нарушение. Сейчас оно замечается. Будем перекрашивать.
А. Назаров: Количество школ в этом году увеличилось или уменьшилось?
В. Нестеров: У нас чуть-чуть увеличилось количество школ. Это произошло, потому что некоторые школы из филиалов обрели свое юридическое лицо. И общее количество общеобразовательных учреждений (в этом году будут функционировать 1292 школы). Пустили новые школы в Нейво-Рудянке, Кировграде. Она не прибавила количество школ, потому что она как бы на смену старой, но школа очень неплохая получилась на 340, по-моему, мест, сделана, как бы приближаясь к требованиям сегодняшнего дня.
А. Назаров: А сколько, кстати, в этом году учащихся примерно сели за парту?
В. Нестеров: Не примерно, а 415 тысяч 820 человек. У нас есть некоторое, второй год увеличение идет, приема в первые классы. Так, примерно, по тысячи, но общее количество учащихся в этом году снова сократилось на 14 с небольшим процента.
А. Назаров: Давно наблюдается рост по первому классу?
В. Нестеров: Третий год. Третий год, но это пока ни о чем не говорит, потому что пик демографического спада будет в 2008-2009 году.
А. Назаров: Есть примерные данные на эту тему?
В. Нестеров: Да. Но Вы можете сами судить. Вот у нас было всегда так: мы выпускали допустим из средней общеобразовательной школы из 11 класса допустим тысяч сорок. Это значит, что в девятом классе мы выпускали 80. А сейчас примерно сравнялось: мы выпускаем примерно 39 тысяч из 11 класса и примерно 40 тысяч из девятого.
А. Назаров: Почему люди чаще заканчивают 9 классов нежели 11?
В. Нестеров: Последнее время наоборот, мы наблюдаем тенденцию переходить в 10-11 класс. Вообще по закону в стране обязательное основное образование, то есть 9 классов. То есть это как бы люди незакончившие, считаются нарушителями действующего законодательства, и мы пытаемся им помочь получить основное образование. Но при возникшей возможности получение высшего образования, скажем так не в бюджетной системе, а за счет собственных денег. Она как бы подталкивает людей идти и заканчивать полную среднюю школу.
А. Назаров: Вы знаете, на прошлой неделе очень много было разговоров (понятно, что первое сентября было в пятницу), такие отклики, что 80% учебников содержит фактологические, орфографические ошибки.
В. Нестеров: Может быть, и больше. Мы здесь в таком достаточно сложном положении, потому что весь федеральный компонент мы закупаем по спискам Министерства Образования Науки РФ, и другого нам не дано. Мы не можем от этого списка отступать, мы можем выбирать в нем. И там, безусловно, бывает... Учебники авторские. Просто здесь нужны оговорки по поводу того, что.. и вообще, работа с учебником... она не должна носить характер: вот прочитай, выучи и будешь вот это знать. Учебник - это книжка для обсуждения, хотя там есть такие очень базовые вещи и т. д. Что касается региональных учебников, то есть то, что мы издаем здесь, в Свердловской области, для себя, конечно, они все учитываются, они проходят через соответствующий, есть у нас экспертный совет по этому поводу. Хотя тоже, скажем, так гарантировать, что там, допустим, нет ошибок, сложно, потому что у нас скукожилась вот эта вот служба, которая занималась жестким редактированием с точки зрения языка. Меньше внимания как-то стали на это обращать, что, конечно, печально.
А. Назаров: Всегда было интересно, что нарушения были, например, в учебниках истории. Обычно с этого начинают все скандалы поднимать.
В. Нестеров: Разве это нарушение? Это колебание вместе с линией, это конъюнктурная вещь.
А. Назаров: Ну не может же каждый год меняться история?
В. Нестеров: История меняться не может. Толкование фактов может меняться. Это вещь такая вообще.. Факты можно толковать как угодно, особенно, если человек неглубоко знает контекст и вообще историю. Я, по-моему, как-то рассказывал вам же, я однажды решил в седьмом классе (я был самонадеянный учитель) проверить, как они понимают вот все, что... А это седьмой класс первая часть истории СССР. Я им дал сочинение написать о том, что представьте, что вы участвовали в восстании Пугачева, вас разбили, и вы с товарищем бежите в свою деревню. О чем разговариваете? И когда я прочитал там некоторые, как бы скорее дойти до автобусной остановки, я понял, что я совершенно непотребно работаю, потому что дети не представляют себе эпоху, ее дух, так сказать, состояние людей. Они автоматически переносят как бы наше время на те события, которые были. Многое зависит - все зависит от учителя, потому что задача ведь заключается не в том, чтобы выучить, в каком году было что-то, а в том, чтобы, извините за выражение, они генезис видели некий, развитие, движение, состояние, мысли людей этого периода.
А. Назаров: Давайте по поводу учебников. Вот во многих школах хватает учебников вообще?
В. Нестеров: Абсолютно. Это вот вопрос, который в Свердловской области поставлен, я считаю, очень хорошо, не побоюсь этого слова, потому что есть люди, которые этим занимаются. Конечно, под руководством Министерства Образования, но все-таки это вот центр наш "Учебная книга", которая занимается этим делом. И мы имеем сегодня обеспеченность учебниками новыми, примерно, 85% в то время, как средний по России показатель 20-40%. Но у нас есть учебники, которые мы покупали в 2002, 2003 и т. д. Они действуют 4 года, поэтому мы имеем 100% обеспеченность учебниками. И вот когда все эти вопросы возникают, что там родители заставляют и т. д. Родители не должны быть гуттаперчевыми, они должны точно знать, почему вдруг возникает необходимость приобретения учебника, и в том числе за счет родителей. Потому что если кто-то вводит какую-нибудь программу, то тот и должен покупать учебники.
А. Назаров: А есть какие-нибудь альтернативные учебники?
В. Нестеров: Есть. Мы покупаем примерно по одному учебника по одному курсу. Можно больше, но, к сожалению, мы и так тратим 180 млн. из бюджета Свердловской области, закупая каждый год примерно один миллион двести экземпляров учебников.
А. Назаров: Не получается, что они спорят несколько с основной программой
В. Нестеров: Нет. Программа - это вещь такая. Программа - это ведь то, что имеет образовательное учреждение. По закону программу делает образовательное учреждение и сам учитель. Есть государственный образовательный стандарт, где есть указание на то, на что надо обращать внимание. В том числе и прежде всего развитие человека. Есть базисный учебный план, который определяет количество уроков. А что касается отбора материала и т.д. - это все компетенция учителя, это он делает.
А. Назаров: И еще, вспоминая прошлое время (все как-то о прошлом разговариваем). 4 области ввели Православие... Тему мы тоже достаточно активно обсуждали в этой части. Вы резко очень выступили вот в этой части, мне кажется. Сказали: "Ну, у нас такого не будет".
В. Нестеров: Ну, я еще раз это подтверждаю. Значит, неправомочно это с точки зрения закона. Введение в сетку часов, оплачиваемых государством, - это неправомочно по действующему закону. Я как государственный служащий, моя первейшая обязанность - соблюдение действующего законодательства. Речь идет о возможности факультативной работы по выбору учащихся и по согласию родителей. Только в этом случае, так сказать, потому что, как бы это не называлось там православной культурой и т. д. Но как же, скажем, изучать православную культуру без хотя бы описания культовых обрядов, которые совершаются. А это закон впрямую запрещает, поэтому мы на эту тему работаем с Епархией.
А. Назаров: А нет давления со стороны Епархии? Ну не прямого, косвенного, конечно.
В. Нестеров: Во-первых, на меня сложно давить. Во-вторых, мы договариваемся, у нас есть по этому поводу согласие на написание учебников. Мы работаем сейчас по авторскому коллективу. Здесь тоже не без противоречий, потому что как бы каждая сторона имеет позицию, но я надеюсь, мы договоримся, потому что нет оснований.
А. Назаров: Мне нравится сторона православной церкви, которая говорит, что другие конфессии в принципе тоже это могут делать, но, наверно, им бесполезно спорить с российской православной церковью. Другие конфессии идут на контакт?
В. Нестеров: Значит, внутренние споры конфессиальные, они меня вообще мало интересуют. Хотя я не видел публичных дискуссий на какие-то темы и т. д. Вот я из истории знаю, что в свое время здесь у нас был Митрополит Веденский и Луначарский, нарком просвещения, здесь в городе Екатеринбурге, и они вели публичные дискуссии на эту тему. И как бы Луначарский победил тем, что был высокий, красивый мужчина, а Митрополит Веденский был такой старикашка. И когда он сказал, что я не завидую тем, кто вот... Ну понятно кто. Это неважно, и я думаю, что каждая конфессия имеет право иметь свои воскресные школы. И они это делают: у нас есть армянские воскресные школы, хотя это христианство, есть специальное татарское общество держит свои и т. д., есть православные воскресные школы, есть православные школы, которые имеют от нас лицензию и аккредитацию, потому что она работает по государственному образовательному плану, есть еврейская школа, по крайней мере, содержит ее еврейская община и т.д. Поэтому здесь вообще-то нет вопросов, только если вы хотите, находите источники и, так сказать, привлекайте людей, которые будут это делать и содержать - и на здоровье. Мы даже даем возможность в общеобразовательных школах в воскресное время этим заниматься.
А. Назаров: А не существует здесь вопрос о подмене определенных понятий, потому что вопрос о ведении какой-то религиозной тематики в школе трактуется примерно так, что эта наша культурная основа со стороны, скажем, конфессии определенной, а со стороны скажем, например, тех же самых учителей совершенно другая история. То есть не существует ли такой подмены определенной? То есть это навязывание религии, а на самом деле это якобы культурная основа, которая преподается детям.
В. Нестеров: Кое-что надо пережить в практике нашей школы, то есть и даже исключить, потому что тот примитивный подход, который у нас был, когда детям говорилось о том, что люди были такие совершенно темные и не могли объяснить мир, поэтому они выдумали Бога. Само по себе - это великий шаг человечества, потому что как только человек вышел из пещеры, и ощутил себя на этой планете, и стал объяснять какие-то явления, любое объяснение явлений на определенном этапе было прогрессивным. Это безусловно. То, что в преподавании истории мировой художественной культуры и т. д. эти вещи присутствуют, но они присутствуют как явления мирового характера, может быть, кого-то, так сказать, обижает. Хотя я, как историк, знаю дохристианский период истории нашего отечества и т. д. и некоторые вещи, которые происходили в самом процессе. Здесь, наверно, есть не то, что подмена, но исключение права иметь духовную жизнь помимо церкви.
А. Назаров: Духовная жизнь у школьника есть?
В. Нестеров: Думаю, что да. Как у всякого нормального человека.
А. Назаров: Давайте исключим церковь. Раньше не было церкви. Тоже ведь была духовная жизнь?
В. Нестеров: Так ведь она и сегодня есть. Что понимать под этим, что понимать. Лично я никогда ничего из того, что мне дорого, не терял.
А. Назаров: Знаете, в свете последних событий месяцев трех-четырех. Национальный проект во всех его проявлениях движется куда-то? Куда?
В. Нестеров: Он движется в соответствии с тем, что было примерно год назад объявлено президентом. С точки зрения того, что Российская Федерация выполняет все свои обязательства по финансированию, очень большие средства, и по оплате классных руководителей и для укрепления этой части и по школам-победителям, и по учителям-победителям конкурса, и по школьникам, призерам президентским... Все эти деньги в область пришли, они фактически, кроме премии учителям, которые будут на День Учителя, выданы, розданы, и это создает определенно другое настроение потому что "обещалок" было много, и они как бы плохо реализовывались, начиная с указа президента №1. Сегодня люди видят, что может быть есть какие-то мысли о том, что не так надо было начинать или какое-то другое направление. Скажем так, я очень рассчитываю на то, что мы серьезно займемся педагогическим образованием, но есть факт того, чтобы это приобрело характер не обещаний, а действий.
А. Назаров: Ну это приятно. Кстати, по поводу дефицита преподавательского состава на территории Свердловской области. Кого больше не хватает?
В. Нестеров: Ну это большое преувеличение, на счет дефицита. У нас сейчас официально не хватает 480 человек, если иметь в виду, что всего, примерно, в общем образовании работает 60 тысяч человек. Да, есть проблемы с учителями иностранного языка, есть проблемы с учителями русского языка, то есть они тоже стали востребованы на стороне. Мало людей, умеющих писать и говорить по-русски в наших предпринимательских структурах и т. д. Они находят там свое место. Приходят в этом году в область, официально приходит 1040 молодых специалистов. Мы готовимся 19 числа вручить им единовременное пособие в размере 20 тысяч. И эти люди приступят... В разных территориях по-разному есть дефицит, но думать так, что в городе Екатеринбурге его нет, а вот где-то там, в дальней... Иногда с точностью до наоборот бывает, потому что в городе Екатеринбурге больше возможностей со своим педагогическим дипломом куда-то определиться.
А. Назаров: Последенее время мне вообще кажется, что Свердловская область самодостаточная и Екатеринбург тоже очень самодостаточный город вот в этой части.
В. Нестеров: Более чем... Более чем. По моим скромным подсчетам тысяч 50 людей с дипломами педагогического образования не работают в системе образования.
А. Назаров: Еще один разговор, который недавно велся, - это вопрос о сокращении летних школьных каникул. Понятно, что дети относятся к этому очень странно, и им это совершенно не понравится. Как Вы думаете, имеет это место или...?
В. Нестеров: Это называется "бухнуть в колокола, не заглянув во святцы". Во-первых, вопросы содержания образования, определяют образовательные учреждения, а вопрос организации учебного процесса определяет учредитель. То есть Министерство Образования Науки России, как и Министерство Образования Свердловской области, к этому делу никакого отношения не имеет, кроме того, что должна контролировать то, чтобы не нарушали санитарные нормы. И поэтому может быть организован образовательный процесс самым разным способом: так, как считает учредитель, так, как согласны родители. В наших условиях абсолютно неприемлема ситуация с сокращением летних каникул, потому что мы и так имеем вот такой нормальный летний период очень короткий, а если с чисто прагматических вещей. Ну хорошо, увеличим мы зимние каникулы. Я согласен с этим, если мы предварительно вложим деньги и расширим базы зимнего пребывания людей на отдыхе, потому что все то, что сегодня имеем или большая часть для организации летнего отдыха детей - это летнее, функционирует только летом. И что мы будем с ними делать в расширенные зимние каникулы? Чем они будут заниматься? Мы достаточно подготовлены или нет. Я абсолютно считаю, что это не так. Можно пойти по пути нормальному, такому: вот у нас есть законные основания... Во всех классах 34 учебных недели в год, а в первых - 33, т. е. у них дополнительные каникулы недельные. Это можно распространить на начальные школы, потому что кто, своих детей видит и т. д., они выматываются очень сильно к концу учебного года. Они выматываются больше, чем учителя, и все, что с этим периодом связано: весенний авитаминоз, гиподинамия и т. д. Ну я не знаю, кому это в голову там пришло. Иногда странные мысли возникают. Трудно мне сказать. Иногда бывают такие вещи, которые в практике давно существуют. Их вдруг выдают.. Я не думаю, что это серьезно, и вообще это как бы вот надо изменять законодательство, потому что за вопросы отвечают...
А. Назаров: В ближайшем учебном году каких-то глобальных изменений, я надеюсь, не предвидится? Ну, чтоб никого не пугать.
В. Нестеров: Глобальных, конечно, нет. Глобально, пожалуй, будет одно, чего я с большой опаской жду. Это то, что мы в таком плановом порядке выводим все образовательные учреждения в интернет при, в общем, определенном отсутствие культуры пользования всем этим. Я боюсь, что та помойка, которая в интернете существует, она может сыграть, в том числе, свою негативную роль. Это большая педагогическая проблема.
А. Назаров: А не будет, как Вы думаете, в ближайшем времени депутатами, например, Госдумы принят определенный закон, который контролирует пребывание того же самого ребенка в интернете и определенное количество фильтров, которые будут стоять на выходе в интернет, будут не давать ему дальше...
В. Нестеров: Наши депутаты недооценивают наших детей. Они способны преодолеть серьезные препятствия. В этом отношении я плохо верю в то, что как бы можно сделать, потому что на всякое приспособление будет другое приспособление. А вот, скажем, благородная цель, с которой мы школы присоединяем к интернету, - это бесспорно. Другое дело, что готовы ли мы сами, в том числе педагоги, в том числе родители и потребители. Боюсь, что будет опять некий синдром "Сникерса", когда они вот только появились у нас с самого начала...
А. Назаров: А они дома, наши дети этим разве не занимаются. У них ведь тоже достаточно огромное количество техники?
В. Нестеров: Дома довольно много детей и т. д. И я боюсь, что мы просто не знаем, что там происходит. И это количество, оно может со временем в некое качество вылиться.
А. Назаров: Нельзя ввести какой-то предмет, который, скажем, структурирует ребенка, его пребывание в глобальной среде.
В. Нестеров: Предмет у нас есть, и называется Основы информатики, и он достаточно серьезен, но, что называется, некоторые вещи туда не ввести, не получится..
А. Назаров: Это культурная составляющая...
В. Нестеров: Здесь в большей степени нужно менять ситуацию c преподаванием литературы. Вообще выбросить слово это "преподавание", потому что когда начинают литературу преподавать, ставят оценки, возникает отвращение к литературе. А как обезопасить-то? Только очень серьезная культурная платформа, которая должна быть.
|
Человек дня |
|
|