10 канал - Россия 2, 10+ [ 21:30 ], Алексей Назаров
Алексей Назаров: Алексей Назаров: Итак, дамы и господа, хочу представить вам нашего сегодняшнего гостя - это руководитель управления Федеральной антимонопольной службы Свердловской области Татьяна Колотова. Добрый вечер, Татьяна Родионовна, очень приятно, что сегодня зашли! Хорошая пресс-конференция у вас сегодня была, да? Хорошая пресс-конференция, тема тоже достойная: "Выбор места регионального бизнеса в новом федеральном законе о конкуренции". Давайте в двух словах о законе о конкуренции, потому что не все понимают до конца, что это такое и с чем это связано.
Татьяна Колотова, руководитель управления Федеральной антимонопольной службы СО: Во-первых, добрый вечер! Дело в том, что у нас в России существуют сейчас 2 закона федеральных: закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и закон "О защите конкуренции на финансовых рынках"; эти законодательства имеют свою специфику, вместе с тем Антимонопольное ведомство посчитало необходимым разработать единый новый закон, который бы объединял ныне действующие законы и более того, при разработке нового закон были учтены те пробелы, которые имело законодательство, те трудности, с которыми сталкивались антимонопольные органы в ходе применения этих законов, и вот на свет родился новый документ, он был опубликован 26 июля, и 26 октября закон, "О защите конкуренции" он сейчас называется, вступает в свое действие.
Алексей Назаров: Вопрос такой: конкурировать можно только при условиях определенных, есть правила, которые нельзя нарушать - понятно, да. Давайте такой один из больших примеров: Антимонопольное ведомство занялось проверкой оправданности цен в екатеринбургском аэропорту - один из актуальных вопросов на самом деле: почему так получилось, что аэропорт "Кольцово" продает авиакомпаниям, которые прилетают, пользуются базой местной, по баснословным, диким деньгам - один из примеров, живой?
Татьяна Колотова, руководитель управления Федеральной антимонопольной службы СО: Действительно ситуация такая имеет место: цены в нашем аэропорту выше рыночных практически более, чем на 20% в среднем по России, то есть аэропорты, с которыми можно сравнивать, то наши цены выше. Пока мы располагаем всеми данными для того, чтобы включать делопроизводство, вместе с тем, с опубликованием этой информации в средствах массовой информации, а именно в материалах пресс-конференции руководителя "Аэрофлота", эта тема была обозначена в СМИ, поэтому мы сейчас начинаем антимонопольное расследование, для чего мы соберем материалы соответствующие, и тогда уже будем делать выводы. Но сегодня действительно, факт имеет место: цены в нашем "Кольцово" выше, чем в других аэропортах.
Алексей Назаров: Понятно, в этой части страдает потребитель - рядовой потребитель, который садится в самолет, покупает билет, соответственно как бы переплачивает, грубо говоря, 20%, ну, не 20, а в понятной пропорции, просто за билет переплачивает - так получается.
Татьяна Колотова, руководитель управления Федеральной антимонопольной службы СО: Да, он платит в этом случае платит лишние деньги - это одно, но еще страдает ряд хозяйствующих субъектов, которые в большей степени зависят от топливно-заправочного комплекса в нашем аэропорту: допустим, есть самолеты, которые можно заправить на рейс туда-обратно в том же Шереметьево или в Новосибирске, практически эта авиакомпания не будет страдать от таких высоких цен, а те, кто вынужден заправляться именно здесь, они вынуждены включать эти затраты в стоимость билета.
Алексей Назаров: Насколько долго может затянуться разбирательство, и результат какой может быть? То есть может быть доказано или не доказано?
Татьяна Колотова, руководитель управления Федеральной антимонопольной службы СО: Да.
Алексей Назаров: То есть мотивы могут разные совершенно быть?
Татьяна Колотова, руководитель управления Федеральной антимонопольной службы СО: Ну, мотив-то простой у аэропорта: он ведет реконструкцию, это как-то известно в общем-то всем летающим гражданам, действительно, все свидетели того, что в Екатеринбурге появился новый международный терминал, которого, кроме столицы нашей, пока не имеет ни один город Российской федерации, даже в Санкт-Петербурге нет ничего подобного в аэропорте "Пулково", поэтому действия аэропорта налицо, и есть планы реконструировать остальной аэропорт, другое дело, что насколько законно эти деньги, так скажем, аккумулировать посредством надбавки на топливо.
Алексей Назаров: Это тоже самое, что и, наверное, я буду открывать автозаправочную станцию и подниму цены на бензин, в плане того я скажу всем: "Вы знаете, я решил построить новую колонку+"
Татьяна Колотова, руководитель управления Федеральной антимонопольной службы СО: Еще одну станцию.
Алексей Назаров: "Новую, современную, извините, пожалуйста, но цены на бензин у меня будут на 20% выше" - так и есть получается?
Татьяна Колотова, руководитель управления Федеральной антимонопольной службы СО: Но вот в условиях конкурентного рынка это практически невозможно, потому что , допустим, никто не может назначить цену больше рыночной на хлеб, на колбасу, на муку, на крупы и так далее - понятно, какой-то средний уровень цен на рынке сложился, и участники рыночных отношений уже чуть ниже, чуть выше, но уже где-то около этой цены, так скажем, танцуют, а топливно-заправочный комплекс в аэропорту - это естественная монополия: мы же не можем полететь в соседний город для того, чтобы заправиться, затраты будут столь велики, что экономия на заправке в другом аэропорту обернется очередным минусом.
Алексей Назаров: Говоря сегодня о законе "О конкуренции" возьмем небольшую паузу. Итак, дамы и господа, продолжаем, руководитель управления Федеральной антимонопольной службы Свердловской области у нас в гостях. Татьяна Родионовна, давайте так: все говорят, что цена на бензин в некотором смысле за последнее время подросла, это понятно, не нравится совершенно никому, тем, кто пользуется услугами автозаправочных станций. Как-то можно со стороны антимонопольных органов объяснить эту ситуацию: есть ли нарушения, нет нарушений?
Татьяна Колотова, руководитель управления Федеральной антимонопольной службы СО: Ну, вот до сегодняшнего времени мы не рассматривали признаков нарушения в действиях операторов рынка нефтепродуктов, их у нас в общем-то 3 крупных оператора - "Свердловскнефтепродукт", "Екатеринбургнефтепродукт" и "ОПЛ-Свердловскнефтепродукт". На сегодняшний день рост цен по состоянию на 1 сентября к 1 января текущего года сопоставим с индексом инфляции, который отмечает специалист, то есть инфляция у нас примерно 8-9% на настоящий момент и рост цен розничных - я подчеркиваю - на бензин, в частности, самый большой рост наблюдается по бензину 92, он как раз укладывается в этот процент. Будут ли расти цены дальше, я за эти компании сказать не могу, но мы намерены, проанализировав результаты последнего повышения, послать предостерегающие письма этим компаниям, что практически тот запас, который позволяет им инфляция по росту цен, они на сегодняшний день исчерпали.
Алексей Назаров: Нет, знаете, все равно возникает неловкий вопрос той части, что хорошо, уровень инфляции - это уровня инфляции, цена, понятно, в уровне инфляции должна расти, почему это случается в один день - всегда интересно?
Татьяна Колотова, руководитель управления Федеральной антимонопольной службы СО: Ну, это тоже я бы не сказала, что так: цены росли постепенно в течение ряда месяцев года, первых месяцев - февраля, марта апреля они практически не росли, а стали расти более быстрыми темпами в летнее время, когда спрос на бензин увеличивается, это понятно, потому что часть автолюбителей ставят машину на прикол, а в летнее время почти все владельцы пользуются своим автотранспортом, но, видимо, это еще связано с ростом отпускных оптовых цен, которые влияют на цены розничные, но, по крайней мере, до начала сентября у нас не было оснований вмешиваться в деятельность этих компаний, сейчас вот мы усматриваем такой переходный период, поэтому понятно, что будем направлять соответствующие.
Алексей Назаров: В связи с этим можно ведь сделать определенный вывод, что компании, которые занимаются торговлей горюче-смазочными материалами, и опять же прогноз на дальнейшее о том, как может расти цена на бензин, то есть мы можем говорить о том, что цена на бензин может расти только с учетом индекса инфляции, не более, то есть если более, то это уже нарушение закона.
Татьяна Колотова, руководитель управления Федеральной антимонопольной службы СО: Других оснований для роста цен на сегодня нет, все требования нефтяников, которые они ставили перед правительством - касаются изменений налоговой системы и т.д. - правительство говорит, что оно выполнило. Я конечно, в кухне экономической этих нефтеперерабатывающих компаний не разбиралась, это не наша компетенция, но тем не менее, газеты пишут о том, что правительство считает выполненными все требования, поэтому оснований для роста внутренних цен на нефтепродукты у этих организаций нет.
Алексей Назаров: Нет, просто забавно, что некоторые эксперты прогнозируют рост цен на бензин, предположим, к Новому году еще примерно на 25%.
Татьяна Колотова, руководитель управления Федеральной антимонопольной службы СО: Ну, пусть эксперты отвечают за свои слова, я-то комментировать не буду, дело в том, что могут измениться какие-то правила игры - это вполне возможно, но по крайней мере на сегодняшний день позиция правительства состоит в том, что такой рост был возможен в пределах индекса инфляции.
Алексей Назаров: То есть закон ""О конкуренции" прямо говорит об этом?
Татьяна Колотова, руководитель управления Федеральной антимонопольной службы СО: Закон о конкуренции об этом вообще ничего не говорит, закон говорит, что нельзя устанавливать монопольно высокие цены, а вот для того, чтобы определить монопольно высокую цену, да - мы уже про "Кольцово" поговорили, "Кольцово" у нас одно в Екатеринбурге, это понятно, что единственная организация+
Алексей Назаров: А продавцов бензина?
Татьяна Колотова, руководитель управления Федеральной антимонопольной службы СО: А продавцов бензина, розничных даже у нас много, хотя 3 крупных игрока мы имеем, но у нас есть еще и мелкие игроки, которые хотя по оптовой цене у тех же крупных покупают, это как бы всем известно. Но для того, чтобы все эти вопросы в совокупности посмотреть и подумать, можем ли применить закон о конкуренции или нет, мы должны определить долю каждого субъекта на товарном локальном рынке: скажем, вы заправляете бензином в Екатеринбурге, в Нижний Тагил тоже за бензином вы же не поедите? Поэтому долю субъектов, которые работают здесь , мы должны считать по Екатеринбургу, соответственно в Нижнем Тагиле это будет другая доля других субъектов и в другом муниципальном образовании, третье, четвертая, пятая - это вообще очень объемная работа, для того, чтобы принято антимонопольное законодательство, нужно устанавливать долю игроков на соответствующем товарном рынке. По тем данным, которые у нас были на начало года, у нас в Екатеринбурге только одна компания приближалась к критической доле 35% - "Екатеринбургнефтепродукт", у "Лукойла" доля примерно 15% была, и все остальное занимали мелкие игроки на этом рынке. Как раз в новом законе о конкуренции появляется норма о коллективном доминировании: если раньше мы могли только одного субъекта такого найти, да, то сейчас у нас в законе "О конкуренции" появляется норма о коллективном доминировании, когда можно будет трех субъектов, имеющих долю рынка 50%, чтобы каждый из них был не ниже 8, вот если мы таких трех найдем, то тогда мы можем им всем трем предъявить требования, скажем, по признакам нарушения монопольным высокой цены и т.д.
Алексей Назаров: Мы очень оптимистично об этом поговорили, но, наверно, люди, которые послушали нас, сейчас сделали вывод, что в принципе цены на бензин к Новому году до такой степени, о которой говорят эксперты, не вырастут.
Татьяна Колотова, руководитель управления Федеральной антимонопольной службы СО: Хотелось бы в это верить!
Алексей Назаров: Спасибо вам большое, что вы к нам сегодня пришли! Это проект "10+", мы едем далее.
|