ОТВ, Акцент [ 23:00 ], Наталья Поташева
Наталья Поташева: Валентина Николаевна, во-первых, о цели визита: что вас привело к нам сюда, на Урал вот именно сейчас?
Валентина Иванова: Свердловская область выступила с инициативой создания регионального отделения общественной организации "Всероссийское педагогическое собрание", и сегодня состоялась учредительная конференция. Поддержана эта инициатива, предложено провести учредительный съезд, и более того, избраны депутаты от Екатеринбурга, от Свердловской области, и мне было приглашение, я в общем-то удивилась масштабной, серьезной работе, она выполнена на качественном уровне. Здесь Горный университет и ректор Косарев Николай Петрович провел серьезнейшую работу, поддержали и директора школ, и директора профтехучилищ, муниципальные депутаты, присутствовал, участвовал в этом мероприятии заместитель председателя этого собрания Наиль Шаймарданов.
Н. Поташева: Объясните тогда, пожалуйста, что это за новое образование – Всероссийское педагогическое собрание, что оно из себя будет представлять? Это общественная организация?
В. Иванова: Да, это общественная организация, но задачи у нее вполне серьезные, ответственные и связанные с тем, чтобы объединить попечительские советы в школах, которые созданы, родительские комитеты – на уровне муниципального образования и на уровне области.
Н. Поташева: А зачем это все нужно? У нас есть министерства, у нас есть городские управления образования – вот как она будет вписываться, вот эта новая структура?
В. Иванова: Дело в том, что и отраслевое министерство и соответствующие структуры на районном, муниципальном уровнях, они отвечают профессионально за выполнение стандартов, за выполнение соответствующего законодательства по образованию. Задача общественной организации – повернуть общественные институты, институты гражданского общества на поддержку школы, ведь мы очень много говорим, что необходима общественно-государственная система управления образования.
Н. Поташева: У нас есть Общественная палата, у нас есть в Госдуме представители, вот как все-таки?.. Я не совсем понимаю, какие права будут у этого органа, что он сможет реально?
В. Иванова: Эта общественная организация, ее основная задача - проанализировать имеющийся опыт по регионам, интересных моделей развития и модернизации образования, повышения его конкурентоспособности и затем предложить к реализации. Приведу один пример: отраслевая система оплаты труда, вопрос о переходе на отраслевую системы оплаты труда в образовании стоит уже давно, но сегодня 2 субъекта Российской федерации работают в этом направлении - Санкт-Петербург и Тюменская область, где внедрены и есть определенные хорошие наработки. Возникает вопрос обобщения, продвижения и использования этого опыта. На вопрос "Почему?" я могу ответить также: а почему министерство образования Свердловской области не обеспечило внедрение соответствующей системы? Есть на то, по-видимому, и объективные причины, как всегда, есть и субъективный фактор, но на мой взгляд, позиция общественности в этом, в том числе, вопросе должна быть более предметной, более целенаправленной и способствовать тому, чтобы заставить во многом чиновников решать и вот эти важнейшие задачи.
Н. Поташева: Вот хочу понять: вы говорите, что будут объединять родительские, попечительские советы, но родительские комитеты и советы думают в первую очередь о школьниках, а никак не об учителях. А вот какие проблемы школьников тогда будет рассматривать вот это Педагогическое собрание?
В. Иванова: Дело в том, что проблемы учителей и проблемы школьников нельзя разрывать друг от друга.
Н. Поташева: Конечно.
В. Иванова: Они очень связаны, и, естественно, решая проблему учителя, мы создаем очень серьезную морально-психологическую, комфортную обстановку для его работы с нашими детьми, это однозначно ясно. И в этом смысле задача новой общественной организации – объединить эти структуры на уровне муниципального района, на уровне города, на уровне субъекта федерации. В каждой конкретной школе вроде бы это все и есть, но ведь муниципальный бюджет делится между направлениями, разделами и, соответственно, закрепив каждого депутат за той или иной конкретной школой, обеспечив определенную программную разработку со стороны попечительского совета, директора школы, родительского комитета, но на уровне района мы увидим, что же получит каждая конкретная школа, и участие каждой структуры, в том числе и общественной, будет финансово обеспеченной, поэтому общественная вот эта организация, она должна дать определенное общественное звучание этой теме, этой проблеме, проблеме каждой конкретной школы на уровне района.
Н. Поташева: А кто будет транслировать, передавать вот эти идеи уже куда-то выше по инстанциям?
В. Иванова: Вы совершенно правы; вот эту задачу также берет на себя и способна взять на себя новая общественная организация: дело в том, что в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" мы столкнулись с тем, что участвуют многие-многие общественные структуры – советы ветеранов, различные организации, связанные со средствами массовой информации, журналисты и так далее – практически нет общественных организаций, созданных по профессиональному признаку.
Н. Поташева: Именно под образование.
В. Иванова: Под образование, конечно! И какая школа лучше, инновационная, определяется важными очень уважаемыми общественными структурами, но не профессиональными, и вот эта общественная организация, она способна будет, я уверена в этом, участвовать и определять вместе с другими, наряду с той работой, которая делается другими общественными организациями, какая школа лучше, какой учитель лучше и т.д., и, действительно, на равных вести диалог с исполнительными органами власти – и на уровне республики, и на субъекта федерации, и на муниципальном уровне.
Н. Поташева: Валентина Николаевна, вы уже сказали, упомянули о национальном проекте "Образование", я так понимаю, что это новое образование, извините, общественная организация, она родилась в результате того, что вы увидели некие ошибки, ну, может быть, не ошибки, а недочеты, которые возникли в связи с реализацией этого проекта. Скажите, какие еще доработки требуются этому проекту "Образование" – я обращаюсь к вам как к депутату, который работает во фракции "Единая Россия" – что "Единая Россия" предлагает в этом смысле?
В. Иванова: Прежде всего, депутаты от "Единой России" и мы, представители комитета по образованию и науке, самым серьезным образом перед Министерством образования и правительством РФ ставили вопрос о включении в приоритетный проект начальное профессиональное техническое образование, то есть все, что касается ПТУ, техникумов…
Н. Поташева: Это отдельный проект или подпроект?
В. Иванова: Чтобы вошли и получали надбавки классные руководители профтехучилищ, чтобы наши ПТУ участвовали в конкурсе на инновационные образовательные учреждения, на соответствующее обеспечение оборудованием, материально-технической базы и т.д., то есть целый ряд – информатизация, компьютерные классы, ведь эти направления сейчас не рассматриваются на уровне профтехучилищ, это 2006 год. 2007 год, я хочу сейчас сказать, что фракция "Единая Россия", нам удалость решить вопрос по федеральным учреждениям начального профессионально-технического образования. Но вот теперь следующая задача, чтобы пока бюджет находится в Государственной думе, идет рассмотрение от первого ко второму чтению, всего 4 чтения, как вы знаете, чтобы система начального профессионально-технического образования субъектов федерации была включена в приоритетный национальный проект, потому что ряд у нас профтехучилищ находится в подчинении федерального правительства, а ряд – правительства субъектов федерации, и нельзя допустить, чтобы классный руководитель одного профтехучилища получал надбавку, получал за классное руководство, а другой нет. И вот здесь наша задача – обеспечить решение этой проблемы. Ну, и еще одну задачу, которую мы, депутаты от "Единой России", ставим на проработку - это усиление взаимосвязи образовательных учреждений с работодателями, с базовыми предприятиями.
Н. Поташева: Понятно, чтобы уже те, профессии, которые нужны, готовили, а не просто так.
В. Иванова: Конечно, и вот те попечительские советы, о которых мы говорили, их задача формировать, чтобы они работали на основе базового предприятия, чтобы базовое предприятие служило вот той структурой, которая будет помогать, поддерживать школу, вот эту стыковку обеспечить. Я хочу сказать, что, действительно, опыт Свердловской области говорит, что много интересного: вы назвали, "Общественная палата" и так далее, так вот задача заключается в том, чтобы в рамках вот этих структур, которые уже созданы, мы посмотрели участие работодателей, соответствующий заказ от организаций предприятий бизнеса на то или иное профтехучилище, на систему высшего образования и даже на профильную школу, 10-11 классы – вот это все должно быть выстроено, выстроено в системе, во взаимодействии, много интересного по другим субъектам федерации. Тогда мы все вместе, конечно,сможем найти лучшее и рекомендовать, поддержать то, что наработано в Свердловской области на уровне федерального правительства.
Н. Поташева: Когда закончится формирование этой организации? Я так поняла, что Свердловская область первая. Когда в остальных регионах, когда все уже начнет работать, что называется?
В. Иванова: В настоящее время заявили о стремлении создать региональные такие отделения 50 субъектов федерации – достаточно много; ориентируемся, что до конца сентября по ряду субъектов проведем учредительные конференции и по федеральным округам будет высказано общее мнение, но, на мой взгляд, если бы мы сделали в течение октября, середины ноября вот эту организационную работу, было бы очень правильно, и тогда, чтобы наша общественная организация прошла регистрацию в течение этого года и с января, как раз под приоритетный национальный проект 2007 года, эти объемы финансирования мы могли бы уже реализовывать, имею вот такую серьезную общественную структуру, которая, несомненно, может вступить в диалог с "Единой Россией", высказать предложения, обобщить опыт, и самое главное, чтобы фракция большинства в Государственной думе услышала голос учителя, директора школы, председателя попечительского совета, школьное родительское самоуправление, и мы бы тогда вместе могли бы сказать: это общее мнение, это общие подходы, это все то, что наработала педагогическая общественность Российской федерации.
|