Радио России, Наталья Бехтина
Наталья Бехтина: Вы недавно давали концерты, прошедшие с большим успехом, - "Мы - за живой звук". Вопрос провокационный: так ли важно, поет ли человек вживую или под фонограмму? Конечно, всегда видно и слышно, когда человек поет живьем, а когда - просто открывает рот. Но нужно ли придавать этому такое общественное звучание? Известно, что и в Государственной думе председатель Комитета по культуре Иосиф Давыдович Кобзон в свое время активно боролся с этим явлением. Конечно, люди, сами работающие на эстраде, прекрасно понимают, что настоящая музыка - живой звук - совсем не то, что емко определяется как "фанера"; кстати, в самом определении искусственность явления как раз и слышна.
Андрей Королев: Я считаю, что это очень важно. К сожалению, наш шоу-бизнес давно движется не в том направлении. И то, что происходит на сцене, можно назвать только одним словом: мошенничество. На сцену выходят люди, и зачастую - кто-то знает об этом, кто-то - нет - открывают рот под запись, сделанную иногда даже другим человеком. Это ужасно. Счастье, что остались артисты - и молодые, и уже опытные - которые всегда поют вживую (и их можно перечислять долго!). И все это начал не я; существует общественное движение под лозунгом "Долой "фанеру"! Причем меня очень активно поддерживают практически все звезды, артисты, и не было ни одного концерта, на котором я спросил бы: "А кто из вас - за "фанеру"?" - и чтобы поднялась хоть одна рука. Зато все абсолютно - за живой звук. Но техника быстро идет вперед, и хотя считается, что можно заметить выступление под "фанеру", но иногда, особенно когда идет запись на какой-либо телеканал (подчеркиваю: билеты на шоу продаются), то все поют под фанеру, а отличить бывает довольно трудно. Начали хитрить: пишут в концертный микрофон, с придыханиями и так далее. Тогда действительно отличить трудно. Но, между прочим, есть закон о защите прав потребителя, есть его десятая статья, где написано, что если вы исполняете произведение под фонограмму, то на афише, в билетах и так далее вы должны это указать.
Н. Бехтина: Наверное, билеты на такие концерты должны быть дешевле?
А. Королев: Во всяком случае, это должно быть указано. Но даже миллиметровыми буквами этого не делают! Хотя, по-моему, говорят уже, что в Архангельске группа "Мираж" была оштрафована Роспотребнадзором, но это пока единичный случай. В октябре Московская городская дума принимает закон о порядке применения Закона о защите прав потребителя на территории Москвы, где очень подробно будет расшифровано, какого размера должны быть буквы, сколько процентов площади телеэкрана должна занимать эта надпись, сколько времени - в радиоэфире и так далее. И когда он вступит в силу, - я уже могу сказать, что не советую, не написав на афише, что исполнение идет под фанеру, делать это. Дело даже не в размере штрафа (хотя он небольшой), но общественное освещение такому событию будет придано: я знаю, что и пресса напишет, и телевидение и радио об этом сообщит. И безусловно, это скажется на будущих концертах артиста и его будущих гонорарах.
Н. Бехтина: Россия - страна большая. Популярных артистов любят, их ждут. И вот представьте: приезжает в небольшой город или поселок известный, "раскрученный" в шоу-бизнесе человек. И качество звука в помещении, где ему нужно выступать, отвратительное. Мне кажется, что в этом случае зрителям, слушателям будет приятнее увидеть живьем любимого артиста, который будет аккуратно открывать рот, попадая в ноты и слова, и услышать хорошую фонограмму, чем увидеть, как артист мечется с микрофоном, пытаясь бороться с плохой акустикой.
А. Королев: Я вас разочарую. Я сам - действующий артист, и мне доводилось выступать в отвратительных залах. Надо расшифровать, что понятие "живой звук" делится на две части. Первая - это когда звучит "плюсовая" фонограмма - инструментальная запись и голос певца; есть "минусовка". Так вот, там, где можно спеть под плюс, я всегда пою под минус. Конечно, возить с собой всегда живую группу довольно сложно; это приличное количество аппаратуры, длительная настройка, очень важна акустика зала. Если честно, живой звук инструментальной группы будет звучать хуже, чем фонограмма. Но удовольствия зрители, да и сам артист получат гораздо больше. Вы не представляете, какое удовольствие - играть живой группой! Это же просто счастье. И в первую очередь закон направлен не на то, чтобы оштрафовать, наказать, покарать и так далее, - обратиться к совести артиста. Подумайте, что вы делаете! Петь - это такое счастье; каждый раз ты поешь по-разному, получаешь удовольствие, видишь, как горят глаза зрителей. Или выходишь, рот открываешь, а потом над тобой все смеются, издеваются, уж во всяком случае, в среде того же шоу-бизнеса, где все все знают...
|