Областная газета, Татьяна Мостон
Татьяна Мостон: Моя собеседница знает о нас очень многое. Она охраняет наши тайны. Ведь в ведении Управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области не только наша собственность: земля, дома, квартиры. Эта служба регистрирует и все партии, и все некоммерческие объединения, с этого года ведет еще и записи актов гражданского состояния. А Надежда РУДИНА возглавляет в ней отдел защиты государственной тайны, специальной и мобилизационной работы.
Надежда Рудина: Наш отдел достаточно сложный по своей структуре, — рассказывает она. — Делится на несколько секторов. Первый — режимно-секретный. Он обеспечивает секретность регистрации режимных объектов. Сектор специальной работы — это служба безопасности. Мы ответственны за безопасность своих сотрудников, их семей, граждан, которые находятся в наших помещениях. Важным является и сектор информационной защиты. Помимо бумажных носителей правоустанавливающих документов у нас есть электронная база, которая нуждается в серьезной защите. Не будем вдаваться в технические подробности. Но уверяю вас, это подразделение возглавляют достаточно грамотные люди. Их задача — чтобы информация, которой мы владеем, не вышла за пределы доступности. Все сделки, все объекты, переход права собственности на каждый объект — это лакомые сведения для многих.
Т. Мостон: Значит, так называемые хакеры вас не беспокоят? Вашу систему защиты никто еще не пытался взломать? И все, кто обращался к вам за регистрацией, могут спать спокойно?
Н. Рудина: С технической точки зрения взломать защиту практически невозможно, у нас предусмотрено все, чтобы этого никогда не случилось. Но перед нами стоят две задачи: не допустить взлома нашей системы защиты и обеспечить неразглашение ее сотрудниками— пользователями базы. Вторая линия утечки информации— это когда сотрудник отдела за определенное вознаграждение может дать кому-либо сведения, которые разглашению не подлежат. В этом направлении мы работаем серьезно. Не скажу, что это просто, потому что кроме Екатеринбурга у нас 38 обособленных подразделений по всей области, а в нашем отделе, как мы уже говорили, всего 14 сотрудников, поэтому объем работы у них просто огромный. Причем в защите нуждаются как электронные, так и бумажные носители. Здание наших архивов — это режимный объект, и оно достаточно хорошо охраняется.
Т. Мостон: Много было разговоров о переходе вашей службы на другую компьютерную программу. Это связано с большей защитой информации?
Н. Рудина: Отчасти. Объем работы такой большой, что возникло серьезное напряжение — старая компьютерная программа, обрабатывающая информацию, уже не могла справиться с нашими потребностями. Поэтому Екатеринбург был включен в число экспериментальных городов, которые перешли на новую программу. Конечно, это огромные финансовые затраты. Но мы как федеральная служба анализировали эту ситуацию, докладывали о ней в Москву, и там было принято решение о том, что мы готовы к переходу на новую программу "Юстиция". Этот переход был очень трудным. Мы не имеем возможности остановить регистрацию. Приходилось обучать людей после работы, в выходные дни. Новое — это всегда сложно, но наши сотрудники достойно справились с этой задачей.
Т. Мостон: В связи с этим добавились очереди?
Н. Рудина: Причина очередей не только в переходе на новую программу. Каждый год, начиная с осени, очень активно оживает рынок недвижимости. Все больше и больше сдается новых домов, многие банки работают с ипотекой, она становится все более доступной для граждан. Увеличивается количество сделок. Так, если в июле этого года нами принято 5530 пакетов документов, то в августе уже 9554 пакета. Сейчас принимаем в среднем от 450 до 600 пакетов в сутки. И их число растет.
Т. Мостон: И все-таки, можно ли что-то сделать, чтобы очереди в регистрационную службу уменьшились? Пока такая потеря времени вызывает законное негодование людей.
Н. Рудина: Нам сложно что-то сделать в данной ситуации. Мы установили скользящий график для сотрудников, чтобы как можно больше пакетов в сутки принимать. Но вы же видите, в каких условиях мы работаем. В 2005 году, когда была реорганизация нашей службы, мы вообще могли остаться без помещения. Здания своего у нас нет, в центре города очень высокие цены на аренду помещений. Не называя точных адресов, могу лишь сказать, что сейчас рассматриваются варианты других помещений для нашей службы, более удобных. Думаю, в следующем году мы сможем увеличить свои площади и принимать людей в более достойных условиях. А с 1 октября у нас изменилось штатное расписание, на отдел приема и выдачи документов добавили 8 сотрудников. Сможем удлинить рабочий день. Процесс приема документов пойдет быстрее.
Т. Мостон: Слышали, что городские риелторы решили внести свою лепту в борьбу с очередями: они организовали дежурство в регистрационной службе.
Н. Рудина: Да, риелторы обратились к нам с предложением помочь навести порядок в очереди. В период перехода на другую программу стали возникать ситуации, когда люди записывались в очередь, потом перепродавали свои места другим. 80 процентов людей, которые приходят к нам, — это представители агентств недвижимости, которые сопровождают сделки. Это люди разного уровня профессионализма, разной внутренней культуры. Возникали споры, стычки. И Уральская палата недвижимости обратилась с письменным заявлением к нашему руководству, чтобы установить график дежурства агентств, вести предварительную запись. Вы видели в коридоре — за столиком сидит представитель одного из агентств недвижимости, ведет запись. Вся система прозрачная, никто не в обиде.
Т. Мостон: Не с раздражением ли на бесконечные очереди связано то, что то и дело поступают звонки о минировании вашего здания? Последний раз это было совсем недавно.
Н. Рудина: Наша служба настолько востребованна, что даже хулиганы пользуются случаем, чтобы каким-то образом навредить. Тот день был дезорганизован, документы пришлось выносить из здания, как это положено по законам гражданской обороны и МЧС. Конечно, мы надеялись, что это шутка. Как правило, так и бывает, но вдруг намерения минеров были серьезные? Сюда приносят документы, которые собирали месяцами, и справки БТИ, и нотариальные доверенности, справки земельного кадастра. Каждый человек в экстремальной ситуации спасает самое ценное, и, естественно, во время эвакуации каждый из наших сотрудников вынес из здания те документы, что им были получены.
Т. Мостон: Да, ваша служба постоянно привлекает внимание непорядочных людей. Рынок недвижимости вообще очень лакомый кусок для преступников. Вы каким-то образом можете защитить простых граждан, собственников недвижимости?
Н. Рудина: Преступлений на этом рынке очень и очень много, и вряд ли будет в скором времени меньше. Один из последних фактов. Крупный кредит дают под залог недвижимости. Скажем, у заемщика таковой нет. И он уговаривает своего самого близкого друга оформить его квартиру в залог. А когда приходит пора расплачиваться, оказывается, что заемщик не в состоянии платить. И добрый друг оказывается в ситуации, когда надо или самому находить средства, или выбивать из бывшего друга этот кредит. Есть и еще более серьезные преступления. Находятся доброхоты, которые берут на себя обязанности по уходу за стариками, те оформляют на них дарственную, потом жизнь доверчивых стариков оказывается под угрозой. Поэтому мы должны работать в тесном контакте с правоохранительными органами. Мы разработали и подписали соглашения о взаимодействии со следственной частью при ГУ МВД России по Уральскому федеральному округу, с Главным управлением внутренних дел Свердловской области, с УБЭП ГУВД Свердловской области. Сейчас будем в трехдневный срок получать информацию об описи и наложении судом ареста на недвижимое имущество, об установленных фактах нарушений прав физических и юридических лиц на недвижимое имущество. Вопросы борьбы с коррупцией — тоже наша общая задача.
Т. Мостон: Всегда ли, обнаружив поддельный документ, вы подключаете правоохранительные органы?
Н. Рудина: Нет, только когда усматриваем преступный умысел, корыстные цели. В остальных случаях просто отказываем в регистрации. И человек вынужден идти за подлинным документом. Но в этом случае сделка серьезно затягивается. Если же пакет документов полный и не вызывает сомнения, регистратор не имеет оснований отказать в регистрации.
|