Газета "Вечерний Екатеринбург", Ольга Зырянова
Ольга Зырянова: Андрей Михайлович, каковы главные причины аварий, по чьей вине они происходят?
Андрей Лизанец: Для примера попробую нарисовать вам портрет среднестатистического виновника ДТП с тяжкими последствиями. Это молодой человек с 1980 по 1986 год рождения. Стаж вождения — от нуля до полутора или двух лет, чаще всего — до года. Как правило, на его счету огромное число различных нарушений Правил дорожного движения, за которые ему «выписывали» штрафы, и ни один из штрафов не оплачен. Часто по дорогам он гоняет на чужой (папиной или данной друзьями) машине… Таких нарушителей абсолютное большинство. Дабы не быть голословным, предлагаю проверить. Вот, пожалуйста, одна из последних сводок: за четыре дня произошло четыре дорожно-транспортных происшествия, количество погибших — пять человек. Предлагаю поближе познакомиться с нарушителями. Гражданин Н., абсолютно трезвый, рано утром ехал по проезжей части одной из улиц, разогнался и, не справившись с управлением, вылетел на встречную полосу. Врезался в «11-ю», в которой в качестве пассажира находилась женщина сорока лет. В результате оставил без матери двух детей, по его вине два человека оказались в реанимации. А сам он — отец двух несовершеннолетних детей — погиб… Теперь смотрим его «послужной список». Что и требовалось доказать: 14 нарушений за превышение скорости, проезд на красный сигнал светофора и прочее. Оплачено всего два штрафа… Вот вам и закономерность. Или следующий пример. Молодой человек (некий И.) в десятом часу вечера ехал за рулём автомобиля в нетрезвом виде. Выехал на тротуар, где не заметил и сбил женщину. Пытаясь скрыться с места преступления, с большой скоростью въехал в бетонную урну. Сам остался жив, а ни в чём не повинная женщина умерла. Его «заслуги перед ГИБДД» также впечатляют: до этого дорожного происшествия гражданин Н. шесть раз привлекался к ответственности за управление автомобилем в состоянии опьянения… И такое происходит каждый день. Знаете, что самое страшное? Погибают нормальные люди: не бомжи, не пьяницы, а те, у кого растут дети или кто ещё может их родить и воспитать. А причина одна — безответственность водителя, полное ощущение безнаказанности. К автомобилю они относятся, как к средству быстрого передвижения, а он является ещё и источником опасности.
О. Зырянова: Но существуют же какие-то меры наказания (устрашения) таких преступников?
А. Лизанец: В том-то и дело, что в нашей стране нет внятной политики в области безопасности дорожного движения. Изменяя меры ответственности, наши законодатели идут не по пути их ужесточения, а по пути либерализации. К примеру, срок привлечения к ответственности неплательщика штрафов за нарушения ПДД длится два месяца. После этого автоинспекция никаких законных мер воздействия к водителю предъявить не может. По истечении года, если штраф всё равно не уплачен, он фактически аннулируется. А ведь именно отсутствие наказания за мелкие нарушения, в чём мы только что убедились, ведёт к более серьёзным, с тяжёлыми травмами и человеческими жертвами, последствиям. Получается, закон говорит, как делать нельзя, но лишь гладит нарушителей по головке. В подтверждение этих слов давайте сравним современный и существовавший ранее своды законов. Раньше, когда автомобилей было в 10 раз меньше, а значит, и количество травм на дорогах — тоже, ответственность была следующая: водителю, причинившему лёгкий или средней тяжести вред здоровью пешехода, грозило до трёх лет лишения свободы. За тяжкий вред или смерть человека — до 10 лет, за двух и более жертв — до 15 лет. В действующем Уголовном кодексе РФ за тяжкое травмирование человека предусмотрено наказание до двух лет лишения свободы, за смерть одного-двух и более — до семи лет… Уголовной ответственности за причинение вреда здоровью лёгкой или средней тяжести нет вообще. А ведь такие травмы получает основная масса всех пострадавших. Получается, что водителям на дороге следует бояться только смерти или увечья. Но не законов. Кого-то этот страх останавливает, а кто-то вообще не задумывается ни о своей жизни, ни тем более о чужой. Напрашиваются следующие выводы: зачем придумывать новые законы, искать другие пути, когда самый простой и эффективный, на мой взгляд, выход — возврат к хорошо забытому старому.
О. Зырянова: Но, согласитесь, какие бы законы ни издавались, исполняются они на местах…
А. Лизанец: ГАИ ругают постоянно все, кому не лень. Конечно, есть в этом некоторая доля правды, ведь в каждой профессии есть люди, которыми, мягко говоря, нельзя гордиться. Но есть огромное количество сотрудников милиции, действительно заинтересованных в исправлении и улучшении ситуации, готовых прилагать к этому все усилия. Но мы — всего лишь исполнители. Сколько бы ни задерживали инспектора нарушителей, они не сделают больше того, что им разрешает закон.
О. Зырянова: Наша справка По статистике Городской инспекции дорожного движения Екатеринбурга за восемь месяцев 2006 года на дорогах города произошло 26 761 дорожно-транспортное происшествие (что на 8, 8% больше показателей за 2005 год), из них 1 961 случай — с пострадавшими. За это время 121 человек погиб и 2 616 человек получили травмы. С участием детей произошло 222 дорожные аварии, в результате 2 ребёнка погибли и 238 детей травмированы. Официально к числу жертв ДТП относят тех, кто поступил в больницу в срок до семи суток после происшествия. Часто травмы, полученные в ДТП, дают о себе знать гораздо позднее. К числу поздних последствий относится смерть. Потому реальные цифры пострадавших далеки от общеизвестных.
|