Upmonitor.Ru - репутационный портал столицы УрФО
СЛУЖБА МОНИТОРИНГА
Как отрастить бороду до груди?
Чебурашка заплатит штраф за ВК-Медиа
О проекте Демонстрация Обзор PR Лента Паблисити Анализ репутаций Архив
среда, 17 апреля 2024г.Upmonitor в формате XML! 18+
Человек дня
07.11.2006, 14:33

Нацбеспорядки как традиция?

Доктор исторических наук не исключает того, что День народного единства может стать постоянным поводом для массовых националистических выступлений
ОТВ,
:

Основная тема – следует ли и можно ли считать этот новый праздник народным. Что государственным можно, это понятно, это уже объявили еще в прошлом году, а вот всенародным, национальным? И вообще что такое в историческом разрезе понятие "всенародный", "национальный праздник"? Существует ли какое-нибудь определение?



Алексей Мосин: Пока слишком мало, наверное, прошло времени, чтобы можно было делать какой-то серьезный прогноз. Пока этот праздник просто государственный. К чему мы придем? Раз национальный, видимо, он должен объединять весь народ и всю нацию. Мне кажется, что на сегодня пока этого не случилось. Трудно дать какой-то прогноз. Но всегда для всех стран и во все времена определение национального праздника - в дореволюционной России прежде всего это праздники, связанные с верованием, потому что православие было официальной религией, и православные праздники, такие, как Рождество, Пасха, могли считаться действительно общенародными. Что касается советского времени, то тоже все понятно - были официальные государственные праздники, которые тоже в большей или меньшей степени часто формальные, но, тем не менее, объединяли. По-разному люди праздновали: кто дома, кто на демонстрации, кто-то, может, игнорировал, но, тем не менее, все-таки это охватывало весь народ в целом.

: Кстати говоря, 4 ноября, если не ошибаюсь - до 1918 года этот день тоже был государственным праздником в дореволюционной России.

А. Мосин: Был праздник, действительно, церковный православный – День Казанской Божьей матери, но здесь случился некоторый казус. Когда пытались вычислить дату этого праздника, то допустили серьезную ошибку. Дело в том, что когда эту дату переводили из XVII века в XXI век, то надо на 13 дней делать поправку. То есть когда это событие происходило в XVII веке, то этот день выпадал на День Казанской Божьей матери, сегодня действительно этот день 4 ноября, но если мы сегодня будем отмечать это событие – изгнание поляков из кремля 22 октября, мы должны добавить 10 дней и мы получим 1 ноября. Это первая неувязка, серьезная историческая неувязка.

: Я слышал, что называли даты некоторые историки - и 6, и 7 ноября даже. Видимо, это связано с развитием тех событий XVII века.

А. Мосин: Да, были события, когда там был предъявлен ультиматум, когда вышли из Кремля, когда от поляков была очищена Москва. Но видимо все-таки чисто политическая была акция в день этого праздника, и, с одной стороны, хотелось, чтобы было не очень далеко от 7 ноября, потому что один праздник меняется на другой. С другой стороны необходимо, чтобы это было все-таки достаточно близко, и народу проще было перейти постепенно от одного к другому.

: Как раз хотел вас спросить: как вы считаете и как историк, и как гражданин, что это не слишком ли резкое решение - отменить один праздник и назначить дату другого праздника. По крайней мере можно было бы совместить - сделать этот праздник тоже 7 ноября.

А. Мосин: Можно было при желании, но в этом случае просто власть повела себя так, как привыкла себя вести, не спрашивая мнения общества. Что дальше будет, сказать трудно, но то, что уже произошло, - можно. Как у Пушкина, "народ безмолвствует", а националисты уже решили этот праздник присвоить себе. Это первая реакция, очень тревожная. Я боюсь, что этот день может стать таким националистическим днем, когда народ будет выходить и требовать введения в России русского порядка, другие будут против этого протестовать, а протестовать против этого, я считаю, необходимо.

: Но власть ведь не заинтересована в этом?

А. Мосин: Но, видимо, не все последствия были просчитаны. Таким волевым жестом власть этот праздник установила, а теперь мы будем думать, что же с этим делать. Сейчас запрещаются эти шествия националистические по всей России. Хуже всего запустить болезнь так, чтобы она протекала скрыто. То есть вместо того, чтобы вести долгую работу с разъяснениями, с выслушиванием мнений разных слоев общества, проще всего что-то установить, потом что-то запретить, потом кого-то наказать и так далее.

: Если вернуться опять к разъяснительной работе, если попытаться по степени значимости для истории, для развития страны сопоставить эти две даты, 4 и 7 ноября, какая перетянет чашу весов, на ваш взгляд? Я имею ввиду общегражданскую, независимую от социального строя позицию, вашу позицию как человека.

А. Мосин: Моя позиция как человека очень простая. Меня не только как специалиста, но и как человека никто не выслушал - праздник этот учрежден. Мое мнение, что праздник не станет общенациональным, тем более что никакой реальной основы под этим нет, ничего серьезного в этот день в Москве не происходило, больше того, и интервенции никакой не было, потому что поляков пригласили мы сами.

: Ну а как же в таком случае Иван Сусанин, Минин и Пожарский, которые протестовали против присутствия во власти и вообще в стране представителей другого государства?

А. Мосин: Я думаю, что наша история очень сильно мифологизирована. Я не думаю, что Иван Сусанин протестовал против чего-то, он выполнял свой человеческий долг, как он понимал, он спасал своего будущего государя и готов был пожертвовать ради этого своей жизнью. Минин и Пожарский и другие ополченцы устали от этой смуты, потому что она разоряла людей, многие погибали, и надо было положить этому конец. И другого способа люди больше не видели кроме того, как прийти и принять в этом участие. Поэтому есть, конечно, большой смысл в том, что сегодня мы об этом говорим, но историю нужно воспринимать такой, какой она была, а мы реальных событий знать вроде как и не желаем.

: Но по крайней мере этот вывод, который вы сделали, как раз и свидетельствует в пользу того, что не 4, так 7, не 7, так 4 ноября следует считать Днем народного единства, потому что именно в эти дни люди объединились, чтобы навести в стране порядок...

А. Мосин: Может быть, хотя это не бесспорно. Что значит люди объединились? Создали ополчение, пришли на помощь своей власти. Что они с этого получили? Практически ничего.

: То же самое происходит и 7 ноября, когда люди пошли за вождями, получили в результате геноцид народов, войну, эмигрантов и так далее. Любые кровавые события, которые происходили в стране, на ваш взгляд, они объединяют нацию или все-таки раздирают ее на 2 части, как это было в гражданскую войну? Что происходит в результате?

А. Мосин: Если в какой-то краткосрочный период, то они могут объединить для удаления какой-то внешней опасности, какого-то врага, но опять же этот путь опасный, нужно всегда искать этого врага. А в длительной перспективе это не приведет ни к чему доброму. Надо искать для общего объединения всего народа какие-то дни, праздники, под которыми будет более основательный исторический фундамент, чтобы каждый ясно понимал, что же мы празднуем.


Человек дня
Интервью с

От театральных отношений может разорваться сердце

Последнее интервью покойного актера

Интервью с

У Натальи Васильевой не было доступа к материалам дела Лебедева-Ходорковского

Председатель Хамовнического райсуда Москвы рассказал правду о приговоре по второму делу ЮКОСа

Интервью с Игорем Сечиным

За ЮКОСом тянутся не просто нарушения, но тягчайшие уголовные преступления — убийства, истязания, шантаж

Могущественный вице-премьер заявил The Wall Street Journal, что в деле Ходорковского не было никакой экспроприации бизнеса

Интервью с Натальей Васильевой

Приговор Михаилу Ходорковскому был написан судьями Мосгорсуда

Откровенное интервью о деле ЮКОСА "Газете.ru" помощника суда Хамовнического района

Интервью с Николаем Максимовым

Лисин - он живой, юморной, вызвал доверие

Задержанный в Москве торговец вторчерметом Николай Максимов занимается голодовками и борется с первым олигархом из списка Forbes

Интервью с Анастасией Волочковой

Да что такое вообще, ваша партия?! Я сама больше, чем партия!

Балерина решила покинуть ряды "Единой России"

Интервью с

Я сломал вам жизнь, Валентина Алексеевна!

Первый пресс-секретарь Бориса Ельцина нарушила свое двадцатилетнее молчание

Лента заявлений
17/04/2024
Митрополит Кирилл

"Все-таки мы - большинство"

Николай Цуканов

"Шокирован случившимся"

Евгений Куйвашев

"Екатеринбург - город храбрых"

Паблисити
«Мир вука» «Мир вука»
Медийные итоги публичных персон Урала в январе-июне 2021 г. – по версии ЮПИмонитор
"Надо только выучиться ждать"
Медийные итоги публичных персон Урала в ноябре - по версии ЮПИмонитор
Обзор PR

СМИ ли надо?СМИ ли надо?

"И примкнувший к ним" Директор Сети...

На слуху
Багаряков уйдет на север Багаряков уйдет на север
Его прочат в политтехнологи президентского штаба по СЗФО
"Завтра ждем ареста"
Кто в Нижнем Тагиле такая борзота?
Ройзман подписи и не собирал Ройзман подписи и не собирал
А влип Переверзев


сальниковые компенсаторы


неразрушающий контроль


закладные детали


металлорукав


резервуар ргс


резервуар рвс


сильфонные компенсаторы


О проекте | Наши услуги | Реклама | Работа | Карта сайта
© 2001-2024 г.г. Администратор домена – ООО «Агентство «ЮПмонитор.ру» (Agency UPmonitor.ru Ltd)
г. Екатеринбург, 620075, ул. Пушкина, д.4, офис 1 office [енотовидная собака] upmonitor.ru
Генеральный директор Худяков Э.В.
Материалы информационного агентства UPmonitor (ЮПИмонитор) /Св-во о регистрации СМИ ИА №ТУ66-01098, выдано управлением Роскомнадзора по Свердловской области 29 декабря 2012/ доступны подписчикам в Свердловской области при авторизации в закрытой части портала UPmonitor.ru
В открытом доступе на портале размещены данные службы мониторинга UPmonitor (ЮПИмонитор).
В электронном архиве – материалы СМИ, собранные автоматизированной системой мониторинга. Администрация портала UPmonitor.ru не несет ответственности за достоверность публикаций СМИ, находящихся в электронном архиве, а также за несоблюдение этими СМИ законодательства РФ.
Rambler's Top100