|
|
воскресекье, 24 сентября 2023г. | 18+
|
|
|
Человек дня |
22.11.2006, 14:57
Трамвай как лекарство от пробок
|
Специалист комитета по транспорту и организации дорожного движения администрации Екатеринбурга не отрицает, что в столице Урала рано или поздно придется вводить ограничение въезда легкового транспорта в центр города и развивать рельсовый транспорт, дабы избавиться от автомобильных пробок |
Газета "Вечерний Екатеринбург", Евгений Сусоров
Евгений Сусоров: Чем же обусловлена «пробочная проблема» в нашем городе и как её можно решить? С этим вопросом мы обратились к специалисту комитета по транспорту и организации дорожного движения администрации Екатеринбурга Евгению СЕЛЕТКОВУ. Евгений Витальевич, вот вы упомянули Генплан 1972 года… Не могли бы вы конкретизировать свою мысль?
Евгений Селетков: Этот нормативный документ предусматривал строительство большого количества новых автодорог, однако не всё задуманное было реализовано. Кроме того, никто не мог предугадать автомобильный бум, грянувший в начале 90-х годов, — бум, совпавший с резким падением объёмов дорожного строительства по всей стране. Эти два фактора в итоге и создали сегодняшнюю ситуацию. Не забудем и о том, что приобретение личного автомобиля в наше время стало намного доступней, чем раньше: если в 80-е годы прошлого века машина стоила примерно столько же, сколько кооперативная квартира, то в 90-е практически любой мог заработать себе на автомобиль «вторичного рынка» — ту же «копейку» можно купить за 20, а то и за 10 тысяч рублей. Итог мы видим: машинам на дорогах перестало хватать места. Улично-дорожная сеть города оказалась не в состоянии обеспечить пропуск возросших транспортных потоков. Сегодня с учётом достигнутого уровня автомобилизации улично-дорожная сеть Екатеринбурга перегружена более чем в два раза, особенно на перекрёстках, что ведёт не только к падению скорости движения общественного транспорта, но и к росту числа ДТП. По их количеству Екатеринбург сегодня уступает только Москве и Санкт-Петербургу и опережает такие города, как Новосибирск и Нижний Новгород.
Е. Сусоров: Будем объективны: генпланы меняются, а пробки остаются. Какие новые факторы, мешающие городскому транспорту двигаться по улицам с нормальной скоростью в часы пик, мы имеем на сегодняшний день?
Е. Селетков: Одна из основных причин образования пробок на дорогах города уже в наши дни — нехватка стоянок как у жилых домов, так и у офисов: дома эти строились во времена, когда далеко не у всех жильцов были автомобили, поэтому на 100 квартир выделялось всего пять, от силы десять машиномест. И получается закономерная картина: автовладелец на ночь оставляет машину под окнами либо на несанкционированной стоянке, а утром, поскольку машину на день некуда приткнуть, он вынужден ехать на этой машине на работу и припарковывать её уже там. Но если бы он один! В утренние часы таких автовладельцев на центральных магистралях скапливаются тысячи, всем надо на работу! А ведь далеко не у каждого офиса есть нормальная парковка, даже коммерческие предприятия, и те зачастую снимают помещения какого-нибудь НИИ, построенного давным-давно и без парковочных мест. Получается, что автовладельцу, кроме как на проезжую часть перед офисом, и поставить-то свою машину некуда. Соответственно снижается пропускная способность и без того загруженных транспортным потоком улиц, особенно центральных. Кроме того, люди вынуждены ездить по городу на личных автомобилях ещё и потому, что недостаточно развита и система общественного транспорта. Вся Западная Европа пик автомобилизации уже прошла (там иной раз на 1 000 жителей может приходиться до 500 машин), и сегодня они пришли к идее восстанавливать рельсовый транспорт, который не зависит от пробок. В Лондоне в 50-х годах опрометчиво отказались от трамваев: мол, прошлый век, устарело — теперь они вернули этот вид транспорта на улицы, но на качественно новом уровне: скоростной низкопольный трамвай на обособленном рельсовом полотне. Причём европейцы не связывают социальный статус с видом транспорта: в той же Швейцарии директор банка спокойно едет на работу в трамвае, не беспокоясь за своё реноме. Там под трамвай подстраивается всё движение, интервалы движения неукоснительно соблюдаются, поэтому в салонах никогда не бывает давки — фактически в любой европейской стране трамвай выполняет роль наземного метро. Там также ведётся активная агитация в пользу общественного транспорта.
Е. Сусоров: А если пойти по «лондонскому варианту» и ограничить въезд легковых автомобилей в центр города? Кстати, один из городских стратегических проектов — «Дом для автомобиля» — не исключает возможность такого пути для Екатеринбурга…
Е. Селетков: Ограничение въезда легкового транспорта в центр города, как это было сделано в Лондоне, рано или поздно придётся вводить и в Екатеринбурге. Но этот путь не удастся реализовать без строительства большого числа парковочных мест, и проект «Дом для автомобиля» как раз и нацелен на создание широкой сети паркингов для временного и постоянного хранения легковых машин. Но в том же Лондоне для контроля за транспортом имеется автоматическая система контроля за машинами, въезжающими в «запретную зону». Поэтому проблему надо решать в комплексе: и выделение обособленных полос, и строительство паркингов, и модернизация системы управления движением, в частности — введение в строй перекрёстков с централизованным автоматизированным управлением. Эта технология в идеале может существенно уменьшить загруженность городских магистралей в часы пик: сеть светофоров, работающих на так называемой адаптивной системе, регулирует движение на нескольких улицах одновременно с помощью специальных датчиков, вмонтированных в дорожное полотно. В зависимости от интенсивности потока машин, идущих через перекрёсток, меняется и режим работы светофора на этом перекрёстке: если, к примеру, в утренние часы наиболее мощный поток идёт со стороны Уралмаша, то все светофоры в этой сети увеличивают длину «зелёной фазы» именно в этом направлении. В перспективе такая сеть светофоров, увязанных между собой через единый ЦУП, будет реализована и в Екатеринбурге.
|
Человек дня |
|
|
|