Upmonitor.Ru - репутационный портал столицы УрФО
СЛУЖБА МОНИТОРИНГА
Как отрастить бороду до груди?
Яйца Куйвашева произвели фурор
Читайте нас в
>
О проекте Демонстрация Обзор PR Слухи Паблисити Анализ репутаций Архив
понедельник, 21 января 2019г.Upmonitor в формате XML! 18+
Человек дня
22.12.2006, 14:21

Коррупционные законы все еще работают

Замначальника управления по контролю в области недвижимости и ЖКХ Федеральной антимонопольной службы отмечает, что в российском законодательстве до сих пор действуют законы, позволяющие чиновнику принимать субъективные решения
Радио "Маяк",
: Мы подводим итоги уходящего 2006 года, смотрим, что же получилось, а что не получилось в разных областях нашей жизни. Сегодня присмотримся к Федеральной антимонопольной службе, что получилось у нее. У нас в гостях Владимир Ефимов, заместитель начальника управления по контролю и надзору в области недвижимости, локальных монополий и жилищно-коммунального хозяйства.

Итогов, конечно, много, но основной интерес вызывает деятельность ФАС в сфере борьбы с коррупцией, в сфере государственных закупок. Например, вчера в рамках правительственного часа на заседании Госдумы заместитель председателя Правительства Российской Федерации Александр Жуков говорил о ходе реализации программы социально-экономического развития России на ближайшие годы и подводил итоги уходящего года. В частности, он отметил, что повышение эффективности бюджетных расходов - это важная вещь, и в следующем году продолжится работа в этом направлении. Но уже есть какие-то результаты и в 2006-м. Вот каковы эти результаты? Что, удалось победить это страшное понятие “откат”?

: Говорить о том, что полностью удалось победить, наверное, преждевременно, но некий порядок навести в этой сфере удается уже в настоящий момент. Если в целом сказать об эффективности применения нового закона, то на заседании правительства, которое было в сентябре и посвящено было именно реализации нового закона, реализации контроля в сфере размещения государственного муниципального заказа, были озвучены цифры о том, что экономия только за первые полгода 2006 года от реализации нового закона составила порядка 60 миллиардов рублей. Когда мы закон писали совместно с Минэкономразвития, совместно с Государственной Думой, мы оценивали, что эффект от применения закона составит порядка 5-7 миллиардов долларов. То есть на самом деле за первые полгода половина была уже достигнута.

: Давайте поясним: 5-7 миллиардов долларов в год - это то, что в результате закона не удалось своровать.

Владимир Ефимов: Это то, что удалось оставить в бюджете, если быть более правильным.

: Тогда давайте смотреть, за счет чего и что все-таки не удается.

В. Ефимов: На самом деле за счет чего - более-менее понятно. Дело в том, что действовавшее до принятия 94-го закона (Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". - Ред.) законодательство позволяло заказчику практически всю процедуру проводить на свое усмотрение. То есть он мог сам принимать решение о том, какие требования выставить поставщику, мог сам принимать решение о том, какие условия оценки должны быть при проведении конкурса. И как показывает практика, в большинстве случаев все эти условия, которые определял сам заказчик, были субъективными, в результате чего победитель был предопределен заранее.

: То есть, условно, я начальник, у меня есть бюджетные деньги, а мой зять производит вещь, которую, может быть, я могу и не покупать, она мне не сильно нужна, но как не порадеть родному человечку, и покупаю у фирмы, которую мой зять возглавляет.

В. Ефимов: Что-то около того, да. И мы проводили анализ тех документаций, которые были по ранее действовавшему законодательству, и встречали даже такие парадоксальные случаи, когда в условиях допуска к торгам писали, что директор должен быть возрастом не меньше 57 лет, закончить такой-то институт, иметь такую-то ученую степень...

: И быть прописанным по такому-то адресу.

В. Ефимов: То есть, в принципе, было понятно, под кого делается конкурс и зачем. И таким образом, все остальные участники отсекались. Новый закон такой возможности заказчикам не дает. И неоднократно к нам обращались заказчики: мы теперь не можем быть уверены, что у нас победит та организация, с которой мы привыкли работать. Но если рассуждать в таком ключе, то, спрашивается, зачем вообще нужен закон-то тогда? Если отдавать своему всегда, то это можно было бы делать и без конкурса. Но идея-то закона как раз заключается в том, чтобы не только экономить средства бюджетные, что закон позволяет делать, но и соответственно развивать конкуренцию в тех сферах экономики, которые затрагивает госзаказ. А госзаказ у нас, если брать консолидированный - федеральный, субъектов и муниципалитетов, на этот год составляет порядка 3 триллионов рублей. Сумма колоссальная для бюджета, для экономики страны, и влияние на развитие экономики в целом она оказывает немалое.

: А скажите, пожалуйста, есть ли закрытые области в нашей стране, куда этот закон не дотягивается? Я имею в виду, например, закупки в силовых структурах, государственные закупки в армии.

В. Ефимов: Нет, этот закон распространяется в том числе и на сферу закупок для нужд обороны и безопасности страны. Есть определенные изъятия из него, есть особенности, установленные законом о государственном оборонном заказе. Но в целом принципы и процедуры, которые предусмотрены 94-м законом, полностью распространяются на эту сферу. Конечно, в случае, если предмет торгов составляет гостайну, это закрытые торги. Но при проведении закрытых торгов также происходит согласование либо с Федеральной антимонопольной службой, либо с Рособоронзаказом, который уполномочен на осуществление контроля в сфере расходования средств по гособоронзаказу, и там тоже происходит контроль и отслеживается ситуация, чтобы не был ограничен круг участников необоснованно, и мы всегда выставляем требование о том, чтобы таких участников было 10-15, не менее.

: Не так давно было заседание правительства, показанное по телевидению, озвученное на радио, всколыхнувшее население. Сообщалось, что проверяли ведомства и выяснилось, что практически в каждом ведомстве происходят нарушения и если копнуть каждого из сидящих за столом, то тоже все нечисто. Это что значит, что со скрипом происходит разворот всей этой машины в сторону прозрачности? Или это стена, в которую закон упирается, и дальше пройти невозможно?

В. Ефимов: Что можно сказать в этом отношении? Действительно, трудности при переходе к новой системе есть. Нельзя, как говорится, если всю жизнь ходил на ногах, а тебя поставили на голову, быстро научиться ходить на руках. Так и в этой ситуации.

: Вот как раз очень многие думают, что вы сейчас ставите все с ног на голову, а не с головы на ноги.

В. Ефимов: На самом деле происходит все как раз наоборот, просто требуется какое-то время, чтобы и заказчики поняли закон, научились его применять, научились применять те положительные моменты, которые заложены, научились защищать свои интересы. И закон такие возможности прекрасно дает. В то же время требуется какой-то период для того, чтобы и мы выстроили систему контроля, которая будет эффективно и своевременно пресекать возможные нарушения. Потому что если сравнить с тем, что было до введения соответствующего закона, то у нас по сути контроля-то как такового и не было. У нас было рассмотрение обращений в Минэкономразвития, но они не могли ни приостановить процедуру торгов, ни выдать предписания, предложения. То есть, по сути дела, участник размещения заказа в случае, если его обидели каким-то образом, он должен был себя защищать исключительно в суде. И судебная практика, к сожалению, плачевна, потому что закон говорил, что заказчик может делать на свое усмотрение практически все, ну и суд соответственно приходил к выводу: раз заказчик посчитал, что это лучше или так правильнее, значит, он и прав, ему виднее, как говорится.

Что касается реализации и недоработок нового закона, то практика наша контрольная - рассмотрение жалоб, проведение проверок - говорит о том, что уже сейчас произошел качественный сдвиг в том, что касается проведения торгов по новому закону. Если в начале года действительно были практически поголовные нарушения при проведении конкурсов - это и несоответствии извещений, несоответствие конкурсной документации законодательству, то сейчас мы уже видим, что если нарушения есть, то они, во-первых, несущественные, малозначительные, как правило, связаны с тем, что сам закон содержит очень жесткие требования по срокам, которые не всегда бывает возможно выполнить. Сейчас, кстати, планируется их скорректировать, чтобы они были реальными и выполнимыми для всех. Ну и второй недочет, почему не может закон заработать в полную силу, связан с тем, что вышли не все постановления правительства. К сожалению, их достаточно сложно подготовить, достаточно много споров в правительстве по тому, как они должны выглядеть. Но мы очень надеемся, что они появятся в ближайшее время, в начале следующего года, и тогда закон уже сможет работать в полную силу.

: А вот это вечный вопрос. Не так давно мы говорили в этой студии с господином Гришанковым как раз по поводу антикоррупционного законодательства, что все упирается, как правило, в то, что правительство не разрабатывает подзаконные акты так называемые. Я так понимаю, что непросто идут эти самые постановления правительства, потому что действительно много заинтересованных сторон. И подозреваю, могу, во всяком случае, предположить, что заинтересованные стороны для этих подзаконных актов пытаются найти такие формулировки, которые бы позволили этот антикоррупционный закон замечательный, такой честный и прозрачный, все-таки на кривой козе объехать. С этим связано все-таки?

В. Ефимов: Частично, наверное, с этим. Но большая часть вопросов касается того, как эти формулировки сделать правильными, чтобы как раз это было невозможно сделать. Потому что те постановления правительства, которые еще не вышли, это в первую очередь постановление по перечню товаров, работ и услуг, которые будут размещаться на аукционе, исключительно на аукционе; это постановление правительства о порядке оценки заявок на участие в конкурсе. Они очень сложные и требуют детальной проработки. То есть можно, конечно, выпустить было бы уже давно документ, но он был бы сырой и был бы нерабочий. Как невозможно написать закон за один день, так невозможно написать и соответствующее постановление правительства. Мы как раз и хотим, чтобы эти документы были работоспособными и не позволяли принимать субъективные решения заказчикам, в данном случае чиновникам. Потому что у нас в принципе-то причина коррупции и ее предпосылка, она именно в тех документах нормативных, которые позволяют чиновнику принимать субъективное решение. Если документ содержит четкий алгоритм его действий, то тогда он выполняет исключительно техническую функцию, и, на наш взгляд, именно так и должно быть, чтобы у чиновника оставалась минимальная свобода для принятия своего субъективного решения и он действовал в рамках строгой, жесткой инструкции. Тогда и закон будет работать полноценно, и постановления правительства будут работоспособные и эффективные.

: Еще один из многих инструментов, который предлагался вами и активно вы пытаетесь его внедрить, - это обязательные аукционы или конкурсы. Это как раз то, что позволит исключить субъективность, о которой вы говорите. Но посмотрим на этот год, и получится, что к аукциону допущен один участник, например, или к конкурсу допущены две фирмы - участника, которые, как выясняется, принадлежат одному человеку. В итоге все равно побеждает тот, кто должен был победить, кого допустили. Что с этим предварительным этапом допуска?

В. Ефимов: Что касается предварительного этапа допуска, то закон содержит очень четкие основания для отклонения заявки на участие в конкурсе либо аукционе. И на самом деле они все абсолютно прозрачные, и субъективизма здесь никакого быть не может. Конечно, какие есть ухищрения у ряда заказчиков? Они делают достаточно подробную и сложную конкурсную документацию, и очень многие участники размещения заказа ошибаются в какой-то мелочи: например, где-то какие-то сведения не прописали, а прописали их в другом месте. Но формально заявка не соответствует требованиям конкурсной документации, и у заказчика появляется возможность ее отклонить. В этой ситуации, к сожалению, мы не можем никак защитить такого участника размещения заказа. Тут можно только посоветовать участникам размещения заказа действовать так же, как и заказчик. Заказчик стал умным, стал внимательным, стал полноценно использовать те возможности, которые ему дает закон, - от участника требуется теперь так же внимательно заполнять свои заявки. Если он это сделает полноценно и качественно, то никаких оснований для его отклонения быть не может. В случае если это будет необоснованно, то к нам, пожалуйста, в любой момент обращайтесь с жалобой. И такие жалобы к нам неоднократно поступали уже, когда отклоняли необоснованно, и мы восстанавливали в правах участников размещения заказа, и они принимали участие в торгах, в конкурсах, в аукционах. И таких было случаев очень-очень много.

: Ну, были и случаи, когда арбитражные суды, например, выносили решение не в вашу пользу, а в пользу тех, кто оспаривает ваши действия.

В. Ефимов: Такие случаи тоже были. Но судебная практика, если взять в целом по стране, она на самом деле положительная. И те решения, которые вышли не в нашу пользу, они скорее результат просто адаптации нас как контрольной службы к новому закону и выработки, наверное, механизмов эффективной реализации формулировок, правильных формулировок. Но в целом позиция, которая выдерживается, линия, которая выдерживается ФАС, - а она выработана совместно с нашими территориальными управлениями, мы проводим единую политику по всей стране, - ее правильность подтверждается.

: В этом году впервые в нашей стране сделали рейтинг прозрачности закупок. Стараниями нескольких ведомств, в том числе и вашего, он появился. Там пять категорий: гарантированная прозрачность, высокая прозрачность, средняя прозрачность, базовая прозрачность и низкая прозрачность. В верхней части этой таблицы один-два-три региона, одна-две компании. Надо ли было все это затевать, если получается, что основная масса и учреждений, и компаний, и муниципалитетов, и федеральных округов – все в районе низкой прозрачности?

В. Ефимов: Рейтинг затевать нужно было, и мы высоко оцениваем инициативу организаторов и создателей этого рейтинга и поддерживаем такое начинание. Для чего он нужен? На наш взгляд, объяснение тоже достаточно простое. Те организации, те ведомства, те регионы, которые попали сейчас в список наиболее прозрачных, наиболее эффективных в сфере размещения государственного муниципального заказа, это в первую очередь те организации, регионы, ведомства, которые и раньше работали эффективно, честно, законно, по старому законодательству, и для них не составило никакого труда перейти на новую систему и быстро к ней адаптироваться. Примером может послужить и Москва, и Санкт-Петербург, и Татарстан, которые давно используют в том числе и такие методы размещения заказа, как электронный аукцион. В Татарстане их проводятся уже тысячи. Для сравнения: у нас на федеральном уровне было проведено за первое полугодие порядка 300-400 аукционов, а Татарстан провел за этот же период порядка 4 тысяч аукционов.

: Вот это надо подчеркнуть, чтобы жители Москвы, Санкт-Петербурга и Татарстана знали, что в этих регионах самый низкий уровень коррупции в области государственных закупок.

В. Ефимов: Насчет уровня коррупции – это мнение субъективное, и комментировать это достаточно сложно и порой даже невозможно. Но о том, что система у них работает прозрачно и достаточно эффективно, можно сказать с уверенностью. Что касается других регионов, других ведомств, которые пока не попали в список наиболее прозрачных и эффективных, то на самом деле у них все впереди. И такой рейтинг будет их подстегивать к тому, чтобы делать свою систему более эффективной. Плюс, как я уже говорил, требуется все-таки время какое-то на то, чтобы создать те же самые информационные порталы, разработать необходимую документацию, которая будет соответствовать закону и учитывать все новеллы. И со временем, я думаю, большинство регионов, большинство министерств и ведомств все-таки окажутся в верхних строчках этого рейтинга.

: Когда мы говорим об эффективности закупок, то одна сторона – это государственные закупки, а другая сторона – это закупки огромных корпораций, которые у нас существуют. Они закупают что-то для своих нужд корпоративных в объемах, сравнимых с объемами госзакупок. Вы имеете возможность на основании этого закона как-то влиять на эти корпорации?

В. Ефимов: На основании этого закона мы, к сожалению, пока влиять не можем. У нас есть общие требования, антимонопольные требования к торгам, которые проводят любые хозяйствующие субъекты, любые органы власти, они устанавливают общие принципы: недискриминационность, равный доступ и т. п. Но что касается, например, в первую очередь естественных монополистов, то сейчас в правительстве готовится законопроект, который предусматривает, что все естественные монополии, субъекты естественных монополий будут осуществлять размещение заказов для своих нужд в рамках регулируемой деятельности исключительно по процедурам, предусмотренным 94-м законом. Потому что, на наш взгляд, те процедуры, которые существуют, не во всех, сразу скажу, но в ряде субъектов естественных монополий, они непрозрачны и неэффективны. И мы неоднократно сталкивались с тем, что порой завышена рыночная цена в разы бывает по сравнению даже с теми же самыми госзаказчиками. Поэтому сейчас такой законопроект готовится, и, на наш взгляд, это не только позволит сделать более прозрачными тарифы, но и в ряде случаев приведет к их снижению.


Человек дня
 : От театральных отношений может разорваться сердцеИнтервью с

От театральных отношений может разорваться сердце

Последнее интервью покойного актера

 : У Натальи Васильевой не было доступа к материалам дела Лебедева-ХодорковскогоИнтервью с

У Натальи Васильевой не было доступа к материалам дела Лебедева-Ходорковского

Председатель Хамовнического райсуда Москвы рассказал правду о приговоре по второму делу ЮКОСа

Сечин Игорь: За ЮКОСом тянутся не просто нарушения, но тягчайшие уголовные преступления — убийства, истязания, шантажИнтервью с Игорем Сечиным

За ЮКОСом тянутся не просто нарушения, но тягчайшие уголовные преступления — убийства, истязания, шантаж

Могущественный вице-премьер заявил The Wall Street Journal, что в деле Ходорковского не было никакой экспроприации бизнеса

Васильева Наталья: Приговор Михаилу Ходорковскому был написан судьями МосгорсудаИнтервью с Натальей Васильевой

Приговор Михаилу Ходорковскому был написан судьями Мосгорсуда

Откровенное интервью о деле ЮКОСА "Газете.ru" помощника суда Хамовнического района

Максимов Николай: Лисин - он живой, юморной, вызвал довериеИнтервью с Николаем Максимовым

Лисин - он живой, юморной, вызвал доверие

Задержанный в Москве торговец вторчерметом Николай Максимов занимается голодовками и борется с первым олигархом из списка Forbes

Волочкова Анастасия: Да что такое вообще, ваша партия?! Я сама больше, чем партия!Интервью с Анастасией Волочковой

Да что такое вообще, ваша партия?! Я сама больше, чем партия!

Балерина решила покинуть ряды "Единой России"

 : Я сломал вам жизнь, Валентина Алексеевна!Интервью с

Я сломал вам жизнь, Валентина Алексеевна!

Первый пресс-секретарь Бориса Ельцина нарушила свое двадцатилетнее молчание

Лента заявлений
21/01/2019
Евгений Куйвашев

"Будет не менее 12 яиц!"

Митрополит Кирилл

"Молимся, как можем"

Ольга Глацких

"Благодарна, что не "сдал" меня"

Паблисити
«И поэтому, дорогие ребята…» «И поэтому, дорогие ребята…»
Медийные итоги публичных персон Урала в ноябре - по версии ЮПИмонитор
Ждем-с... Ждем-с...
Медийные итоги публичных персон Урала в октябре - по версии ЮПИмонитор
Обзор PR

Кто-то везде грязь найдет...Кто-то везде грязь найдет...

Медийные итоги 2018 года - по версии ЮПИмонитор

На слуху
Багаряков уйдет на север Багаряков уйдет на север
Его прочат в политтехнологи президентского штаба по СЗФО
"Завтра ждем ареста"
Кто в Нижнем Тагиле такая борзота?
Ройзман подписи и не собирал Ройзман подписи и не собирал
А влип Переверзев


сальниковые компенсаторы


неразрушающий контроль


закладные детали


металлорукав


резервуар ргс


резервуар рвс


сильфонные компенсаторы


О проекте | Наши услуги | Реклама | Работа | Карта сайта
© 2001-2019 г.г. Администратор домена - агентство ЮПИмонитор (Agency UPmonitor.ru Ltd)
Св-во о регистрации СМИ ИА №ТУ66-01098, выдано управлением Роскомнадзора по Свердловской области 29 декабря 2012
г. Екатеринбург, 620075, ул. Пушкина, д.4, офис 1 office [енотовидная собака] upmonitor.ru
Генеральный директор и главный редактор Худяков Эдуард Валентинович
В электронном архиве мониторинга офф-лайновых СМИ - данные ИАА "Урал паблисити монитор"
Администрация портала UPmonitor.ru не несет ответственности за достоверность публикаций СМИ, находящихся в электронном архиве

Rambler's Top100