Радио "Эхо Москвы-Екатеринбург",
: Здравствуйте. Ирина Ивановна Тараданова, начальник отдела развития нормативного урегулирования общего образования в Министерстве образования Российской Федерации, сейчас по телефону у нас в «Дневном развороте». Ирина Ивановна, чуть-чуть подробнее могли бы вы прокомментировать вот эту инициативу господина Фурсенко? У нас даже сейчас спор зашел, вот есть у нас где-то обязательное 11-летнее образование?
: Ну хорошо, я готова дать разъяснения. Если позволите, буквально немного истории, совсем недавней истории. В общем, впервые, если не считать 77-й год, когда у нас было обязательным общее образование, а потом снова по конституции обязательным стало основное, то есть в настоящем формате это 9 классов, президент Российской Федерации на встрече с выпускниками 2005 года, если вы помните, в Кремле сказал о необходимости введения в России среднего полного общего образования. И вслед за этим было, соответственно, поручение президента по итогам заседания совета при президенте, и Министерство образования приступило к работе, связанной с разработкой законопроекта. Мы его называем под рабочим таким названием «о всеобщем общем образовании». А что касается вот вашего вопроса и что вы запутались тут, в Москве, вроде бы, есть уже это всеобщее общее, в других регионах нет. В этом никакого противоречия. Дело в том, что у нас действительно ряд субъектов Российской Федерации, в том числе в Москве, - республика Алтай, Саха – Якутия, ряд можно продолжить – своими нормативно-правовыми актами субъекта ввели обязательным не две ступени, как по конституции, а все три ступени общего образования как обязательными. И надо сказать, что когда было обращение в Конституционный суд, в частности было такое слушание в Конституционном суде по поводу обращения главы республики Алтай запрос был соответствующий о конституционной норме введения в Алтае именно всеобщего общего образования, Конституционный суд вынес решение о том, что это не противоречит норме Конституции Российской Федерации, это только расширяет возможности получения бесплатного доступного общего образования.
: Ирина Ивановна, что все-таки тогда… вот, допустим, принимается эта инициатива, что меняется в обучении школьном?
: Ну, строго говоря, в обучении, если не считать принципов построения содержания учебного материала, особенно ничего не меняется.
: То есть человек, молодой человек, там, девушка, парень, которые не хотят идти, ну, как сейчас, в 10 – 11 классы, а хочет идти в ПТУ, в техникум, он все равно эту возможность будет иметь? Или нет?
: Конечно. Конечно. Оно не меняется, потому что и сегодня у нас большинство молодых людей в соответствии с законом об образовании, они имеют такое право. Большинство этим правом пользуются и получают действительно среднее полное общее образование.
: Вот тогда мне не очень понятен, собственно, смысл вот этого предложения. Понимаете? Мы-то когда здесь начали это обсуждать сегодня, мы поняли так, что как бы вообще вот 11 лет должны будут отучиться все.
: Нет, это не совсем так. Дело в том, что ребенок и родители этого ребенка, они будут иметь возможность получения этого общего образования не только в стенах общеобразовательного учреждения, но и в учреждениях начального, среднего профессионального образования. Никто этого права не отменяет. Оно будет так же работать, как и работало до сегодняшнего дня. Если говорить о том, в чем разница, разница заключаться будет в большей степени в том, что если раньше ребенок мог завершить свое образование именно основной ступенью, то сейчас он должен будет, это его будет обязанность, получать три ступени образования. И это будет закреплено в законе. Вот мы сейчас разрабатываем закон, который прошел уже соответствующие согласования с федеральными ведомствами. В настоящий момент на рассмотрении находится в правительстве. И данный закон закрепит более прогрессивную норму, которая позволит сделать наше образование и в целом экономику более конкурентоспособным, потому что он в целом направлен на повышение образовательного уровня всего населения.
: То есть, если я вас правильно понимаю, теперь никто не сможет после 9 класса вообще как бы прекратить образование. Он обязан будет или доучиться в школе, или получить техническое образование в ПТУ, техникуме. Правильно? И это будет вот эта третья ступень.
: Верно.
: А если этого не произойдет, какие санкции могут применяться – к родителям, я не знаю?..
: А я должна, к сожалению, констатировать тот факт, что у нас недостаточно хорошо прописана степень ответственности за невыполнение родителями…
: А вы вообще как считаете, это как бы родительская должна быть ответственность? Ну смешно с такого молодого гражданина что-то там требовать.
: Дело в том, что разрабатываемый закон предполагает ответственность разных субъектов права – это и родители, в первую очередь, и это и органы управления образованием. То есть эти моменты расписаны. Более того, в административном кодексе в настоящий момент не предусмотрено, но предполагается определенная норма, связанная с ответственностью за невыполнение, в частности, за несоздание условий, неполучение образования, ответственность взрослых, родителей, ответственных, ну, я имею в виду чиновников, органы управления образованием за неисполнение вот этого закона, который мы сейчас разрабатываем.
: Ну понятно. Теперь мне понятно. И тогда теперь вот мне тоже ясна та вот критическая позиция некоторых экспертов, которые уже прокомментировали вот эту инициативу Андрея Фурсенко. Говорится как раз о том, что у нас совершенно… мы вот несколько минут назад с Юлей об этом говорили в эфире до нашего разговора с вами. В совершенном развале находится вот как раз этот сегмент ПТУ и техникумов. А вот как, на ваш взгляд, там обстоит ситуация? И действительно ли там развал, и насколько это может помешать претворению в жизнь этих ваших планов? Потому что вы сказали, что это для экономики важно, а у нас в стране, на мой взгляд, сейчас рабочих просто нет…
: Ну должна с вами в известной степени согласиться. Действительно у нас… И, кстати говоря, вот то, что мы сейчас обсуждаем, оно как раз направлено на то, чтобы это преодолеть. Сегодня требования – во-первых, нужны просто рабочие руки, во-вторых, не рабочие руки вообще, а рабочие достаточно высокого уровня профессионализма, с высоким уровнем образования. И освоение рабочих профессий сейчас вот на той базе, которую мы имели на основании даже второй ступени, недостаточно. Освоить рабочую профессию современную необходимо, имея более высокий уровень образования. Поэтому я думаю, что такие вот повышая требования к уровню образования, мы и несколько укрепим систему начального и среднего профессионального образования.
: Ирина Ивановна, а вам не кажется, что если мы будем просто вот такие законы издавать, то ничего, собственно, не получится. Если систему ПТУ и колледжей брать, так, значит, нужно там и техническое оборудование, и новых педагогов, и зарплаты, извините, другие, чтобы туда шли дети и действительно получали реальную профессию. Помимо образования, еще и профессию. То есть уровень должен быть обучения другой, выше гораздо.
: Нет, ну здесь трудно вам возразить.
: Значит, бюджет нужно поднимать. Значит, нужно реформу делать просто снизу.
: Это все решается в комплексе и в системе, разумеется.
|