Радио "Эхо Москвы-Екатеринбург",
: Здрасте. Я знаю, что вы спешите очень, поэтому сразу задаем вопрос, все-таки напомните нашим слушателям, чем грозит закон о туризме, он уже входит, скоро войдет в нашу жизнь, чем он грозит? Мы с вами подробно об этом беседовали в эфире, но я бы очень хотел, чтобы именно вы напомнили.
Сергей Шпилько: 10 млн. руб., первый год – это 5 млн. руб. в области международного туризма, сумма гарантий должна быть предоставлена в виде банковской гарантии или страхования ответственности.
: Это кем предоставлено? Каждому?
С. Шпилько: Предоставлено туроператором.
: Каждым туроператором?
С. Шпилько: Да, для того, чтобы его включили, условие включения его в федеральный реестр туроператоров. Это все начнет действовать в виде положения, касающегося фингарантий, с 1 июня этого года, а со следующего года это должны быть 10 млн. рублей гарантии. В области внутреннего туризма туроператоры должны предоставлять гарантии на значительно меньшую сумму полмиллиона рублей. Но с нашей точки зрения, понятен эффект этого закона в плане вытеснения малого и среднего бизнеса с рынка, в плане, в первую очередь, подрыва развития регионального турбизнеса, и с точки зрения тенденции развития монополизации рынка и повышения цен на турпродукт. С точки зрения защиты прав путешествующих как потребителей, надо понимать, что, во-первых, за эту защиту придется заплатить самим потребителям, потому что ясно, что все эти гарантии будут переведены, услуги по обеспечению, финансовые услуги по обеспечению этих гарантий.
: Все подорожает просто.
С. Шпилько: Они все равно будут переведены в стоимость путевки. Но каковы будут результаты, сказать пока сложно, потому что все равно выплаты из этих гарантий будут опосредованы судебными решениями в большинстве случаев. Т.е. процедура, мягко говоря, небыстрая, потом нужно понять, какие будут подзаконные акты приняты для того, чтобы этот механизм заработал. И собственно, какие условия предоставления таких гарантий выставят страховщики и банкиры, пока работа в этом направлении только начата. Поэтому говорить преждевременно, мы, по мнению юристов, правовой комиссии нашего союза и т.д., по мнению международной конфедерации обществ потребителей, КонфОП, но эффект пока с точки зрения защиты прав, прав потребителей просматривается не очень, так сказать, весомый. Во всяком случае, от не вылетов своевременных и т.д. эти гарантии, от чрезвычайных ситуаций и т.д., эти гарантии, конечно, не защитят. И потом, нам кажется, что если бы они были направлены, если бы эти решения были направлены на, действительно, защиту прав потребителей, то и делали бы, как во всем мире, т.е. привязывали бы суммы этих гарантий к стоимости путевки или к обороту фирмы, т.е. делали их пропорциональными реальной ответственности туроператора. У большого большая ответственность, у небольшого – меньшая. И уж никак не вводили бы финансовые гарантии в области въездного туризма, потому что там, собственно, выплаты из этих, за счет средств этих гарантий просто невозможно, потому что иностранный турист с российским туроператорам договора не заключает, по которому эти гарантии должны выплачиваться. А заключает он этот договор с иностранным.
: Т.е. получается двойная, дополнительная, двойная, лишняя?
С. Шпилько: Здесь это чисто мера монополизации в виде дополнительного финансового обременения, никак не связанная с защитой прав путешествующих.
: Сергей Павлович, Сергей Павлович, последний вопрос, от противного, может быть, лучше, что масса есть мелких туроператоров, которые как раз, лишь бы что-то сделать и быстро скрыться с рынка, накрутить, обмануть и т.д., может быть, лучше, если их не будет?
С. Шпилько: Вы знаете, это разные вещи. Небольшие туроператоры и те, которые вы говорите, которые что-то, извиняюсь, срубить деньги какие-то и скрыться.
: Да-да.
С. Шпилько: Эти, которые срубить и скрыться, их не так много, это мошенники, они как были, так и останутся, потому что этот закон никак не направлен против уголовных дел, уголовного рода деяний. А что касается небольших компаний, я вам приведу пример Германии, там все-таки это очень продвинутый, очень цивилизованный туристский рынок. Три крупных туроператора контролируют почти 80% оборота немецкого рынка. Но кроме этого существует еще около 1000 туроператоров, которые, каждый из которых работает в своих нишах. Кто занимается свадебными турами, кто отправляет автобусные туры в Тайланд
или в соседние регионы, соседние страны, кто занимается приемом охотников и рыбаков, потому что туризм очень многообразен, здесь вот уж где, действительно, мамы всякие нужны, мамы всякие важны.
: И в целом, они, эта тысяча – 20% всего?
С. Шпилько: Извиняюсь, неслучайно, наверное, поэтому на пикете, который проводили турфирмы в Москве против этого закона, главным лозунгом было «Не закрывайте фирму Моя Мама».
|