Upmonitor.Ru - репутационный портал столицы УрФО
СЛУЖБА МОНИТОРИНГА
Как отрастить бороду до груди?
Куйвашев обеспечил Фидлера горячей водой
Читайте нас в
>
О проекте Демонстрация Обзор PR Слухи Паблисити Анализ репутаций Архив
четверг, 15 ноября 2018г.Upmonitor в формате XML! 18+
Человек дня
20.02.2007, 14:44

Образование по шаблону

Судя по всему, знаменитая советская система образования навсегда уйдет в прошлое: вице-президент Российского книжного союза отмечает, что уже со следующего года в школах будет вводиться новый, унифицированный учебный стандарт
Российская газета, Елена Новоселова
Елена Новоселова: В Российской академии образования готовится новый государственный образовательный стандарт. В следующем году он поступит в Совет Федерации, а еще через два года станет главным документом для педагогов и школьников.

Чему будут учить в российских школах? Сколько времени готовится хороший учебник? Как издательство борется с "пиратами"? На эти вопросы "РГ" отвечает член-корреспондент РАО, генеральный директор издательства "Просвещение" Александр Кондаков.

В какой стадии работа над новым стандартом образования? Когда он будет принят?

Александр Кондаков: Разработка образовательного стандарта - сложный и длительный процесс. Мировая практика показывает, что на это в среднем уходит 5 лет. Мы планируем, что эксперимент по введению нового стандарта в начальной школе начнется 1 сентября 2008 года, в основной школе - в 2009 году, в старшей соответственно - 1 сентября 2010 года. Спешить здесь нельзя. Нужно время для подготовки новых учебников и переподготовки учителей. Помните знаменитый афоризм двухвековой давности: "Проще перенести городское кладбище на другое место, чем реформировать систему образования".

Е. Новоселова: Чем новый стандарт будет принципиально отличаться от предыдущего?

А. Кондаков: Предыдущие варианты стандарта разрабатывались образовательным сообществом и фактически сводились к предметным программам, что в итоге привело к их "разбуханию" и перегрузке школьников. Концепция стандарта второго поколения рассматривает стандарт как совокупность требований семьи, общества и государства к результату школьного образования и их взаимную ответственность за его исполнение.

Впервые за последние несколько десятилетий цели развития системы школьного образования четко сформулированы.

Е. Новоселова: То есть речь идет о формировании национальной системы позитивных ценностей и идеалов?

А. Кондаков: В частности, и о концепции национальной истории России. Ведь до сих пор мы не можем своим детям дать внятный ответ, например, на вопрос: "Почему страна, которая вышла из Великой Отечественной войны сверхдержавой, через 40 с небольшим лет прекратила свое существование?".

Формирование идеологии патриотизма, толерантного отношения к другим культурам в условиях массового притока эмигрантов, осознание этнокультурного многообразия российского общества - все эти задачи ставит руководство страны перед системой образования.

Е. Новоселова: Постановка таких мировоззренческих задач в школьном стандарте - это прецедент?

А. Кондаков: Нет. К примеру, министерство образования Великобритании недавно заказало специальный доклад о необходимости введения уроков британских ценностей. В этом документе содержится обзор существующих методов преподавания основ гражданственности и культурного многообразия в британских школах.

Кстати, мы уже работаем над учебниками нового поколения. Это прежде всего касается таких предметов, как история, обществознание, география, литература, русский язык, мировая художественная культура и др.

Е. Новоселова: Без гуманитарной "начинки", конечно, не обойтись, а как новый стандарт будет работать на развитие науки, инновационных технологий?

А. Кондаков: В его основу разработчики положили "Приоритетные направления развития науки, технологии и техники Российской Федерации", утвержденные президентом Российской Федерации. Поэтому большое внимание в школе будет уделяться предметам, определяющим сегодняшний технологический прогресс. Это физика, биология, математика, химия.

Е. Новоселова: Нагрузка на школьника очень серьезная...

А. Кондаков: Голова современного ученика не может вместить всю информацию, которую наработала современная наука. Поэтому совместно с РАН мы сейчас работаем над документом "Фундаментальное ядро содержания образования". В нем будут прописаны идеи, факты, концепции, определяющие успешность человека в современном обществе. Их отбор - болезненный и сложный процесс. Надеюсь, что мы с ним справимся.

Е. Новоселова: Несколько лет назад решить, какие литературные произведения изучать в школе, пытались депутаты, но жаркие филологические баталии так ни к чему и не привели. Новый стандарт будет содержать список обязательных произведений?

А. Кондаков: Отвечу как издатель. Это очень важный и деликатный вопрос. Потому что сейчас, наверное, не в меньшей степени, чем в советское время, включение того или иного произведения в обязательный школьный перечень, означает тиражи и, как следствие, прибыли. Поэтому и борьба вокруг списка ведется не только идеологическая. Будет ли составлен такой перечень? Окончательный ответ дадут специалисты. Однако прежде всего школьник должен уметь общаться, находить и анализировать информацию, критически осмысливать прочитанное. Поэтому меняются и цели филологического образования. Да, в советское время мы вынуждены были глотать тысячи страниц классики! Однако ни для кого не секрет: чтение из-под палки не привело к хорошему. Между тем жизненный опыт показывает, что в возрасте 45-50 лет люди возвращаются к тем произведениям, которые у них вызывали жгучую неприязнь в школе. С каким удовольствием сейчас читаются и "Анна Каренина" Толстого, и "Преступление и наказание" Достоевского, и "Сага о Форсайтах" Голсуорси!

Не нужно перегружать школьников чтением. Ведь до чего мы дошли: сами учителя, жалея детей, советуют им читать "Войну и мир" в 80-страничном изложении. Чтение - это удовольствие, а не наказание.

Е. Новоселова: Из огромного списка учебников, претендующих на министерский гриф, экспертизу с первого раза прошло только 20 процентов. Почему так происходит?

А. Кондаков: Разработка учебника - дело сложное. Не случайно же Лев Толстой считал главной книгой своей жизни "Азбуку", на которую у него ушло 16 лет. Часто коллеги-издатели меня "подкалывают": мол, вы книги по два года делаете, а мы - за три-четыре недели... Однако издать учебник - это не детектив напечатать. Учебник должен обеспечить формирование у учащихся определенных знаний, умений, навыков, видов деятельности. В советское время учебники проходили экспериментальную проверку в течение десяти лет. А знаменитая "занковская система" начальной школы испытывалась более двух десятилетий. И автор был абсолютно прав. Ведь очень трудно просчитать, чем обернутся нововведения.

Е. Новоселова: К учебникам из заветного "грифованного" списка тоже масса претензий.

А. Кондаков: Да, их качество оставляет желать лучшего. Поэтому три года назад с приходом нового министра образования и науки федеральный перечень учебников подвергся пристальному исследованию. Было выявлено большое количество ошибок и несуразиц. Ввели и новую процедуру экспертизы, вследствие чего перечень рекомендованных школе учебников сократился фактически на треть. Могу сказать, что в наименьшей степени это коснулось книг, изданных в "Просвещении". Мы потеряли всего несколько учебников.

Издательства, безусловно, ответственны за ошибки. Ведь они могут иметь серьезные последствия для общества. Особенно это касается учебников по социальным наукам. В Швейцарии, например, все они издаются только под присмотром государства и только в государственных издательствах.

Е. Новоселова: Когда эксперты критиковали учебную литературу, несколько нелицеприятных слов было сказано и в адрес издательских редакций. Что это за люди - ваши редакторы?

А. Кондаков: Часто рукопись, которую приносит нам автор, претерпевает такие изменения, что узнать ее трудно. Наши редакторы - золотой фонд издательства. "Просвещение", по большому счету, является фабрикой подготовки редакторов для всей системы учебного книгоиздания России. В какое бы издательство вы ни пришли, встретите наших людей. К сожалению, в 90-х годах многие ушли. А подготовка редактора школьного учебника занимает несколько лет. К редактуре учебника мы допускаем только через несколько лет после начала работы. Молодежь начинает с методичек. А учебник - это уже высший пилотаж. К слову, немногие издательства имеют постоянные редакции. Остальные работают с редакторами по договору. И это, конечно, сказывается на качестве учебников.

Е. Новоселова: Кстати, в последнее время в прессе было много информации о деятельности Британского совета в России, в том числе о проблемах, связанных с преподаванием английского языка.

А. Кондаков: Насколько я помню - это были вопросы, связанные с деятельностью Британского совета в различных регионах нашей страны, прежде всего с неуплатой налогов и отсутствием соответствующих лицензий. Образовательная деятельность в любом государстве - предмет особой заботы властей и должна быть соответствующим образом оформлена. Это в равной степени касается и учебной литературы. Книги, попадающие на парты наших детей, должны отражать идеологические, культурные и ценностные ориентиры общества и государства. Не случайно во многих странах иностранные учебники не допускаются в школы (в том числе и в государствах СНГ). Кроме того, это и прямая конкуренция с отечественными производителями учебной литературы. В России отношение к этому более либеральное. Хотя в 2006 году в результате экспертизы, проведенной российскими академиями наук и образования, учебники иностранных издательств, не соответствующие требованиям российского стандарта образования, не получили соответствующих грифов Минобрнауки России.

"Просвещение" выпускает несколько линий учебников по английскому языку. Это хорошо известные линии для спецшкол Верещагиной и Афанасьевой, также учебники Кузовлева для обычной школы. Сейчас выпускаем совместно с издательством "Экспресс-паблишн" комплект учебных пособий "Английский в фокусе", полностью адаптированный под российский стандарт.

Е. Новоселова: С какими пиратами судитесь?

А. Кондаков: Завершаем тяжбу по поводу известной истории о типографии в коровнике в деревне Кольчугино Владимирской области. На днях директор этой конторы признал свою вину и попросил применить к нему особый порядок судебного разбирательства. Я думаю, что на следующей неделе все завершится обвинительным приговором.

Е. Новоселова: И какие же учебники печатались в коровнике?

А. Кондаков: Самые популярные - Плешаков, Моро, Горецкий... В общем, те, которые идут стотысячными тиражами.

Е. Новоселова: Признаки контрафакта?

А. Кондаков: Беда в том, что в последнее время его производители уже поняли, что это дело опасное, и начали выпускать книги иногда даже лучшего качества, чем наши собственные. Потому что разница в выплате авторского гонорара и налогов все равно им приносит порядка 50 процентов прибыли. Это очень серьезный бизнес, с которым мы не менее серьезно боремся.


Человек дня
 : От театральных отношений может разорваться сердцеИнтервью с

От театральных отношений может разорваться сердце

Последнее интервью покойного актера

 : У Натальи Васильевой не было доступа к материалам дела Лебедева-ХодорковскогоИнтервью с

У Натальи Васильевой не было доступа к материалам дела Лебедева-Ходорковского

Председатель Хамовнического райсуда Москвы рассказал правду о приговоре по второму делу ЮКОСа

Сечин Игорь: За ЮКОСом тянутся не просто нарушения, но тягчайшие уголовные преступления — убийства, истязания, шантажИнтервью с Игорем Сечиным

За ЮКОСом тянутся не просто нарушения, но тягчайшие уголовные преступления — убийства, истязания, шантаж

Могущественный вице-премьер заявил The Wall Street Journal, что в деле Ходорковского не было никакой экспроприации бизнеса

Васильева Наталья: Приговор Михаилу Ходорковскому был написан судьями МосгорсудаИнтервью с Натальей Васильевой

Приговор Михаилу Ходорковскому был написан судьями Мосгорсуда

Откровенное интервью о деле ЮКОСА "Газете.ru" помощника суда Хамовнического района

Максимов Николай: Лисин - он живой, юморной, вызвал довериеИнтервью с Николаем Максимовым

Лисин - он живой, юморной, вызвал доверие

Задержанный в Москве торговец вторчерметом Николай Максимов занимается голодовками и борется с первым олигархом из списка Forbes

Волочкова Анастасия: Да что такое вообще, ваша партия?! Я сама больше, чем партия!Интервью с Анастасией Волочковой

Да что такое вообще, ваша партия?! Я сама больше, чем партия!

Балерина решила покинуть ряды "Единой России"

 : Я сломал вам жизнь, Валентина Алексеевна!Интервью с

Я сломал вам жизнь, Валентина Алексеевна!

Первый пресс-секретарь Бориса Ельцина нарушила свое двадцатилетнее молчание

Лента заявлений
15/11/2018
Евгений Куйвашев

"Я совершенно не могу согласиться"

Ольга Глацких

"Дорогие ребята, государство вам ничего не должно!"

Махарбек Хадарцев, мэр Владикавказа

"Уберите убийцу"

Паблисити
Ждем-с... Ждем-с...
Медийные итоги публичных персон Урала в октябре - по версии ЮПИмонитор
Город  засыпает. Просыпается мафия Город  засыпает. Просыпается мафия
Медийные итоги публичных персон Урала в сентябре - по версии ЮПИмонитор  
Обзор PR

Цифровой Кубок ИннопромаЦифровой Кубок Иннопрома

Командный и персональный медийные зачеты Международной промышленной выставки по версии ЮПИмонитор

На слуху
Багаряков уйдет на север Багаряков уйдет на север
Его прочат в политтехнологи президентского штаба по СЗФО
"Завтра ждем ареста"
Кто в Нижнем Тагиле такая борзота?
Ройзман подписи и не собирал Ройзман подписи и не собирал
А влип Переверзев


сальниковые компенсаторы


неразрушающий контроль


закладные детали


металлорукав


резервуар ргс


резервуар рвс


сильфонные компенсаторы


О проекте | Наши услуги | Реклама | Работа | Карта сайта
© 2001-2018 г.г. Администратор домена - агентство ЮПИмонитор (Agency UPmonitor.ru Ltd)
Св-во о регистрации СМИ ИА №ТУ66-01098, выдано управлением Роскомнадзора по Свердловской области 29 декабря 2012
г. Екатеринбург, 620075, ул. Пушкина, д.4, офис 1 office [енотовидная собака] upmonitor.ru
Генеральный директор и главный редактор Худяков Эдуард Валентинович
В электронном архиве мониторинга офф-лайновых СМИ - данные ИАА "Урал паблисити монитор"
Администрация портала UPmonitor.ru не несет ответственности за достоверность публикаций СМИ, находящихся в электронном архиве

Rambler's Top100