|
|
вторник, 26 сентября 2023г. | 18+
|
|
|
Человек дня |
22.02.2007, 14:23
Дарвин останется в школе
|
Утверждая, что теория Дарвина в чистом виде школьникам практически не преподается, соавтор учебника «Общая биология», против труда которого выступала петербургская школьница, уверен, что ее обвинения беспочвенны |
Российская газета, Мария Агранович
Мария Агранович: Напомним: минувшей осенью ученица 148-й гимназии Санкт-Петербурга Мария Шрайбер направила иск в адрес Министерства образования и науки РФ с требованием запретить преподавание теории происхождения видов Дарвина в школах как доминирующей. Дескать, такое "безальтернативное" преподавание унижает ее религиозные чувства. За процессом "Шрайбер против Дарвина" пристально следят не только в России, но и на Западе. И если для нас подобного рода судебные дела в новинку, то "за морями" сторонники креативизма - божественной теории происхождения мира, не раз уже пытались "выгнать" Чарлза Дарвина из школы. Однако всякий раз ученым удавалось отстоять законное место теории эволюции в школьных учебниках. Получится ли это у российских биологов? Сегодня в "РГ" на эту тему дискутируют ученые и богословы. Мамонтов, кстати, единственный, кто пришел в суд на заседание 13 декабря 2006 года - ни сотрудники 148-й гимназии, где учится Шрайбер, ни представители факультетов философии, биологии и истории Санкт-Петербургского университета, приглашенные в качестве экспертов, в зал суда так и не явились.
Сергей Григорьевич, теория Дарвина действительно доминирует в школьных учебниках?
Сергей Мамонтов: Сейчас теория Дарвина в школах в чистом виде не преподается. Учебники построены на так называемой синтетической теории эволюции. Она основана, конечно, на теории происхождения видов Чарльза Дарвина, но дополнена и развита многими учеными мира в свете новейших палеонтологических находок, данных молекулярной генетики, сравнительной эмбриологии, биохимии. Теории Дарвина как таковой в учебнике отведено совсем немного места. Большая часть - это история развития жизни на земле, где есть место и для нематериалистических креационистских теорий, таких, как учение Линнея, Ламарка, Кювье. То есть альтернативные дарвинизму теории излагаются и вопрос о нарушении свободы выбора не стоит.
М. Агранович: Истец утверждает, что теория Дарвина основана на марксистско-ленинском учении. Это и в самом деле так?
С. Мамонтов: Они ссылаются на главу нашего учебника, где цитируется работа Фридриха Энгельса "Роль труда в происхождении человека". Но эта работа была опубликована лишь через 25 лет после того, как в свет вышел труд самого Дарвина о происхождении человека. И, естественно, базисом и источником для Дарвинской теории она являться никак не может. Кстати, Чарлз Дарвин - богослов по образованию. Закончил богословский факультет Кембриджа, собирался стать священником, переводил Новый Завет с греческого на английский... И только логика научного мышления привела его к вопросу об изменяемости видов.
М. Агранович: Но что-то общее между дарвинизмом и марксизмом все-таки есть?
С. Мамонтов: Да. Сама идея развития.
М. Агранович: С каких пор теорию Дарвина преподают в России?
С. Мамонтов: Еще в царской России, когда церковь рассматривалась как государственный институт, теорию эволюции изучали в университетах, и за это не преследовали. Труд Дарвина был переведен на русский язык уже через два года после его выхода в свет. Могу напомнить, что в христианской Англии ХIХ века работа Дарвина наделела много шума: шли ожесточенные дискуссии между его сторонниками и противниками. Но до суда никто дело не доводил.
М. Агранович: В иске Марии Шрайбер звучит серьезное обвинение: мол, преподавание теории Дарвина ведет к возникновению межрелигиозной вражды. Ваше мнение?
С. Мамонтов: К слову, истец еще утверждает, что естественный отбор означает уничтожение слабых, то есть женщин, детей, стариков. И что все кровопролитные войны ХХ века основаны на эволюционной теории. Это полное непонимание сущности естественного отбора. Что касается межрелигиозной вражды, то изложение материалистической теории в школьном учебнике не имеет к ней никакого отношения. Вспомним: религиозные войны XVI века, которые опустошили Европу, уж никак не основывались на теории Дарвина. Войны вызываются социально-экономическими и вытекающими из них политическими причинами. Ни Чингизхан, ни Тамерлан, ни Наполеон не думали ни о какой эволюции.
М. Агранович: Мария Шрайбер требует запретить преподавание теории Дарвина как доминирующей. Это возможно?
С. Мамонтов: е хотелось бы в это верить. Вы представляете, что после рассказа о появлении живых организмов и их развитии на протяжении сотен миллионов лет учитель-биолог начнет говорить о равноценности библейской версии сотворения мира, объяснять ребенку, что бог сначала отделил свет от тьмы, а на четвертый день создал Солнце?... Или, по мнению Марии Шрайбер и ее отца, в школу должны прийти священники? Это как раз и вызовет межрелигиозную рознь. Другое дело, что школьники должны знать об истории возникновения и развитии основных религий. Это культурологический аспект образования и он безусловно необходим.
Справка "РГ" Сергей Мамонтов заведует лабораторией молекулярной и клеточной биологии Российского государственного медицинского университета, лауреат премии Президента РФ в области образования. Учебник "Общая биология" для 10-11 классов, одним из авторов которого он является, входит в Федеральный перечень школьных учебников с грифом "Рекомендовано". Учебник выдержал уже 7 переизданий и входит именно в тот учебно-методический комплект пособий по биологии для 5-11 классов, который принес авторам президентскую награду.
|
Человек дня |
|
|
|