Upmonitor.Ru - репутационный портал столицы УрФО
СЛУЖБА МОНИТОРИНГА
Как отрастить бороду до груди?
Куйвашев - не властелин яиц
Читайте нас в
>
О проекте Демонстрация Обзор PR Слухи Паблисити Анализ репутаций Архив
четверг, 24 января 2019г.Upmonitor в формате XML! 18+
Человек дня
10.03.2007, 11:42

Учебная революция

Введение двухуровневой системы высшего образования, по словам федерального министра образования, говорит, скорее, о революции в головах сограждан, нежели о реальном изменении системы обучения
Радио "Эхо Москвы-Екатеринбург", Алексей Венедиктов
Алексей Венедиктов: Алексей Венедиктов, добрый день, мы начинаем наш «Разворот», у нас сегодня три темы в «Развороте» будет, но первая тема, это конечно, тема дня, сегодня правительство РФ поддержало законопроект о введении высшего двухуровневого образования, двухуровневой системы высшего профессионального образования, это я министра перебил, и у нас в гостях министр образования Андрей Фурсенко, добрый день. И первый вопрос, когда сегодня пришло это сообщение, и мы с Наргиз готовились, ее вопрос был – а на хрена это надо. А на хрена это надо, Андрей Александрович?

Андрей Фурсенко: Я считаю, что, в первую очередь, это нужно тем, кто учится. У нас сегодня главная проблема – это невостребованность в огромной степени того, что тех, кто учится, и тех знаний, которые они получают, в значительной части у нас обучение в вузах сводится к получению диплома, а не к получению знаний. И конечно, мы должны систему образования построить таким образом, чтобы люди все-таки приходили за знаниями, за умениями, за компетенциями, как угодно это назвать. Но главное – за тем, чтобы они после того, как научились, знали и умели то, что им потребуется в будущей жизни.

А. Венедиктов: Т.е. они заточены на работу? Высшее образование затачивает на работу, да?

А. Фурсенко: На жизнь, на жизнь, затачивает на жизнь, на то, чтобы они, эти знания, эти умения могли использовать в жизни. Я недавно услышал пословицу такую, с одной стороны, может быть и правильную, с другой стороны, довольно горькую, что чем интереснее учиться, тем потом сложнее найти работу. Хотелось бы, чтобы и учиться было интересно, и то, что люди получили в ходе учебы, было востребовано.

А. Венедиктов: Я так понимаю, что сейчас законодательно предлагается закрепить двухуровневую систему образования, т.е. будет такое обучение, что бакалавр, 4 года, плюс магистратура, 2 года, или 5-летнее образование специалиста?

А. Фурсенко: Параллельно.

А. Венедиктов: Параллельно, да, как это было раньше, в советское время, я могу сказать, как недавняя студентка, то, что людей с дипломами бакалавров работодатели воспринимают гораздо хуже, чем людей с 5-летним образованием сейчас на рынке, потому что бакалавров, т.е. люди, которые отучились в университете, в вузе каком-то 4 года, воспринимают как недоучек, потому что до сих пор, как с советского времени осталось такое ощущение, что 5 лет – это полноценное образование, 6 лет – это еще больше, круто. А 4 года, тем более три, как здесь предлагается, это какая-то фигня.

А. Фурсенко: Все-таки мне приятно, что вы, начав разговаривать, начали употреблять все слова, которые вы знаете, в эфире, по крайней мере, достаточно большое. Это не фигня. Во-первых, уж коли мы сослались на советские времена, могу вам сказать, что большая часть людей получала именно 4-летнее образование в советское время, практически все экономическое образование, педагогическое образование, много образования в сфере инженерного.

А. Венедиктов: Поясните, что вы имеете в виду, мы же знаем, что в советское время…

А. Фурсенко: Четырьмя годами.

А. Венедиктов: Было все-таки 5-летнее образование.

А. Фурсенко: Вы знаете, вы очень молодая, а я знаю другое, потому что я чуть постарше, я могу сказать, что в педвузах 5-летнее образование подразумевало, во-первых, получение умения преподавать, скажем, еще на одном языке, например, а, в основном, это была 4-летка. Что касается подготовки экономистов, то, опять же, в тех вузах, в которых не было военных кафедр, а их не было почти по всех экономических вузах, было 4-летнее образование. Это было еще в 80-х гг. В 70-х повально. Но дело не в этом, дело в том, что вообще мы смотрим все время на форму, а надо смотреть на содержание, вообще подходы к образованию должны сегодня принципиально пересматриваться. Должен пересматриваться список специальностей. Раньше ведь как было, возникла необходимость в какой-то конкретной специальности, например, специалист по…

А. Венедиктов: По ракетам.

А. Фурсенко: Не по ракетам, специалист по двигателям коррекции для ракет. И надо такую специальность, и надо по этой специальности готовить с 1 курса до 6-го. А сегодня потребности в специалистах меняются гораздо быстрее, экономика меняется, жизнь меняется очень быстро. Гораздо более гибкая должна быть система подготовки специалистов. Поэтому логика, которая развивается не только в нашей стране, это про нашу страну я скажу особо, эта логика готовит специалистов, которые умели бы, в первую очередь, учиться, держались бы не на конкретных знаниях, потому что эти конкретные знания, они дешевеют, становятся не столь важными очень быстро.

А. Венедиктов: Меняются.

А. Фурсенко: Сравнимо со временем, сравнимо со временем обучения, скажем, через 5 лет вам нужны абсолютно иные знания. И кстати говоря, может быть, первыми почувствовали эту проблему в Советском Союзе, когда начали создавать так называемую физтеховскую систему, когда было разделено получение базового фундаментального образования и подготовка людей, которая ориентирована на конкретные, тогда не знали слово «компетентность», на самом деле, именно на это, не на набор знаний, а на то, что люди умели делать какие-то важные вещи, а главное – умели учиться в процессе своей работы. И эта система, кстати говоря, и тогда была воспринято крайне негативно, крайне отрицательно, вы помните, что первоначально созданный внутри Московского университета физико-технический факультет был из него, от него отторгнут. Эта классическая система образования его отторгла, хотя я и в Советском Союзе, когда жил и работал, и сейчас считаю, что это была одна из самых интересных находок, не во всем применимая, не ко всем применимая, не ко всем специальностям применимая. Я думаю, что, например, подготовка к академическим исследованиям, к академическим знаниям иногда требует такой монопрограммы на пять, может быть, даже на шесть лет. Я думаю, что такой же монопрограммы требуют, может быть, какие-то медицинские специальности. Я не исключаю, что специалисты, например, по каким-нибудь древним языкам, они не могут быть подготовлены, например, за четыре, может, и за пять лет не могут быть подготовлены. Может быть, надо готовить шесть лет, а, может быть, всю жизнь.

А. Венедиктов: Но ведь ваш законопроект, он унифицирует диспозицию.

А. Фурсенко: Нет, он как раз, наоборот, создает гораздо больше возможностей, потому что, во-первых, есть, когда есть два уровня, бакалавр-магистр, на этом переходе от бакалавра к магистру каждый человек может достаточно серьезно изменить траекторию обучения, он может, скажем, получив базовое образование по, например, каким-то гуманитарным наукам существенно перейти, например, в сферу экономики, например, это несколько иной подход. Но если он сумеет сдать экзамены в магистратуру, то он может продолжить свое образование, но по другой несколько специальности, т.е. сегодня такой возможности нет. Сегодня вы должны получать второе высшее образование.

А. Венедиктов: Скажите мне, а вузы, они должны будут выбирать либо системы 4+2, либо 5-летка?

А. Фурсенко: Нет.

А. Венедиктов: Либо это можно комбинировать как-то?

А. Фурсенко: Можно комбинировать.

А. Венедиктов: А кто решает?

А. Фурсенко: Я думаю, и сегодня есть. Во-первых, решает вуз. Сегодня у нас, кто у нас лидеры сегодня по двухуровневому образованию, это Московский университет, 28 специальностей по бакалавриату. С ним может сравниться только Санкт-Петербургский университет. Самое интересное, что МГУ выступает как бы против, а Санкт-Петербургский университет выступает как бы за. Реально по количественным показателям у них сравнимые варианты. И вообще я считаю, что в рамках этого закона академические свободы вузов, свободы выбора правильных траекторий, они расширятся. Они не сузятся.

А. Венедиктов: Нет, просто то, что вы говорите, во всяком случае, частично, это вы говорите о революции в голове больше даже, а не столько в образовании. Т.е. вы говорите о том, что необязательно пять лет сидеть в вузе, чтобы получить этот набор знаний, их можно получить и за четыре года. Да, но это каждый должен решить для себя, ответственно к этому отнестись, сказать – да, я должен освоить знания за четыре года.

А. Фурсенко: Но ему должна быть представлена такая возможность.

А. Венедиктов: У нас была предоставлена такая возможность. Тем не менее, у нас какая была проблема, что четыре года люди отучились, а после этого они хотят продолжить образование, потому что на рынке, как я вам уже говорил, бакалавров не воспринимают как полноценных специалистов. Поэтому дальше им пришлось, им надо было идти в магистратуру. В магистратуре очень ограниченное количество бесплатных мест было. Я могу сказать, что в прошлом году ИСА было одно бесплатное место в магистратуре, одно. А год обучения в магистратуре ИСА стоит 5 тыс. долларов, не каждый себе может позволить.

А. Фурсенко: Насколько я понимаю, год обучения в бакалавриате тоже, наверное, стоит недешево.

А. Венедиктов: Это если платное отделение. А если человек учился на бесплатном отделении, перед ним после того, как он закончил, стоит такая проблема.

А. Фурсенко: А кто вам сказал, что количество бесплатных мест в магистратуре должно быть существенно меньше, чем в бакалавриате?

А. Венедиктов: А как это будет регулироваться?

А. Фурсенко: Это будет регулироваться так же, как сегодня регулируются бюджетные так называемые места, это контрольные цифры, и я, например, моя точка зрения, я буду выступать за это, за то, что в ведущих вузах, ведущих не с точки зрения даже лейбла, а с точки зрения того, какие, насколько востребованных специалистов они готовят, насколько высок рейтинг этих вузов, скажем, не только в России, но и в мире, может быть, количество магистерских мест будет даже, должно быть даже больше, чем мест, бакалаврских мест, потому что, на мой взгляд, магистров должны готовить именно, может быть, только эти вузы. Я думаю, что будут вузы, как раз я считаю, что это нормально, которым вообще магистратуру, может быть, не стоит доверять, по крайней мере, на каком-то этапе. Я представляю себе, что после этих моих слов поднимется еще одна волна, что вообще хотят разбить вузы.

А. Венедиктов: Да, я готов эту волну поднять, между прочим.

А. Фурсенко: Поднимайте. Но, Алексей Алексеевич, ведь, на самом деле, качество подготовки в разных вузах отличается, я думаю, что мы должны ориентироваться в наших каких-то предложениях по модернизации образования, исходя даже не из интересов вузов, а из интересов тех, кто в них учится. И когда человек имеет возможность учиться в том месте, где ему дадут лучшие знания, то это все-таки плюс.

А. Венедиктов: Давайте мы сделаем шаг назад, напоминаю, у нас в гостях Андрей Фурсенко, министр образования, сегодня правительство РФ в целом одобрило законопроект о введении двухуровневой системы.

А. Фурсенко: Уровневой системы образования, подчеркиваю.

А. Венедиктов: Уровневой, хорошо, не двух, многоуровневой, уровневой системы высшего профессионального образования. Я хотел бы сделать шаг назад и вернуться к тому, что говорила Наргиз. Когда я учился, естественно, этого не было, я учился в гуманитарном вузе, а не в физтехе, слава богу, проскочил, так вот, у меня вот какой вопрос. Вопрос первый, черная, белая кость, то, что сказала Наргиз, бакалавры на рынках не воспринимаются, кто такие бакалавры теперь, кто это будут люди, которые закончили и получили бакалавра, но не пошли по каким-то причинам, о причинах мы будем говорить, о возможностях мы будем говорить, кто это люди на рынке?

А. Фурсенко: Это люди с законченным высшим образованием. И весь закон направлен на то, что законодательно человек может, человек, который идет на рабочее место, где написано, что принимаются люди с высшим образованием, он может идти с дипломом как магистра и специалиста, так и бакалавра.

А. Венедиктов: Так, это высшее законченное.

А. Фурсенко: Законченное высшее образование.

А. Венедиктов: Теперь, вы сказали, мне кажется, важную вещь о том, что после этого человек сам решает, продолжать ли ему образование. И как продолжать его, да, или нет. Смотрите, в стране сейчас порядка 7 млн. студентов, тысячи вузов, порядка, плюс-минус, это по прошлому году, Роскомстат. Вы подвергаете довольно жесткой критике…

А. Фурсенко: Некоторые из них.

А. Венедиктов: Некоторые – это сколько в процентах? Какой процент вузов, с вашей точки зрения, приблизительно половина, две трети, готовы уже к магистратуре, преподавать на уровне магистратуры, какой процент вузов лишится такого права, если будет принято ваше предложение?

А. Фурсенко: Точка с карты, я могу сказать, что, по крайней мере, два из иркутских вузов в последнем конкурсе вошли в финал, им очень мало не хватило для того, чтобы стать победителем, одному из них, просто чтобы было.

А. Венедиктов: Некоторые из наших специалистов, да, и поэтому мне всегда казалось, что поэтому в России решили перейти на 4+2, чтобы это было идентичное образование. Приезжает человек на Запад и говорит – у меня 4 года бакалавриатуры, дальше учится в магистратуре. Или приезжает и говорит – у меня магистратура, значит, его там и считают магистром.

А. Фурсенко: Не согласен, не согласен просто с посылом. Я могу сказать, это моя личная точка зрения, если бы все, ради чего мы затевали этот законопроект, это изменение, было вписаться в западную систему, точно я бы этим заниматься не стал. Мне это неинтересно, я считаю, неправильно. Это мое глубочайшее убеждение. Думать надо о другом. Мы сейчас очень много работаем с работодателями. Мы пытаемся понять, почему у нас, по разным данным, вписывается в требование работодателей от половины до трети людей, которые заканчивают вуз, а остальные не устраивают, не отвечают требованиям работодателей, идут работать не по специальности или даже если по специальности, то абсолютно, скажем, несоответствие формально своей квалификации и т.д., почему это происходит. Одна из первых задач, одна из первых проблем, которую мы услышали, она заключается в том, что сегодня сформировать заказ на специалиста, требования к специалисту на 5 лет вперед невозможно. Мы работаем с работодателями, работаем с РСПП, работаем с людьми, которые работают внутри, представляют собой наш бизнес, нашу промышленность, они говорят – мы не можем сформулировать, какой нам специалист потребуется через 5-6 лет. Через два-три – можем. Через 6 – нет. Поэтому мы говорим, что, на самом деле, по-видимому, первый посыл был, надо сформулировать, разбить эту систему подготовки на две части. Первая часть – это базовая система, которая готовит человека, скажем, не на 100% к специальности, а на 90, например. И не к одной зато, а к 10 или к 15, есть общее направление, что человек должен знать, скажем, в области металлургии, какие базовые знания ему необходимы для того, чтобы работать в этой отрасли. А дальше, после этих 4 лет обучения, ему надо, с точки зрения, например, Алексея Александровича Мордашова, скажем, я говорил, ему все равно надо пройти некоторые ступени рабочих профессий. Он говорит – настоящий металлург, он не может стать таковым, не пройдя через некоторые рабочие специальности.

А. Венедиктов: Для этого же практика существует в вузах.

А. Фурсенко: Вы знаете, практика практике рознь, на самом деле, спросите любого ректора сегодня, и он вам скажет, что хороший студент сегодня после третьего курса в вузе не появляется. Он сидит на рабочем месте. Он сидит на рабочем месте, это я не буду называть фамилии, потому что они мне не давали такого разрешения, но в разговорах, наверное, если вы поговорите с кем-нибудь, они вам скажут, что нормального студента, хорошего студента, с тем, чтобы взять его к себе на работу, ты уже после третьего курса не найдешь. Они все разошлись по рабочим местам и работают. Работают, конечно, на более простых вещах, продолжают учиться, но уже они сами выбирают, что учиться, им надо дать такую возможность выбрать себе, чем надо учиться дальше. Так вот, логика этой системы, 4+2, как раз заключается в том, что на начальном этапе дать эти фундаментальные основы, а дальше, если человек чувствует в себе силы и желание, он может продолжить обучение, но уже по более четко выбранному направлению, еще два года, если по каким-то причинам очень хочет все-таки оглядеться, одуматься, оценить свои возможности, он может пойти поработать, потом взять эти два года. Я хочу сказать, что этот разрыв, он не является критическим, ведь ни у кого не вызывает вопроса то, что человек, закончив, например, 5 лет, какое-то время работает, потом идет в аспирантуру. Давайте примем для себя, что сегодня система образования, она более сложная, она вообще должна быть нацелена на то, что человек должен учиться всю жизнь. И эти этапы, когда человек учится, работает, снова учится, снова работает, их, может быть, не два, не три, а гораздо больше.

А. Венедиктов: Секундочку, это мы слышали. Теперь вернемся, люди получают определенное образование, часть из которых можно использовать в военной профессии, бакалавра, после бакалавриата, часть, которую нельзя использовать. Значит, какой смысл государству три года обучать человека, чтобы…

А. Фурсенко: Четыре.

А. Венедиктов: Четыре, хорошо, три-четыре года обучать человека, чтобы за те полтора года службы в армии, он растерял эти навыки, вы сами говорите, знания меняются очень быстро, еще плюс год, они опять поменялись.

А. Фурсенко: Во-первых, если знания базовые, знания базовые, то они не меняются, как раз именно этому и служит бакалавриат. А во-вторых, многие люди, которые пойдут учиться в бакалавриат, отслужат армию «до», насколько я понимаю, в-третьих, еще раз говорю, это все-таки разные вещи, вопрос реформы образования и вопрос ухода от армии.

А. Венедиктов: А вообще-то вы считаете, вузы успеют перестроиться на новую систему до сентября? Если закон их… нет?

А. Фурсенко: С 1 сентября будет предоставлена возможность вузам выстраивать новую систему. Это не значит, что все они должны немедленно перестроиться. Как я уже сказал, те вузы, которые учили ребят, они будут продолжать учить. Более того, я думаю, что часть вузов будет продолжать работать по созданным, по сформулированным профессиям. Если мы увидим вместе с вузами, что мы не успеваем создать стандарты системы для всех, то я думаю, что будет создан переходной период. Наша задача – к 2010 году вписаться в Болонский процесс. Эта задача подразумевает, что к этому времени уже точно должна быть сформулирована та группа специальностей, которая требует моноподготовки, и специальности и стандарты, которые требуют двухступенчатой подготовки, это бакалавр и магистр. Никакого страшного спеха и попытки немедленно, с 1 сентября 2007 года жестко перейти на новые рельсы, не будет, этот переходной режим еще только должен быть прописан.

А. Венедиктов: Вы говорите, как будто это какая-то волшебная палочка, новая реформа, модернизация, назовем это модернизацией.

А. Фурсенко: Нет, это не волшебная палочка, это не волшебная палочки, это внешний заказ. Я напомню вам старую сказку, которую мы все знаем, сказку о Золушке, когда какими-то страшными усилиями старшая сестра надела на себя туфельку, и король говорит – я точно вижу, что это не тот человек, что же нам делать. Учитель танцев сказал – танцевать. И когда они начали танцевать, туфелька очень быстро слетела. Нам надо, на самом деле, переходить к тому, чтобы главные требования к тому, что должен знать, уметь человек, который выходит из вуза, предъявлял работодатель. Понимаете, если мы к этому перейдем, коррупция сведется на нет, и никакими драконовскими методами с коррупцией, я думаю, успешно побороться не удастся, независимо от того, кто этим будет заниматься.

А. Венедиктов: Спасибо большое, я напоминаю, в дневном «Развороте» был Андрей Фурсенко, министр образования и науки РФ, мне кажется, что за тяжелыми словами о введении уровневой системы высшего профессионального образования таится процесс, который затронет всю Россию, потому что вопрос модернизации образования – это всегда один из самых главных вопросов, насколько страна становится конкурентоспособной. Вопрос о том, как обстоит дело с творческими вузами, Андрей, у вас 5 секунд.

А. Фурсенко: С творческими вузами, как раньше обстояло, и с точки зрения приема в них, будут специальные творческие экзамены, с точки зрения программ, там, где это требуется, будут сохраняться монопрограммы. Там, где не требуется, будет та же самая двухуровневая подготовка.


Человек дня
 : От театральных отношений может разорваться сердцеИнтервью с

От театральных отношений может разорваться сердце

Последнее интервью покойного актера

 : У Натальи Васильевой не было доступа к материалам дела Лебедева-ХодорковскогоИнтервью с

У Натальи Васильевой не было доступа к материалам дела Лебедева-Ходорковского

Председатель Хамовнического райсуда Москвы рассказал правду о приговоре по второму делу ЮКОСа

Сечин Игорь: За ЮКОСом тянутся не просто нарушения, но тягчайшие уголовные преступления — убийства, истязания, шантажИнтервью с Игорем Сечиным

За ЮКОСом тянутся не просто нарушения, но тягчайшие уголовные преступления — убийства, истязания, шантаж

Могущественный вице-премьер заявил The Wall Street Journal, что в деле Ходорковского не было никакой экспроприации бизнеса

Васильева Наталья: Приговор Михаилу Ходорковскому был написан судьями МосгорсудаИнтервью с Натальей Васильевой

Приговор Михаилу Ходорковскому был написан судьями Мосгорсуда

Откровенное интервью о деле ЮКОСА "Газете.ru" помощника суда Хамовнического района

Максимов Николай: Лисин - он живой, юморной, вызвал довериеИнтервью с Николаем Максимовым

Лисин - он живой, юморной, вызвал доверие

Задержанный в Москве торговец вторчерметом Николай Максимов занимается голодовками и борется с первым олигархом из списка Forbes

Волочкова Анастасия: Да что такое вообще, ваша партия?! Я сама больше, чем партия!Интервью с Анастасией Волочковой

Да что такое вообще, ваша партия?! Я сама больше, чем партия!

Балерина решила покинуть ряды "Единой России"

 : Я сломал вам жизнь, Валентина Алексеевна!Интервью с

Я сломал вам жизнь, Валентина Алексеевна!

Первый пресс-секретарь Бориса Ельцина нарушила свое двадцатилетнее молчание

Лента заявлений
24/01/2019
Евгений Куйвашев

"Будет не менее 12 яиц!"

Митрополит Кирилл

"Молимся, как можем"

Ольга Глацких

"Благодарна, что не "сдал" меня"

Паблисити
«И поэтому, дорогие ребята…» «И поэтому, дорогие ребята…»
Медийные итоги публичных персон Урала в ноябре - по версии ЮПИмонитор
Ждем-с... Ждем-с...
Медийные итоги публичных персон Урала в октябре - по версии ЮПИмонитор
Обзор PR

Кто-то везде грязь найдет...Кто-то везде грязь найдет...

Медийные итоги 2018 года - по версии ЮПИмонитор

На слуху
Багаряков уйдет на север Багаряков уйдет на север
Его прочат в политтехнологи президентского штаба по СЗФО
"Завтра ждем ареста"
Кто в Нижнем Тагиле такая борзота?
Ройзман подписи и не собирал Ройзман подписи и не собирал
А влип Переверзев


сальниковые компенсаторы


неразрушающий контроль


закладные детали


металлорукав


резервуар ргс


резервуар рвс


сильфонные компенсаторы


О проекте | Наши услуги | Реклама | Работа | Карта сайта
© 2001-2019 г.г. Администратор домена - агентство ЮПИмонитор (Agency UPmonitor.ru Ltd)
Св-во о регистрации СМИ ИА №ТУ66-01098, выдано управлением Роскомнадзора по Свердловской области 29 декабря 2012
г. Екатеринбург, 620075, ул. Пушкина, д.4, офис 1 office [енотовидная собака] upmonitor.ru
Генеральный директор и главный редактор Худяков Эдуард Валентинович
В электронном архиве мониторинга офф-лайновых СМИ - данные ИАА "Урал паблисити монитор"
Администрация портала UPmonitor.ru не несет ответственности за достоверность публикаций СМИ, находящихся в электронном архиве

Rambler's Top100