Газета "Коммерсант",
: окупка Александром Мамутом и Эндрю Полсоном кириллической части сервиса онлайновых дневников LiveJournal ("Живого журнала", ЖЖ) наделала в прошлом году много шума. За русский ЖЖ (сейчас в нем около 950 тыс. дневников, в которых делается 50-70 тыс. записей в день) предприниматели заплатили $5 млн, планируя вернуть и приумножить эти деньги с помощью компании Sup-Fabrik ("Суп") и рекламы. Эти меркантильные планы вызвали протест у пользователей ЖЖ. О текущей ситуации в блогосфере в частности и в интернет-бизнесе в целом спецкорреспондент "Денег" Алексей Ходорыч побеседовал с известным сетевым деятелем Антоном Носиком, который участвовал когда-то в создании ресурсов "Лента.ру", "Газета.ру", "НьюсРу.ком", "Вести.ру", а сейчас возглавляет службу блогов компании "Суп".
После появления компании "Суп" блогеры заговорили о руке Кремля, ужесточении цензуры и т. д. Что происходит?
Антон Носик: Было определенное непонимание происходящего. Если бы в результате сделки серверы русскоязычного ЖЖ оказались физически на территории РФ, под российской юрисдикцией, это могло бы поставить авторов и комментаторов дневников под контроль тех госорганов, которые в России надзирают за интернетом и СМИ. Однако никакого переноса серверов в Россию сделка не предусматривала, как и никакого нашего контроля за содержимым дневников. Но некоторым пользователям мало было наших обещаний, им нужно было время, чтобы убедиться в этом на практике. Сегодня, спустя полгода после объявления о сделке, тема, надеюсь, закрыта. Мы прилагаем большие усилия, чтобы сделать кириллическую часть ЖЖ удобнее и функциональнее, дополняя блоговую платформу новыми возможностями, каких нет в заокеанском LiveJournal.
: Разрешит ли "Суп" популярным блогерам размещать в своих блогах рекламу?
А. Носик: В правилах сервиса LiveJournal действительно прописан запрет на продажу и размещение баннеров в пределах отдельных дневников, за соблюдением запрета конфликтная комиссия в прежние годы следила более или менее строго. Но этот запрет был логичен и актуален до начала 2006 года, поскольку преследовал понятную цель -- сохранять особый статус ЖЖ как "сервиса, полностью свободного от рекламы". На этот статус, как известно, посягнули сами создатели и владельцы LiveJournal, когда начали размещать рекламу на сервисных страницах и в дневниках "улучшенного" типа. Мое личное ощущение: запрет этот морально устарел. Но нежелание владельцев сервиса превращать ЖЖ в рекламную помойку, где в каждое сообщение френд-ленты автор пихает анимированные баннеры, я тоже понимаю. Поэтому процесс отмены запретов идет постепенно, с оглядкой на экологию сообщества. Но рекламу, кстати, можно спокойно размещать и сейчас. В правилах ЖЖ сказано, что никому из пользователей не возбраняется продвигать с помощью своих дневников те проекты и бизнесы, которые им принадлежат, ими созданы или поддерживаются. Такая реклама в интернете рассматривается как частные объявления владельцев журналов.
: Говорят, что блогеры -- это журналисты нового типа. Способен ли ЖЖ повлиять в ближайшее время на рынок СМИ?
А. Носик: Перемены действительно происходят, и одна из них заключается в появлении новых способов распределения читательского внимания. Например, человек читает авторский блог популярного журналиста, а не газету, в которой тот работает. Такие факты уже есть. И читатели сами формируют свою личную газету из таких вот авторских блогов. Это, собственно, и есть Web 2.0 -- система формирования и создания ресурсов под свои личные потребности. Но если рассматривать глобальные тенденции, драматических перемен не предвидится. Человека, который не умеет писать или пишет скучно, в блоге читать не станут. А автор, который пишет интересно, и в блоге найдет читателей, и в газете.
Примерно 36% блогеров, которые считают себя интернет-журналистами, в основном работают колумнистами. Встречаются, конечно, и репортажи, и даже расследования, но если говорить о типичной статье блогера, то никакой серьезной работы при сборе материалов для ее написания, как правило, не проводится. Конечно, нередко в блогах появляется уникальная информация: например, от свидетелей и участников тех или иных событий. Тут можно вспомнить сообщения Салама Пакса из Багдада накануне американского вторжения, ЖЖ Елены Скочило из Бишкека времен "тюльпановой революции" (пользователь morrire), дневники очевидцев наводнения в Новом Орлеане. Такие сообщения блогеров охотно перепечатывали ведущие мировые информационные агентства и газеты. Да и что им еще оставалось делать? Традиционные СМИ и блогосфера дополняют друг друга. Что до рыночного аспекта, то реклама в блогах, конечно, будет расти опережающими темпами, как и интернет-реклама в целом. Однако традиционным СМИ ничто не мешает зарабатывать на этой тенденции, интегрируя пользовательский контент в свои серверы, как многие уже сегодня делают.
: Вам, конечно же, известна точка зрения президента компании IBS Анатолия Карачинского, который считает, что в скором времени информационные ресурсы интернета разделятся на две большие части -- информацию бесплатную, "мусорную" и на качественный контент с платным доступом.
А. Носик: Я не вижу никакого противоречия между этими моделями: одни покупают человеческое внимание, другие зарабатывают на абонентской плате за доступ к информации, третьи делают и то и другое. Грубо говоря, есть бесплатное телевидение, которое живет за счет рекламы, а есть кабельные каналы. Или -- есть Microsoft, продающий свои продукты за деньги, а есть Google, который позиционирует себя как поставщик бесплатных сервисов, концепция веба как платформы, где даже текстовый редактор можно использовать дистанционно. В то же время у Microsoft постоянно появляются бесплатные продукты и сервисы (броузер, портал MSN, HotmaiL, клиент для блогов), а Google вовсе не отказывается от дополнительной платы за улучшенный сервис (например, PicasaWeb или Google Earth). Но если отделить медийный бизнес от сервисного, то магистральное направление роста и развития -- это охота за вниманием потребителей. В наши дни это внимание очень дорого стоит, поэтому, конечно, продавцы информации займут в основном специализированные ниши, а также сектор B2C.
: Если говорить об интернет-бизнесе в целом, каков здесь ресурс для развития? Вот есть шесть основных направлений: рекламные доходы, продажи с использованием интернета -- E-commerce, платные сервисы, платежные системы, казино и многопользовательские игры. Мы говорили пока лишь о рекламе и платных сервисах, а что по остальным направлениям?
А. Носик: E-commerce стабильно растет год от года, торговать через интернет можно и в сегодняшней России. Даже с учетом того, что основная форма оплаты тут -- наличными курьеру. С музыкой -- особая ситуация. Мировые мейджоры на первый взгляд настроены серьезно, рвут и мечут, привлекают американское правительство, угрожают не пущать страны с высоким уровнем пиратства в ВТО, вводят файловые стандарты, ограничивающие возможность копирования и многократного прослушивания файлов, но рынок движется понятно в какую сторону. Можно убить Napster, разорить Kazaa, засудить allofmp3.com, но проще и выгоднее пойти навстречу слушателям, чем защищать нереалистичные цены с помощью милиции. Поэтому за кулисами всех этих боданий между лейблами и пиратами (а также между лейблами и ведущими магазинами цифровой музыки) идет самая обычная торговля: по какой цене и на каких условиях музыка будет продаваться в дальнейшем. Когда сам Стив Джобс, возглавляющий самый крупный в мире магазин iTunes, торгующий цифровой музыкой, говорит, что система DRM (обеспечивает контроль за прослушиванием купленных мелодий) ему самому жутко не нравится и пора бы ее отменить, то понятно, что нам скоро предъявят какие-то новые модели продаж. И те самые мейджоры, которые будто бы стоят насмерть за статус-кво, сами же и придумают новые условия игры, сами же на них заработают.
В сфере интернет-аукционов какого-то революционного прорыва на русском рынке я, увы, не вижу. Пока у российских проектов не появится надежной системы гарантирования, они будут оставаться просто удобной витриной для частных объявлений, но не станут такой социально значимой торговой площадкой, как eBay у них или доски объявлений Auto.ru у нас. Я, например, ежемесячно оставляю на eBay сотни долларов, а вот пользоваться, например, "Молотком" у меня пока нет резонов.
Платежные системы в интернете -- это просто инфраструктурный сервис, работающий на проценте. Проектов здесь очень много, но по факту тягаться с WebMoney и "Яндекс-Деньгами" вряд ли кто-то в состоянии. Есть проблемы с законодательством, есть консерватизм ведущих кредитных систем в отношении русского интернет-рынка, но это вопросы технические, и вроде бы до сих пор эти проблемы не оказывались летальными для развития платежных систем в рублевой зоне. Я не предвижу появления в этой нише новых заметных игроков.
Что до онлайновых казино, то Эльдорадо тут, похоже, заканчивается, гайки закручиваются. В желающих регулировать эту сферу нет недостатка ни у нас, ни в Америке, ни в ЕС. Понятно, что азартных людей в сети от этого не убавляется, кто-то должен им помогать расставаться с деньгами играючи. Но основная масса денег на этом рынке будет, наверное, оборачиваться подпольно, как в порнухе и спаме.
Что касается многопользовательских игр, то это очень лакомое и перспективное направление с кучей бизнес-моделей -- от традиционной тут абонплаты и торговли артефактами до продажи модульной рекламы внутри игрового мира. По сути, ролевые игры -- это сильнодействующий виртуальный наркотик, игровая зависимость очень сильная, и люди тратят любые деньги на свою аддикцию. При этом не просматривается решительно никаких признаков того, что кто-нибудь захочет регулировать ролевой бизнес под предлогом заботы о здоровье публики, ведь аддикция тут не медицинская, а чисто социальная, поведенческая. Следовательно, этот рынок будет расти и процветать.
: Но ведь наряду с игровой зависимостью существует и интернет-зависимость, а блоговые сервисы, с которых мы начали разговор, прямо способствуют тому, чтобы люди тратили на ведение своих дневников и чтение чужих все больше времени, подчас буквально забывая про все на свете. Разве это не наркотик?
А. Носик: Предметом обсессии в самом деле может являться что угодно: и азартные игры
, и компьютерные, и филателия, и блогинг. Но есть одно принципиальное различие. Для самого бизнеса многопользовательских ролевых игр процесс ухода участника с головой в виртуальный мир является необходимым условием извлечения доходов. Для бизнесов, связанных с блогами, будь то хостинг, реклама или дополнительные сервисы, степень увлеченности пользователей процессом ведения дневника не имеет принципиального значения. Тратит человек на свой блог десять часов в день или десять минут -- это не сказывается ни на его аудитории, ни на возможных способах ее "монетизации". Даже если бы кто-то попробовал на блогхостинговой платформе построить такую "доилку" пользователей, которая кормит игровой бизнес (с предложением каждую минуту докупать для своего блога фишки, финтифлюшки и другие какие-нибудь артефакты), эта "доилка" не принесла бы серьезных денег.
: Тем не менее многие пользователи все чаще задумываются об опасностях блогинга.
А. Носик: Они реальны. В блогосфере и люди, и организации становятся прозрачными, причем быстрее, чем начинают в полной мере отдавать себе в этом отчет. Сегодня той или иной степенью прозрачности обладают десятки миллионов человек и сотни тысяч бизнесов по всему миру. В умелых руках эта прозрачность может служить мощным оружием промышленного шпионажа, и любому предпринимателю необходимо сознавать, чем это оружие может быть ему опасно или полезно.
: Другими словами, вы рекомендуете предпринимателям регулярно читать блоги своих конкурентов и не слишком много болтать в блогах собственных?
А. Носик: Ну да, при умелом подходе много чего интересного узнать можно. Даже я черпаю из ЖЖ массу информации о разных корпорациях, которая для моих глаз совершенно не предназначена, хотя никаким бизнесом, кроме как "Супом", я не занимаюсь. Тем не менее иногда делаю интересные выводы о корпоративной динамике не из постов даже, а вовсе из комментариев.
|