Радио России,
: Гость программы - начальник Управления развития рынка доступного жилья Федерального агентства по строительству и ЖКХ Сергей Вячеславович Баринов.
Вы начальник Управления развития рынка доступного жилья и этим вопросом занимаетесь профессионально. А у нас вообще в стране есть рынок доступного жилья?
Сергей Баринов: Безусловно, рынок есть, в том числе и рынок доступного жилья. Здесь, очевидно, нужно говорить о категориях граждан, которые установлены федеральным законодательством и которым государство оказывает достаточно существенную поддержку в случае приобретения ими жилья или решения жилищной проблемы. Эти категории достаточно многочисленны; это и вынужденные переселенцы, и уволенные со службы и увольняемые в запас военнослужащие, это и северяне, и ветераны, инвалиды, это молодые семьи, то есть эти категории достаточно многочисленны.
: Сергей Вячеславович, существует ли какая-нибудь статистика, из которой мы можем узнать, сколько вообще государство тратит сегодня на оказание помощи категориям граждан, о которых Вы сказали?
С. Баринов: Безусловно, это и статистика, и достаточно точные цифры, которые утверждены правительством Российской Федерации. Во-вторых, это средства, которые выделяются в бюджетах субъектов Федерации и муниципальных образований. Если говорить о федеральном уровне, в 2006 году в рамках реализации Федеральной целевой программы «Жилище», цели которой мы обсуждаем, то есть на помощь указанным категориям граждан, установленным федеральным законодательством, было затрачено порядка 21 миллиарда рублей.
: Это очень большая сумма. На ваш взгляд, этих денег хватает, чтобы в России жилье стало действительно доступным?
С. Баринов: Конечно, нет. За один год проблему, которая накапливалась годами, безусловно, решить невозможно, и людей, которым нужна поддержка, значительно больше, но тем не менее очередной этап реализации программы рассчитан до 2010 года. И если цели, поставленные в ней, не будут достигнуты, очевидно, при достаточном обосновании она будет пролонгирована.
: Если все-таки события будут развиваться по оптимистическому сценарию и цели будут достигнуты до 2010 года, как будет выглядеть ситуация в этом случае?
С. Баринов: Я не буду говорить об оптимистическом прогнозе, потому что цели наверняка не будут достигнуты, да и, собственно говоря, не ставится такая цель ни в национальном проекте, ни в федеральной целевой программе - до 2010 года полностью решить жилищную проблему. Вы помните, у нас были в свое время в истории различные программы обеспечения граждан жильем...
: Это из разряда "пятилетку в четыре года"?
С. Баринов: Да, пятилетку в четыре года и так далее, однако ничего из этого не сработало. Нужно планово и достаточно масштабно решать проблему, на что сейчас в общем-то мы и нацелены поручениями, указаниями, которые даны со стороны президента Российской Федерации и правительства.
: Если я Вас правильно понял, к 2010 году ситуация изменится, но не кардинально?
С. Баринов: Говорить о том, что в 2010 году мы полностью решим жилищную проболему, я бы не стал.
: Естественно, я не думаю, что на самом деле программа, о которой Вы говорите, ставит своей целью полностью решить жилищную проблему. Но, возможно, речь идет о каких-то, скажим так, системных изменениях?
С. Баринов: Безусловно. Дело в том, что уже нарабатываются такие механизмы и рычаги помощи гражданам, как Государственный жилищный сертификат. Эта программа достаточно давняя, но тем не менее есть еще огрехи в нормативно-правовой базе, есть ряд документов, которые противоречат друг другу, тем более что в 2006 году был утвержден единый заказчик по всем категориям граждан. Если раньше достаточно большая часть министерств и ведомств занималась теми или иными категориями, например, Минобрнауки занимался молодыми семьями, Федеральная миграционная служба - вынужденными переселенцами, Минэкономразвития - северянами и так далее, сейчас все эти категории граждан, которые требуют государственной поддержки, переданы единому государственному заказчику - Федеральному агентству по строительству и ЖКХ.
Часть принимаемых постановлений требуют определенной доработки. Закон не работает в один день, он должен оттачиваться с опытом, который приходит, нарабатывается. Поэтому, если говорить о государственных жилищных сертификатах, эта система зарекомендовала себя с хорошей стороны, но тем не менее она еще требует детальной проработки.
Есть и другие способы решения жилищной проблемы: это и предоставление субвенций на уровень субъекта Федерации и муниципалитетов для решения проблем с ветеранами, инвалидами, семьями, которые имеют детей-инвалидов. Есть форма свидетельства, которую получают молодые семьи и используют эти средства на первоначальный взнос в случае оформления ипотечного кредита. Есть ряд форм, которые достаточно интересны, но которые начали отрабатываться, и тут есть, на самом деле, над чем поработать.
|