Радио "Маяк", Маг. "Панорама"
Маг. "Панорама": Поток людей в России, которые увлекаются военной историографией, не уменьшается. Об этом "Маяку" заявил директор Государственной публичной исторической библиотеки Михаил Афанасьев.
Михаил Афанасьев: Во всяком случае, поток таких людей не уменьшается. Он стабилизировался где-то в 80-е годы, и с тех пор эта тема и как исследовательская тема, и в любительском чтении, она постоянно присутствует. Парадокс коллекций книжных в том, что, читая даже одну книгу, вы даже будете читать, я буду читать, мы найдем разные вещи. И более того, читая в разное время, мы найдем разные вещи. Вот из того, что мне кажется, есть интересного и незаслуженно забытого, я бы вспомнил книгу Некрича «Июнь 1941 года», которая была в 1960-е годы изъята из библиотек, как идеологически вредная. И которая является одной из самых правдивых и самых серьезных книг, посвященных началу Великой Отечественной войны.
Маг. "Панорама": В последнее время что-нибудь любопытное поступало?
М. Афанасьев: Сейчас идет довольно много публикаций. Они любопытны тем, что они по-новому рассматривают войну. Они дают возможность увидеть ее не как глобальный процесс, а как место, где люди жили, где они воевали, где они как-то решали свои проблемы на оккупированных территориях, где перед ними был вполне человеческий выбор. Это взгляд со стороны повседневности на войну, он совершенно по-другому выстраивает образ войны даже в литературе?
Маг. "Панорама": Мы с вами говорили о том, что сейчас как бы происходят взаимонаправленные процессы. С одной стороны, война и все что с ней связано мифологизируется, а с другой стороны появляется как бы много новых источников, открываются архивы. Как это сочетается?
М. Афанасьев: Это все результат того, что мы находимся в очень драматический момент, если говорить о истории войны. Война перестает быть частью жизни общества, жизни людей. Потому что новое поколение, сейчас уже молодежь, у них прадедушка участвовал в войне. Вы можете себе представить. Это время так далеко для них существующее. Но исследователи, пришло новое поколение исследователей, которые берутся за эту тему, не обремененные личным участием. У них гораздо меньше эмоционального отношения к ним. И соответственно они видят те же самые факты уже под другим углом.
И плюс еще, конечно, идеологическая модель, которая существовала раньше по отношению к тому, как изображать войну, она тоже влияла, и сейчас она на это не влияет.
Маг. "Панорама": Сегодня все газеты пишут о войне. И некоторые пытаются вбросить какую-то сенсацию или псевдосенсацию. Не так давно появились публикации, вы, наверное, читали, секретных якобы материалов, добытых глубоко мной почитаемым Владимиром Карповым. На книгах «Взять живым» я просто вырос. Информация о том, что якобы в 1942 году Сталин предлагал Гитлеру некое сепаратное соглашение и чуть ли ни предлагал ему стать союзниками в войне против Великобритании и США. Я не знаю, правда это или нет, естественно, но много ли белых пятен и мифов в истории войны?
М. Афанасьев: Мифов гораздо больше, чем белых пятен. Белые пятна есть, но они связаны, скорее, с частностями. И вот такие революционные открытия, я не думаю, что в ближайшее время будут. А если будут, то они будут основываться не на документальных источниках. В лучшем случае, на неверной интерпретации тех источников, которые есть. Как это бывало, например, по поводу начала Второй Мировой войны и нашей Отечественной войны.
Что касается мифологизации, то, конечно, это все постепенно ставится некоей сказкой для кого-то романтической, для кого-то драматичной. Но люди начинают пользоваться просто, эксплуатировать интерес к войне, который традиционно воспитывается в нас в обществе.
Маг. "Панорама": Интересно так совпало, что как раз в эти дни в России развернулась дискуссия вокруг принципов преподавания истории в средней школе, вы, наверное, знаете. Разнобой здесь сейчас полный. Министерство образования одобрило более 8 десятков учебников. Вы могли бы дать какие-то рекомендации на этот счет? У вас своя точка зрения на это есть?
М. Афанасьев: Моя точка зрения - это моя личная точка зрения. Я сторонник того, чтобы у учителя была свобода выбора в решении того, как и на каких материалах преподавать тот или иной исторический, рассказывать о том или ином историческом периоде. Здесь я вполне верю и в компетентность и в серьезность самих учителей.
И это в начале 1990-х годов на самом деле у нас было и дало очень интересный результат. У нас просто были очень хорошие ребята, приходили из школ, которые уже с самого детства понимали, как работать с источниками, что искать в источниках.
|