Upmonitor.Ru - репутационный портал столицы УрФО
СЛУЖБА МОНИТОРИНГА
Как отрастить бороду до груди?
Яйца Куйвашева произвели фурор
Читайте нас в
>
О проекте Демонстрация Обзор PR Слухи Паблисити Анализ репутаций Архив
суббота, 19 января 2019г.Upmonitor в формате XML! 18+
Человек дня
01.08.2007, 10:57

Война казны и мира

Писатель, академик РАО, председатель Российского детского фонда считает, что семейные детские дома могут реально помочь решить проблему сиротства и призывает законодателей быстрее принять внятный закон на этот счет
Газета "Известия", Газ. "Известия"
Газ. "Известия": Всю свою жизнь и все свои книги - а последние двадцать лет, создав и возглавив Детский фонд, особенно глубоко и пристрастно - Альберт Лиханов посвятил детству. Сейчас в России 750 тысяч несовершеннолетних сирот, из которых около 500 тысяч живут в семьях родственников, а четверть миллиона - в государственных сиротских заведениях. "Известия" публикуют материал Альберта Лиханова, в котором он рассказывает о том, как можно решить проблему сиротства.

Альберт Лиханов:

Собственный — Детского фонда — мониторинг, который он ведет с 1988 года (следующего за годом своего создания), показывает: за эти летa в сиротство выпали — точнее, опрокинулись — 1 миллион 700 тысяч детей, а из них почти миллион уже вышли из детских лет. И где они, что с ними — статистика не ведает. Лишь по отдельным историям можно, с большой, впрочем, долей уверенности, установить: многие и очень многие повторяют беспутность своих родителей, слабость внутренней, духовной защищенности, склоняются к пьянке, наркотикам, преступлениям. "Помогает" и государство: взращенные казенками до совершеннолетия, многие, выйдя во взрослый мир, не имеют крыши над головой, а не имея профессиональной подготовки, работы, родственной души, теряют смысл жизни.
Хочу сказать сразу и со всей определенностью: я не противник государственных сиротских заведений — напротив, особенно сейчас, когда существует установка — в короткие сроки раздать гражданам 70 000(!) детей из этих учреждений, и детдома и интернаты для сирот закрываются в массовом порядке. Но об этом — чуть позже.
 

Сиротство — зеркало страны

Для меня давно более чем очевидно: дети, особенно их беды, — чистое зеркало, в котором отражаются мир, страна и народ, его состояние, да и вообще — сущность. Мониторинг Детского фонда, на который я сослался, свидетельствует: сиротство как социальный фактор был в Советском Союзе, есть он и в новой России, как сохранился и в странах СНГ. Главный мотив сиротства прежний: редко — гибель родителей, часто — их тяжелое пьянство, родительские преступления, в результате которых они оказываются в колониях. Из новых примет: низкая профессиональная готовность родителей к новой жизни; увольнения и безработица; бомжатничество как социальное явление; наркомания взрослых; мнимые детские свободы, когда, попрошайничая в большом городе, можно за пару дней собрать столько же, сколько получает бабушка-опекун за месяц в качестве пенсии. И свобода — не ходить в школу, не слушать учительских нотаций. Словом, по-детски понятая и принятая воля, идущая еще от времен "Республики ШКИД" и "Путевки в жизнь".
Бедный богатого не разумеет
Но и это — еще присказка. Сказку же можно обозначить словами "духовное единство" и "моральные ценности". Смею утверждать: у нас нет ни того, ни другого. Люди разобщены. Нет идеи, их соединяющей, хотя бы на уровне отношения к собственным детям. Лозунг советских времен, во многом в ту пору реально осуществленный (и это надо признать), — "дети — наш единственный привилегированный класс" сейчас утратил всякий смысл. В лучшем случае дети обращены в раздел частной собственности. Состоятельные родители "инвестируют" в своих детей накопленные средства, возят их в частные детские сады, потом в частные школы, обучают языкам за границей, лечат — на дополнительные средства — у особых специалистов, "организуют" хорошие аттестаты и дипломы, нормой стали не только платные западные университеты, но и "обычные" лагеря и летние школы в кругу своих "одноклассовых" сверстников где-нибудь, например, в Швейцарии. Родители таких детей применительно к детям иных, скажем мягко, социальных групп местоимение "наши" не применяют.
Увы, увы, сближения здесь не предвидится. Дети бедных — не ровня, с ними не следует общаться, от них нечему научиться. Но, господа! Мы это уже проходили! И не только мы! Зачем возвращаться в этот социальный зоосад, где человек человеку — враг и бедный богатого не разумеет? Что-то мы знаем о разлагающем смысле чьих-то прибылей, рождающих чью-то бедность. Чего-то не знаем. Но вполне очевидна разлагающая их суть, и разрушает она те самые моральные ценности, которыми была сильна Россия.
"Не тот ребенок, подберите другого"
Межчеловеческие, личностные отношения возникают именно в детстве. Урок зла, выученный в нежном возрасте, открывает ворота во зло, а урок добра обучает добру и в ответ откроет добро. Но у нас, в фонде, что ни история, то беда — непоправимая даже в самом благополучном взрослом итоге. Ну, вот, к примеру: сожитель убивает топором мать на глазах у пятилетнего несмышленыша, и у него никого больше. На кого ему надеяться и рассчитывать — на воспитателей в детском доме? Но они, пусть самые добрые, приходят на работу по сменам — придут, уйдут, и, как ни стараются — а это далеко не везде и не всегда, — разве мать заменят? И вот тянется этот хилый человечек, бледный, как картофельный росточек в подвале, улыбается беззащитно, влечется — к своим, к чужим, — ведь дитя всегда надеется на лучшее, а ему — раз, раз! — по душе. Или обзовут сиротой, беспризорщиной, или — хуже того! — возьмут в дети, а узнают, что у него энурез, и обратно в детдом: мол, не тот ребенок, подберите другого. Одоление боли, посеянной в детстве, одиночестве, никомуненужности, — тягостный труд, и самое пустое в его оценке — уповать только на воспитателей, на деньги, которые дает государство, чтобы одеть, обуть, накормить, выучить и вылечить маленького изгоя. Именно что весь мир к ним должен быть обернут. Почему о милости к падшим, в том числе падшим в детстве и не по своей воле, предпочитает не говорить школа? И семья! В лучшем случае бабушка, а то и прабабушка что-нибудь произнесет назидательное — да кто этих бабушек сегодня чтит по-настоящему-то, всем сердцем! В лучшем случае: "Молчи, старая, ты из другой эры!"
 

День ангела для беспризорника

Повидав — и повидав немало — в домах ребенка, детских домах и школах-интернатах, создав систему семейных детских домов, получил я года два назад письмо от о. Амвросия, настоятеля храма великомученика Никиты из Павло-Посадского района Московской области. Просил он о помощи, но прежде сердечно и с любовью рассказал о судьбах детей, которых он принял в приют при своей церкви. Мы помощь быстро собрали, поехал в "Детский корпус" Никитского храма.
Владея темой сиротства и беспризорничества, я оказался душевно тронут стихийным новаторством этого приюта.
У каждого из почти 30 "никитских" ребят свой "роман". И почти всякий раз попасть в "казенку" без правонарушения — или вовсе, или почти — не получалось. Мы с батюшкой обошли приют. У младших — полный рай и красота. У тех, кто постарше, — посуровее. Комиссии, которые стали налетать на приют, установили, что маловато туалетов — действительно, чтоб сразу 30 ребят сели на толчок, этого нет, не спорю. Может быть, возможны и другие замечания — вполне вероятно.
Но комиссии, которые инициировала прокуратура, ни разу не заметили некоторых деталей. Например, девочке, у которой не было свидетельства о рождении, приют и без него отметил день ее ангела, одним только этим, бесспорно, повысив ее психологический статус, внушив ей такое необходимое и такое простое — ее нужность. Но это комиссиям не в счет. Не в счет им, что дети любимы матушками. Чтобы "утешить" государство, каждая из них оформила опеку или попечительство над 5—7 детьми. Но по этим правилам детям нужно жить в доме у матушки, а не в приюте. Но ведь дом-то матушки — храм.
Идет война казны и мира. Строгости и закона с любовью и семьей. Вот именно — приют "Никита" — это семья, и государству не должно быть дела до того, сколько в семье туалетов. Лучше посмотрите, сколько у них нижнего и верхнего белья, сколько хорошей обуви и качественных пальтишек и как они учатся в обычной школе! А главное — их душевное настроение!
И вот опять спрошу себя и всех, кто к этому причастен: почему инструкция, закон и русские люди, которые вроде искренне требуют их исполнения, своим исполнением не понимают других, милосердных русских людей, а детей угнетают: ведь готово решение о закрытии приюта на 90 дней, что означает его фактическую ликвидацию. Куда детей-то? В казенный детдом.
 

Семейный детдом — вне закона

И я, и Детский фонд, и 368 семей российских, наших волонтеров, создавших семейные детские дома, в полной мере и каждый день вот уже 19 лет подряд испытываем на себе это расхождение. Одни — эти наши родители-воспитатели спасают брошенных детей. Другие — а это множество мелких служак из органов опеки и попечительства и местной исполнительной власти — этому спасению изо всех сил мешают. И основание только одно: отсутствие закона о семейном детдоме, присутствие Положения о детском доме семейного типа и Положения о приемной семье. Никак не можем развязать этот узел. Казалось бы, простейший.
Я сказал в начале, что аж 70 000 детей решено в краткие сроки раздать по семьям, соблазняя людей немалыми денежными поощрениями. Благо в принципе, при такой массовой распасовке это может обернуться бедой, потому что совсем скоро подросшим даже в хорошей, терпеливой семье детям потребуется отдельная квартира. В наше-то время! По нашим ценам! Но оставим пока в стороне эту иллюзию.
Заметим, что гражданское движение в виде семейных детских домов, без соблазнения деньгами — разве ими соблазнишь, если такая семья начиналась сразу с 5 приемных детей; может ли быть решение серьезнее! — состоялось, оправдало себя — вне учрежденческих форм. И есть результат: три с лишним тысячи детей, принятых и воспитанных за 19 лет, и воспитаны, и вылечены, и спасены морально, и получили образование. Только с 20 ребятишками (генетика, отягчающие обстоятельства, неисправимый срыв) не вышло, не получилось.
И нужно-то этим взрослым было только одно от государства: за воспитание 5 приемных детей (и гораздо больше!) — всего-то общепринятый социальный пакет, признающий этот труд работой, а как следствие — стаж, пенсию, больничный и т.п.
Однако этого государству жаль. Никак не желает оно признать трудом спасение не одного, а группы сирот, сопровождение их до взрослости (и во взрослости — тоже; но это уже за пределами взгляда).
Между тем приют при Никитском храме должен быть — по уму и сердцу — именно семейным детским домом. Он таков и есть. Но при одном условии: семья обычная, и церковная тоже, не может быть государственным учреждением. Это семья — со всеми вытекающими ее обязательствами, но при социальной поддержке государства.
Обращаюсь (в который раз!) к законодателям: примите короткий, но внятный закон о семейном детском доме не как об учреждении, с социальным пакетом, — дайте волю доброте гражданского мира.
 

Сестры милосердия

Еще одна важная тема. Она касается и детей, и особенно стариков. Но про них — отдельная забота. Зрители и читатели, наверное, не остались равнодушны к сюжетам, когда маленьким брошенным детям в больницах заклеивали рот скотчем, в собесовский интернат с трудом впускали Уполномоченного по правам человека — там неходячие больные, психически страдающие дети сгнивают от пролежней и грязи, потому что женщины (увы, женщины), их обихаживающие, устали, привыкли, стали бессердечными.
Ну почему бы не распахнуть широко дверь больниц, сиротских заведений, хосписов, но особенно учреждений для детей покинутых и больных — женскому монашеству. И сестричеству — как же славно подтверждает труд молодых сестер милосердия из училища при храме Царевича Димитрия при 1-й Градской больнице в Москве.
Скажут — и говорят! — церковь отделена от государства. Боятся церкви. А она — спасительна всегда. Особенно же когда человек беспомощен, болен, мал, одинок, и надобно его спасти не по службе, не за зарплату и ругань, но еще по сердечной, Божеской, уверенности в святости этой поддержки.
Хочу безоглядно поддержать тезис из послания президента о духовном единстве и моральных ценностях. Мои слова не только адвокатская речь в защиту церковных и монастырских приютов и семейных детских домов для покинутых детей, не только призыв к государству смелее распахнуть двери для профессионально подготовленного монашества в места нашей народной печали. Но голос в поддержку президентского воззвания, обращенного ко всем: духовному единству на основании моральных принципов.
Он прав. Это важный фактор развития.

 




Человек дня
 : От театральных отношений может разорваться сердцеИнтервью с

От театральных отношений может разорваться сердце

Последнее интервью покойного актера

 : У Натальи Васильевой не было доступа к материалам дела Лебедева-ХодорковскогоИнтервью с

У Натальи Васильевой не было доступа к материалам дела Лебедева-Ходорковского

Председатель Хамовнического райсуда Москвы рассказал правду о приговоре по второму делу ЮКОСа

Сечин Игорь: За ЮКОСом тянутся не просто нарушения, но тягчайшие уголовные преступления — убийства, истязания, шантажИнтервью с Игорем Сечиным

За ЮКОСом тянутся не просто нарушения, но тягчайшие уголовные преступления — убийства, истязания, шантаж

Могущественный вице-премьер заявил The Wall Street Journal, что в деле Ходорковского не было никакой экспроприации бизнеса

Васильева Наталья: Приговор Михаилу Ходорковскому был написан судьями МосгорсудаИнтервью с Натальей Васильевой

Приговор Михаилу Ходорковскому был написан судьями Мосгорсуда

Откровенное интервью о деле ЮКОСА "Газете.ru" помощника суда Хамовнического района

Максимов Николай: Лисин - он живой, юморной, вызвал довериеИнтервью с Николаем Максимовым

Лисин - он живой, юморной, вызвал доверие

Задержанный в Москве торговец вторчерметом Николай Максимов занимается голодовками и борется с первым олигархом из списка Forbes

Волочкова Анастасия: Да что такое вообще, ваша партия?! Я сама больше, чем партия!Интервью с Анастасией Волочковой

Да что такое вообще, ваша партия?! Я сама больше, чем партия!

Балерина решила покинуть ряды "Единой России"

 : Я сломал вам жизнь, Валентина Алексеевна!Интервью с

Я сломал вам жизнь, Валентина Алексеевна!

Первый пресс-секретарь Бориса Ельцина нарушила свое двадцатилетнее молчание

Лента заявлений
19/01/2019
Евгений Куйвашев

"Будет не менее 12 яиц!"

Митрополит Кирилл

"Молимся, как можем"

Ольга Глацких

"Благодарна, что не "сдал" меня"

Паблисити
«И поэтому, дорогие ребята…» «И поэтому, дорогие ребята…»
Медийные итоги публичных персон Урала в ноябре - по версии ЮПИмонитор
Ждем-с... Ждем-с...
Медийные итоги публичных персон Урала в октябре - по версии ЮПИмонитор
Обзор PR

Кто-то везде грязь найдет...Кто-то везде грязь найдет...

Медийные итоги 2018 года - по версии ЮПИмонитор

На слуху
Багаряков уйдет на север Багаряков уйдет на север
Его прочат в политтехнологи президентского штаба по СЗФО
"Завтра ждем ареста"
Кто в Нижнем Тагиле такая борзота?
Ройзман подписи и не собирал Ройзман подписи и не собирал
А влип Переверзев


сальниковые компенсаторы


неразрушающий контроль


закладные детали


металлорукав


резервуар ргс


резервуар рвс


сильфонные компенсаторы


О проекте | Наши услуги | Реклама | Работа | Карта сайта
© 2001-2019 г.г. Администратор домена - агентство ЮПИмонитор (Agency UPmonitor.ru Ltd)
Св-во о регистрации СМИ ИА №ТУ66-01098, выдано управлением Роскомнадзора по Свердловской области 29 декабря 2012
г. Екатеринбург, 620075, ул. Пушкина, д.4, офис 1 office [енотовидная собака] upmonitor.ru
Генеральный директор и главный редактор Худяков Эдуард Валентинович
В электронном архиве мониторинга офф-лайновых СМИ - данные ИАА "Урал паблисити монитор"
Администрация портала UPmonitor.ru не несет ответственности за достоверность публикаций СМИ, находящихся в электронном архиве

Rambler's Top100