Радио Шансон, Новости, Елена Щедрунова
Елена Щедрунова: Хотя борьба с дорожными происшествиями у нас в стране объявлена чуть ли ни национальной задачей, национальным проектом, тем не менее, год от года число правонарушений на дорогах возрастает. В этом году оно, по данным ГАИ, выросло примерно на 13-14 %. За первое полугодие у нас в стране погибло уже более 15 тысяч человек в дорожно-транспортных происшествиях. Около 100 тысяч человек получили ранения. Что делать? Государственная Дума решила ужесточить наказания за нарушение правил дорожного движения. 24 июля президент России Владимир Путин подписал федеральный закон о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации «Об административных правонарушениях». Эти поправки ужесточают наказание для водителей, нарушающих ПДД. Но ситуацию это не меняет. Все знают, что правила будут ужесточены, но пока реагируют только критикой. Напомним, поправки были опубликованы 31 июля, соответственно, первая часть поправок вступает в силу с 10 августа, это буквально через несколько дней. Основные поправки с 1 января и затем с 1 июля. В гостях у нас председатель комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильевич. Наш гость был одним из инициаторов принятия этого федерального закона, который касается поправок в КОАП. Первый вопрос: почему на три этапа разбили введение поправок?
Владимир Васильев: Я не был инициатором, я стал автором, когда началась жесточайшая критика этого закона, понимая, что нужно это делать, имея для этого личные убеждения и опыт. У нас уже была практика применения одной из норм, которая ограничивала более жестко управление в нетрезвом состоянии, которая, кстати, на фоне роста ДТП, тем не менее, дала и дает до сих пор снижение смертей до 500 в год. И этот опыт позволил нам говорить о том, что жесткие меры эффективны, несмотря на подозрения, сомнения и прочее. Это один момент. Теперь почему поэтапно? Мы с вами уже не первый раз обсуждаем эту тему. И мои коллеги, представители Министерства внутренних дел и не только, обсуждали длительный период времени. И очень хорошо. Широчайшее было организовано обсуждение. Вы помните, кто как критиковал, мы знаем имена критиков. Это очень хорошо. Люди знают это. Это очень болезненная тема, очень непростая. Нет простого решения. Насколько нам удалось решить этот вопрос, покажет практика. То, что законодатель предусмотрел три этапа, я думаю, это тоже правильно. Во-первых, некоторые вещи связаны с состоянием дорог. Я постоянно за рулем, езжу, вижу, сколько вопросов даже на такой трассе, допустим, как Петербург - Москва. Не везде есть разметка, ведутся работы. А без разметки как можно применять жесткие правила?
Е. Щедрунова: Как вообще можно ездить по правилам?
В. Васильев: Очень сложно. Хотя, конечно, надо отдать должное, мы - водители, все с пониманием относимся, временно, тем более будет лучше.
Е. Щедрунова: А будет ли?
В. Васильев: Мы тоже поговорим на эту тему. Поэтому я считаю, что в данном случае есть два хороших примера. Первое, то, что не торопились. Хотя поручение президента, кстати сказать, он держит на контроле. Это в рамках той задачи, которую он провозгласил, как сбережение российского народа. Она актуальна. И вы сегодня привели цифры, об этом надо помнить каждому. И особенно о детях. Пользуясь случаем, прошу вас, уважаемые слушатели, покупайте детские кресла, пользуйтесь ремнями безопасности, это сбережет вашу жизнь. Вы нужны близким, вы нужны стране. Сегодня России очень нужны здоровые, сильные труженики. Все это создаете вы.
Е. Щедрунова: В августе будут введены повышенные наказания за езду по тротуарам, выезд на встречную полосу, перевозку опасных грузов и пользование мобильным телефоном, не оборудованным устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук. Также будут ужесточены наказания за выезд на трамвайные пути при встречном направлении. Движение по велосипедным, пешеходным дорожкам и тротуарам карается и сейчас, по новым правилам, в 2 тысячи рублей. Но на самом деле у нас очень любят ездить по трамвайным путям. Мало того, что ездить, у нас парковаться любят на трамвайных путях.
В. Васильев: Но вы же «за»?
Е. Щедрунова: Абсолютно.
В. Васильев: Люди уже просто криком кричат. Ну что же это такое?
Е. Щедрунова: Но те же самые люди, которые кричат криком, которые говорят, что нужно ужесточать наказание нерадивых водителей, одновременно, отвечая на вопрос о том, «А верите ли вы в то, что эти наказания будут иметь последствия?» отвечают: «Не верим», потому что в большинстве случаев водители откупятся от инспектора ГИБДД. И основная критика ужесточения наказаний связана именно с этим. Ваш коллега Виктор Похмелкин говорит, что извините, но нет профессиональной, некоррумпированной службы ГИБДД. Какие ужесточения наказаний? Мы только увеличиваем взятки, которые будут класть себе в карман инспекторы ГАИ.
В. Васильев: Здесь можно и поспорить. И я более оптимистичен, нежели мой коллега Похмелкин. Говорить, что у нас коррумпированная система ГИБДД, МВД, нужно, с этим нужно бороться, это отдельная тема, о ней тоже нужно разговаривать. Но сегодня мы говорим все-таки о безопасности. Поэтому я уже привел пример, что эта же коррумпированная система, тем не менее, сберегает до 500 жизней каждый год.
Е. Щедрунова: Вы имеете в виду ужесточение наказаний за езду в нетрезвом виде.
В. Васильев: Да. Это это был пилотный проект. Тогда, кстати говоря, и Виктор Похмелкин и многие другие говорили: «Вы что, будут брать просто больше взятки». Но жизнь показала, что инспектор - он тоже человек. У него тоже есть дети. И больше всего люди порядочные, которые понимают, что есть вещи, которые просто нельзя допускать. Это смертельно опасно. Кстати сказать, наверное, наши слушатели, кто занимается профессионально, кто сажает зеленые насаждения, чаще всего не сломает его. Он обойдет. Кто соблюдает порядок, это вырабатывается, это профессиональная деформация, он в основном соблюдает правила. Он немножко и в семье даже инспектор, как и учитель, заметьте. Поэтому когда мы на них вешаем жупела, на наших врачей, на педагогов, задумайтесь над этим. У нас какая-то нехорошая черта есть, на всех все вешать по-черному. Я приведу один пример. После того, как я стал автором, понимая ответственность, и я очень это чувствовал, и среди близких мне об этом говорили, я в Твери будучи депутатом, стал каждый месяц встречаться на Авторадио. И мы договорились с вашими коллегами, что на Авторадио будет поступать вся, в анонимном порядке, информация, но только с конкретикой, с номером машины, с номером знака нагрудного инспектора, если кто-то где-то чего-то взял. А то бывает: вот там мордастый инспектор пасется. Ну и что дальше? Вот сказали. Знаете, ни одного сигнала не поступило. Даже в анонимном режиме.
Е. Щедрунова: А чем вы это объясняете?
В. Васильев: И ни ко мне, и ни в милицию, а на радио. А объясняю, наверное, тем, что, первое, все нарушители понимают, что они нарушили. Потому что один тоже ярый критик нашего проекта, выступая в Думе, сказал: «Вы знаете, а ведь если разобраться, меня лично за всю жизнь инспектор ни разу без причины не остановил». Второй момент. Некоторым, это уже стало правилом нашей жизни, кстати, отсюда и коррупция растет, легче откупиться. Мне один мой избиратель пишет: «Ну что это там, суды, следствие! Вы сделайте порядок, чтобы мне было удобно на месте разобраться и уехать». Вот она система понятий и закона. Мы уже ушли в область понятий. И пока мы оттуда не вернемся в область правового закона, у нас мало что изменится. Кстати, изменение правил дорожного движения касается огромного числа граждан. И это тоже антикоррупционный шаг. И самое главное, мы начали с тротуаров, пока наши бабушки не будут звонить в милицию и сообщать номера этих машин, и пока мы не обеспечим четкое реагирование на эти вещи, кстати говоря, также, сегодня я ехал по проспекту Мира, идет машина впереди, грубейшим образом, есть такое правило «опасное вождение», типичное. У нас пока нет такой возможности, чтобы я, допустим, или кто-то другой набрал номер, прям тут же остановившись или имея приспособление по телефону, и сообщил в дежурную службу, что есть такая машина. Не надо никаких мер принимать. Но если таких три сообщения, четыре, пять, это уже баллы. Но, к сожалению, эта система баллов, мы ее зарезали на стадии обсуждения проекта закона.
Е. Щедрунова: Почему?
В. Васильев: Видимо, не готовы.
Е. Щедрунова: Кто не готов?
В. Васильев: Не готово общество, в первую очередь. А не готово потому, что и система ГИБДД пока не продемонстрировала, что она может решать профессионально, в интересах, кстати говоря, не в интересах системы показателей, а в интересах организации безопасности дорожного движения задачи. Этот маленький пример с теми 500 жизнями, мало кто его знает. А то, что берут на дорогах, знают все. Поэтому заметили, что сегодня уникальная вещь. Вот мы едем в потоке в машинах, навстречу летит нарушитель, превышающий скорость, порой 120 в населенном пункте, и ему поток предупреждает, что там стоит инспектор. А ведь этот нарушитель мог протаранить тебя или сбить ребенка, твоего близкого, который выйдет на дорогу, не дай бог, а все, что угодно. Об этом не думают, думают о другом. Если у нас так будет, что общество будет занимать позицию нарушителя, помните понятие. А закон должен за скромную заработную плату выполнять только инспектор, врач, учитель, кто-то еще, то нельзя рассчитывать на массовое изменение сознания и ситуации на дороге.
Е. Щедрунова: Но при этом инспекторы ГИБДД очень радуются, когда вводится наказание в виде лишения прав. Причем, по новым правилам, таких случаев, когда можно прав лишить, становится больше. Почему они это любят? Потому что они говорят: «Вот права отберу, ну есть, конечно, альтернатива в виде штрафа вот такого размера», и народ, чтобы не лишиться прав, которые потом может быть, и не должны были прав лишать, но которые нужно потом будет, машину, не понятно, здесь оставлять, не здесь, потом за правами ехать, время терять. И народ откупается. Очень часто инспектор сам провоцирует. Вы говорите «нужно менять сознание общества». Абсолютно с вами согласна. Но когда вам просто предлагают и чуть ли ни открыто намекают «дружок, заплати, а то тебе хуже будет», может быть все-таки сначала с ГИБДД начать? Опять же, как говорят критики, ГИБДД поборами занимается, а не регулируют движение. Вот когда они регулировать движение-то начнут?
В. Васильев: По этому поводу в этот раз в законе это удалось провести. Если балльную систему пока не осилили, так, как она существует во Франции, в других государствах, это хорошая система, она поощряет того, кто длительное время ездит без нарушений. У него появляются плюсовые баллы. А те, кто набирает нарушения, у тех минусовые. Не грубые, но они формируются. И наступает момент, когда приходится пересдавать на права или изымается автомобиль на конечной стадии. Это правильная форма - поощрять радивого и наказывать нерадивого. Мы пока еще не готовы оказались как раз и потому, что вы сейчас сказали. Но то, что удалось сделать, это тоже нас очень критиковали. Помните, презумпция виновности. Нас просто в пух и прах пытались. Но поддержали все, и, кстати, критики, это то, что мы ввели сегодня видеокамеры. Это наше спасение. Почему? Сегодня в Тверской области было всего 2 видеокамеры, их будет теперь больше. У нас были впереди Татарстан, Пермь, такие регионы, где основные трассы все оборудованы этой системой.
Е. Щедрунова: Но если я не ошибаюсь, это не принималось в суде в виде доказательств?
В. Васильев: Не принималось, вы абсолютно правы. Нас и просили инспектора: «Дайте эту возможность». Мы им ее дали. И, кстати, мы дали не только инспектору. Ведь теперь и любой нарушитель в суде может выступать и, заметьте, не один на один, а в суде состязательно с участием адвоката он может оспаривать. Это хорошая система. И еще один момент. Мы все-таки в среднем стали жить лучше. Доходы растут. Средняя заработная плата. Как бы там ни было. А уж если говорить об активной части населения, то я опять приведу по Твери, 20 % рост автомобилей. На этом фоне те штрафы, которые были, стали настолько несущественными для бюджета нарушителя, что он на них даже внимание не стал обращать. Он держит у себя в правах определенную сумму, 500 или 1000. Это удобно. Так вот, сейчас законодатель ставит всех в неудобное положение. Таков закон. Почему? Суммы больше. И это уже нарушает бюджет. Мне один знакомый рассказывал, что его остановили 6 раз на дороге между Тверью и Москвой, и он 6 раз платил штраф.
Е. Щедрунова: Что же он так плохо ездит?
В. Васильев: Это такой знакомый, мы с ним на эту тему разговаривали . И люди могли себе это позволить. Сейчас эта сумма увеличивается. Это тоже, как говорится, воспитание через ощущение того, что ты делаешь.
Е. Щедрунова: Через карман, через экономику?
В. Васильев: И еще один момент. В борьбе с коррупцией, и в международной практике, есть понятие «конфликт интересов». Мы создаем конфликт интересов. Законодатель его создал. В чем он состоит? Если раньше инспектор знал своего рода таксу и нарушитель знал таксу, сейчас такса меняется.
Е. Щедрунова: Выучат новые таксы.
В. Васильев: Хорошо. Но дело в том, что ничто не стоит на месте. Первое, о чем мы с вами говорили, мы вводим систему беспристрастного контроля. Это самое-самое главное. Был недавно Госсовет в Ростове президенту, всем главам субъектов показывали видеосистему, работающую в городе Ростове, где все фиксируется, все можно проверить. Ударил инспектора нарушитель, не ударил, как он плакат у него забрал, это же правильно. Так же мы делаем на дороге, все фиксируется видео. Оборудуются машины инспекторов внутриконтролем видео- и звуком. Сейчас это делается массово. Чтобы о чем говорили, всегда можно было проверить.
|