Upmonitor.Ru - репутационный портал столицы УрФО
СЛУЖБА МОНИТОРИНГА
Как отрастить бороду до груди?
Мединский закрыл малахитовую шкатулку
Читайте нас в
>
О проекте Демонстрация Обзор PR Слухи Паблисити Анализ репутаций Архив
среда, 21 ноября 2018г.Upmonitor в формате XML! 18+
Человек дня
14.08.2007, 14:11

Обязаловка без гарантий

Член-корреспондент Российской Академиии образования обращает внимание на удивительный факт: устанавливая обязательность среднего образования так называемый Закон о всеобуче не дает этому никаких государственных гарантий
Радио "Маяк",
: В студии Анатолий Кузичев.Наши гости сегодня это Александр Михайлович Абрамов, член-корреспондент Российской Академии образования и Александр Изотович Адамский, ректор института проблем образовательной политики «Эврика», а также зам. председателя комиссии Общественной палаты по вопросам интеллектуального потенциала нации.Тема звучит так. Закон о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением обязательности общего среднего образования. Именно об этом законе будем мы сегодня с вами говорить.

 



Александр Абрамов: Меня, во-первых, восхищает название. В фольклоре его называют законом о всеобуче. Но по смыслу очень правильное, хотя и неуклюжее название, закон направлен на установление обязательности. Я давно не слышал такого слова, копался в Дале, было найдено слово установление. И это отражает смысл закона. Он занимается не программой перехода к всеобучу, повышением качества обучения, а он сосредоточен на установлении обязательности. Чтобы каждого ученика провести через школу, и не только ученика.


: Давайте нашим слушателям напомним суть, вот самое главное, фундаментальное этого закона, почему называется о всеобуче. Если я правильно понимаю, упрощая, и оставляя за скобками все эти формулировки красивые, вас восхитившие и меня тоже, это закон, который не просто гарантирует, а обязывает каждого человека пройти вот этот сложный путь и получить полное среднее образование общее.

 



А. Абрамов: Я думаю, что здесь надо разделять. Есть благородный лозунг, благородная задача, действительно, задача поставлена была еще президентом Путиным в 2005 году о том, что в 21 веке в эпоху экономики знаний мы должны стремиться к тому, чтобы каждый человек получал, каждый школьник получал всеобщее полное среднее образование.

Эта задача, кстати, ставилась в советское время, начиная с 1973 года был закон, и долго решалось, туда было вложено очень много ресурсов, но и очень много, в том числе, административных, были меры воздействия и на родителей, и на учителей, в полной мере эта задача и тогда решена не была.

Сейчас у нас обстоятельства существенно более сложные.

 



: А в чем сложность нынешних обстоятельств по сравнению с теми, что были?

 



А. Абрамов: Ну, тогда было существенно больше ресурсов во всех формах, и интеллектуальных, и материальных, и между прочим, административных, силовые методы применялись по отношению к родителям. И тогда, между прочим, была осуществлена очень большая работа, потому что за законом стоял переход на новое содержание образования. Было разработано новое содержание образования, проводились эксперименты, готовились учителя. Это была гигантская программа. Но она кончилась неудачей, в полной мере эту задачу решить вот так силовым путем нельзя.

Сейчас, я думаю, что ситуация у нас намного сложнее, не говоря уже о том, что тогда выяснилось, что нельзя заставить человека учиться. Во всех семьях, у всех детей свои обстоятельства. Кстати говоря, статистика была опубликована, что несмотря на то, что действовал закон о всеобуче, в 1989 году на тысячу человек приходилось 6 человек, которые не получали начального образования и 52, которые не получали 8-летки.

То есть тогда уже 100-процентный охват не был достигнут.

 



: Понятно. Я зачитаю несколько писем. Вот Натальи Владимировны, от учителя, между прочим, письмо. «У нас в школе есть пара классов, куда собрали самых отпетых разбойников. Многие уже сидели в тюрьме. На учителей плевать они хотели. Администрация не хочет срезать показатели в кавычках, их и перетягивают из класса в класс». Такой аспект работы этого закона волнует Наталью Владимировну. Что мы ей ответим?

 



А. Абрамов: Ну, совершенно правильное замечание, потому что нужно было взвешивать все социальные и педагогические риски. Ведь разновозрастные дети, в том числе, весьма неблагополучные, или с какими-то с другими устремлениями, в этом классе могут находиться дети от 16 до 20 лет, все риски здесь очевидны. Они тоже не были просчитаны.


: Серафима Сергеевна из Одинцово еще одну страшную историю нам пишет. «Я плохо понимаю, как можно тянуть до самого упора имбицилов, когда приходит на урок полный даун. Пример из моей школы. Учиться юноша не хочет, мать пьяница, отец на зоне, сам посещение школы перемежает с изолятором, для одноклассников это самый настоящий авторитет. Шапку на уроке демонстративно не снимает, разговаривать бесполезно, выгонять из класса тоже нельзя, он считается в школе. Если в это время кого-нибудь обворуют, то претензии будут именно к учителю». Вот Серафима Сергеевна заметила еще такой нюанс.

Давайте, я думаю, что у наших слушателей много, что есть сказать по поводу закона о всеобуче. Хотя звучит он очень красиво в стиле 20-х годов 20 века. Я думаю, что у Александра Изотовича есть свои соображения по этому поводу.

 



: Я хотел только уточнить жанр, в котором мы общаемся с радиослушателями, потому что тема чрезвычайно интересная, но не актуальная. Закон принят. Поэтому мы что сейчас обсуждаем, как его выполнять, как его не выполнять, как его менять? В чем вектор нашего общения с радиослушателями.


: Закон принят недавно, 26, если не ошибаюсь, подписал его президент, 26 июля. Только-только он входит в действие. Соответственно нам с вами его, как и родителям, нам с вами его выполнять. Ну, и что, что принят, а почему его нельзя обсудить?

 



: А потому что пусть мир падет, но правосудие восторжествует. Либо мы живем в стране и поддерживаем мы с вами вместе, и с Александром Михайловичем, и с вами, как с представителем средств массовой информации, поддерживаем эту логику. Потому что если мы выбрали парламент, выбрали президента, они приняли закон, следовательно, мы как граждане его реализуем. Или у нас какая-то другая тактика?


А. Абрамов: Я не совсем согласен с этой позицией.


: Я еще позицию не высказал, я пытаюсь понять жанр нашего общения с радиослушателями.


: Нет, то, что мы, будучи людьми законопослушными, обязаны его выполнять, это да, но это не повод его не обсуждать.

 



: А вот обсуждать закон, для чего мы сейчас его обсуждаем? Потому что, понимаете, в том упрощении, которое мы сейчас фактически провоцируем, действительно, есть ну, такая логика негативизма. Ну, мало ли что закон приняли, но есть некая, так сказать, социальная ситуация, которая и так далее.


: Хорошо, вы хотите жанр, у меня есть для вас жанр. Пускай это будет жанр фэнтэзи. Давайте пофантазируем, что мы могли бы, если бы мы могли бы, какой закон мы могли бы принять вместо этого, или это идеальный вариант?

 



: Я не специалист в жанре фэнтэзи. Я считаю, что сейчас мы все попали в определенную ситуацию, она шире, чем необходимость учить отстающих учеников в классе. Она касается образовательной политики в целом. В этом смысле я хорошо помню эту трансляцию лето 2005 года, я опросил некоторое количество людей, которые были тогда, когда Владимир Владимирович Путин высказал это предположение.

Там не было задачи, там было некое предположение - хорошо было бы вернуться в то время, когда у нас было обязательно среднее образование.

Я должен сказать, что это предложение президента не выполнено этим законом. Вот это я могу сказать точно.

Второй сюжет. Закон по сути своей направлен не на обеспечение гарантий гражданам получения общего образования. Он как раз направлен на некие обязательства.

И третий сюжет заключается в том, мы долго с этим боролись, Общественная Палата выступила категорически против принятия, и за 3 месяца была напряженнейшая работа, чтобы просто глупости оттуда выбросить. Там же просто глупости были в самом начале. Я не хочу сейчас цитировать того, что не вошло.

Третье заключается в том, что все-таки мы коллективными усилиями добились того, что получение общего образования трактуется не как только получение в школе. Ну, это уж совсем было бы. Как, вообще, возможность человеку получать образование в разных местах, включая техникум и так далее.

Но ключевой момент, который сейчас предстоит доработать, он в жанре доработки, это подзаконные акты, которые бы обязывали государство, если такой закон принят, предоставлять условия и обеспечивать условия гражданам для получения общего образования.

Вообще говоря, получение общего образования полного, то есть 11 лет сейчас, может себе позволить только очень богатая страна. Можно выполнить этот закон, если не устанавливая норм условий, то есть тяп-ляп, лишь бы формально, но тогда надо создать условие, при котором было бы очевидно, что государство свои обязательства по обеспечению условий получения общего полного образования не выполняет.

Поэтому я сейчас вижу свою задачу, задачу Общественной Палаты и тех экспертов, которые в этом участвуют, сформулировать требования к получению этого общего полного образования и сделать это обязательство государственным. Это возможно……закон. Потому что сам закон этого не гарантирует.

 



: Вот видите, вы сами сформулировали тот жанр, который вы от меня требовали. То есть в жанре доработок мы с вами будем работать. Вот так вас устроит?

 



: В жанре информирования граждан, что им требовать от государства.


: Давайте так.

 



А. Абрамов: Нет, это заведомо, но есть еще другой вопрос. При всей законопослушности мы должны рассматривать те прецеденты, которые у нас создаются. И сейчас есть очень много аргументов за то, что этот аргумент сырой. Вот Александр Изотович сказал, что Общественная Палата выступала резко против. Но почему мнение Общественной Палаты не было услышано на этапе принятия закона.

Более того, я должен все-таки явно сказать, что закон проходил в совершенно фантастически краткие сроки. Он за 3 дня прошел, за 3 месяца прошел всю Думу, прошел Совет Федерации, причем Совет Федерации голосовал в последний день без обсуждения. Вот этот сам по себе прецедент, который показывает, что закон может быть сырым. Это плохо, это надо обсуждать. Эту ситуацию надо менять.

И второе. Замысел доработки сегодня чрезвычайно важен, потому что закон вступает в силу с 1 сентября. И вот эти призывы Александра Изотовича, к сожалению, не были услышаны раньше. К 1 сентября, раз он вступает в силу, должен был очень серьезно обсужден этот вопрос о гарантиях со стороны государства.

 



А. Абрамов: Я хочу добавить по поводу Совета Федерации. Все же там было короткое обсуждение. Два сенатора от Ставропольского края и от Красноярского края Коробейников и Новиков, выступили резко против. И Новиков сенатор из Красноярского края даже вышел из зала в знак протеста.

Еще раз хочу сказать, что этот закон, как и ряд еще некоторых инициатив законодательных, в том числе, давайте, кстати говоря, вспомним, что в тело этого закона была внесена норма печатания учебников издательства, которое будет одобрено ведомством, и тоже молниеносное прохождение. Для справки. История с другим законопроектом, который касается стандарта, длится 15 лет. С 1992 года мы не можем принять.

В этом смысле действительно молниеносность прохождения этого законопроекта может объясняться только одним - рвением выполнить поручение президента. Но еще раз хочу сказать, с моей экспертной точки зрения, предложение президента о создании системы, гарантирующей гражданам всеобщее среднее образование, пока, к сожалению, полностью не создано. Оно профанировано. Слово профанация здесь вполне уместно.

 



: Я зачитаю официальную формулировку, и это для того чтобы побудить слушателей нам звонить и высказывать свои мнения и соображения по этому поводу.

Прописываются обязанности родителей и опекунов по созданию возможностей для получения детьми среднего полного общего образования. Документ, как настаивали его разработчики, направлен на повышение общего образовательного уровня всего населения Российской Федерации. Вступление закона в силу предполагается с 1 сентября 2007 года.

 



: Ну, задача сама по себе благородная повышение уровня. Еще раз хочу подчеркнуть. Предмет законодательного регулирования здесь, с моей точки зрения, это обязательство государства, а также муниципальных органов местного самоуправления по обеспечению гражданам возможности получения общего образования.

Да, здесь роль родителей и опекунов чрезвычайно важна. Но, понимаете, в любом законе даже не просвещенному человеку важна мера наказания в случае неисполнения.. Если мы примем какой-то закон, вот сейчас все обсуждают изменения в отношениях между ГИБДД и водителями. Что главное там обсуждается? Меры наказания за нарушения.

Еще раз хочу сказать, мера наказания за нарушение. Если бы были указаны подобные меры по отношению к учредителю образовательного учреждения, если бы были указаны меры наказания за не установление норм условий.

Потому что, что такое школа, это не просто учитель-ученик. Это оборудование, туалеты, это гардеробы, пандусы для инвалидов, масса всего прочего. Вот что обеспечивает, плюс зарплата учителя. Вот эти нормы надо установить, и потом говорить, если эти нормы выполняются учредителем, мы можем требовать от граждан, чтобы они пользовались своими возможностями. Мы свои обязательства выполнили. Вот теперь вы выполняйте.

 



А. Абрамов: Я полностью поддерживаю, и более того, хочу сказать об одной статье закона, которая показывает, что никаких гарантий со стороны государства этот закон не содержит. Это совершенно удивительно. Нам ведь долгие годы говорят, что закон каждый должен быть просчитан, такова цена вопроса. Здесь никакого просчета, в частности, оборудование школ, и многое другое, что за этим идет, не было.

Там есть такая удивительная фраза, что не потребуется бюджетных вливаний, потому что из 9 класса в 10 не поступает вроде бы только 50 тысяч человек. У нас в силу демографических процессов, очень изящная формулировка, каждый год на несколько сот тысяч уменьшается контингент школьников, и поэтому денег не потребуется.

Но они противоречат сами себе, потому что в пояснительной записке сказано, что у нас уже примерно 100 человек из тысячи не получают в данный момент общего образования, точные данные не известны. А еще есть миллионы людей в возрасте более позднем, которые не имеют тоже общего среднего образования.

И странным образом, здесь есть статья о том, что уголовники до 30 лет, им должны создаваться условия для получения общего образования, а что делать с этими миллионами людей, и каковы ресурсы нужны для новой школы, здесь абсолютно ничего не сказано.

 



: Ну, как раз с людьми, которые в местах лишения свободы, с ними проще, их гораздо проще посчитать.

 



А. Абрамов: Но они будут получать очень специфическое общее образование.


: Дисциплинированно их направить в классы. Вот Светлана из Москвы нам пишет. «Неправильно устанавливать обязательность общего среднего образования. Вспоминаю свою школу, у нас была 10-летка и 8-летка. Класс был очень сильный, но были и двоечники, которые с трудом переходили из класса в класс. Вот представьте себе, что одна наша двоечница после 8 класса поступила в медучилище, с отличием его окончила и стала прекрасной медсестрой. Другой двоечник поступил в Строгановку, с удовольствием там отучился, стал отличным реставратором. Вывод - должна быть возможность у ребят получать после 8 класса какое-то профессиональное образование.

 



: Вот это следствие невнятности описания предмета законодательного регулирования. Потому что предметом законодательного регулирования, так в обществе это увидели, раз увидели, значит, так было прописано, увидели, что сидеть в школе 11 лет. Получение общего образования, как совершенно справедливо пишет автор, не связано с сидением в школе 11 лет.

Но тут еще есть один маленький сюжет. На самом деле не доказано экспертно и теоретически, что для всего населения страны, вернее я так скажу, что получение всем населением страны общего среднего образования гарантирует повышение образовательного уровня. Вот такой парадокс.

 



: Объясните, пожалуйста.

 



: Потому что, если пример, который привела та женщина. Если ребенок после 9 класса начал осваивать профессию, которая ему по душе, а не стремится к академической карьере, потому что получение полного общего образования, вообще говоря, предназначено для продолжения образования и дальше. Если он с 9 класса сменил эту траекторию и не получает так называемого общего образования, стал осваивать мир через получение профессии, то это тоже повышение образовательного уровня его, причем гораздо более эффективное, чем его заставлять сидеть в классе еще 2 года для получения вот этого формального.

Повышение образовательного уровня не связано с формальным получением аттестата об общем образовании. Если человек нашел свое дело и стал осваивать эту профессию, то он образовывается гораздо более эффективно. Поэтому в какой-то мере я могу сказать следующую парадоксальную вещь - установление обязаловки и принудиловки получения аттестата об общем образовании может снизить общеобразовательный уровень в стране.

 

 




Человек дня
 : От театральных отношений может разорваться сердцеИнтервью с

От театральных отношений может разорваться сердце

Последнее интервью покойного актера

 : У Натальи Васильевой не было доступа к материалам дела Лебедева-ХодорковскогоИнтервью с

У Натальи Васильевой не было доступа к материалам дела Лебедева-Ходорковского

Председатель Хамовнического райсуда Москвы рассказал правду о приговоре по второму делу ЮКОСа

Сечин Игорь: За ЮКОСом тянутся не просто нарушения, но тягчайшие уголовные преступления — убийства, истязания, шантажИнтервью с Игорем Сечиным

За ЮКОСом тянутся не просто нарушения, но тягчайшие уголовные преступления — убийства, истязания, шантаж

Могущественный вице-премьер заявил The Wall Street Journal, что в деле Ходорковского не было никакой экспроприации бизнеса

Васильева Наталья: Приговор Михаилу Ходорковскому был написан судьями МосгорсудаИнтервью с Натальей Васильевой

Приговор Михаилу Ходорковскому был написан судьями Мосгорсуда

Откровенное интервью о деле ЮКОСА "Газете.ru" помощника суда Хамовнического района

Максимов Николай: Лисин - он живой, юморной, вызвал довериеИнтервью с Николаем Максимовым

Лисин - он живой, юморной, вызвал доверие

Задержанный в Москве торговец вторчерметом Николай Максимов занимается голодовками и борется с первым олигархом из списка Forbes

Волочкова Анастасия: Да что такое вообще, ваша партия?! Я сама больше, чем партия!Интервью с Анастасией Волочковой

Да что такое вообще, ваша партия?! Я сама больше, чем партия!

Балерина решила покинуть ряды "Единой России"

 : Я сломал вам жизнь, Валентина Алексеевна!Интервью с

Я сломал вам жизнь, Валентина Алексеевна!

Первый пресс-секретарь Бориса Ельцина нарушила свое двадцатилетнее молчание

Лента заявлений
21/11/2018
Александр Высокинский

"Зачем строить аэропорт в Челябинске?"

Евгений Куйвашев

"Я совершенно не могу согласиться"

Ольга Глацких

"Дорогие ребята, государство вам ничего не должно!"

Паблисити
Ждем-с... Ждем-с...
Медийные итоги публичных персон Урала в октябре - по версии ЮПИмонитор
Город  засыпает. Просыпается мафия Город  засыпает. Просыпается мафия
Медийные итоги публичных персон Урала в сентябре - по версии ЮПИмонитор  
Обзор PR

Цифровой Кубок ИннопромаЦифровой Кубок Иннопрома

Командный и персональный медийные зачеты Международной промышленной выставки по версии ЮПИмонитор

На слуху
Багаряков уйдет на север Багаряков уйдет на север
Его прочат в политтехнологи президентского штаба по СЗФО
"Завтра ждем ареста"
Кто в Нижнем Тагиле такая борзота?
Ройзман подписи и не собирал Ройзман подписи и не собирал
А влип Переверзев


сальниковые компенсаторы


неразрушающий контроль


закладные детали


металлорукав


резервуар ргс


резервуар рвс


сильфонные компенсаторы


О проекте | Наши услуги | Реклама | Работа | Карта сайта
© 2001-2018 г.г. Администратор домена - агентство ЮПИмонитор (Agency UPmonitor.ru Ltd)
Св-во о регистрации СМИ ИА №ТУ66-01098, выдано управлением Роскомнадзора по Свердловской области 29 декабря 2012
г. Екатеринбург, 620075, ул. Пушкина, д.4, офис 1 office [енотовидная собака] upmonitor.ru
Генеральный директор и главный редактор Худяков Эдуард Валентинович
В электронном архиве мониторинга офф-лайновых СМИ - данные ИАА "Урал паблисити монитор"
Администрация портала UPmonitor.ru не несет ответственности за достоверность публикаций СМИ, находящихся в электронном архиве

Rambler's Top100