Upmonitor.Ru - репутационный портал столицы УрФО
СЛУЖБА МОНИТОРИНГА
Как отрастить бороду до груди?
Вместо Глацких - начальник молодежи 10-летней давности
Читайте нас в
>
О проекте Демонстрация Обзор PR Слухи Паблисити Анализ репутаций Архив
пятница, 16 ноября 2018г.Upmonitor в формате XML! 18+
Человек дня
15.08.2007, 11:24

Две головы одного кентавра

Глава "Российских железных дорог" приоткрывает завесу того, как ему удается оставаться одновременно чиновником и бизнесменом
Радио Шансон, Новости,
: Реформу железнодорожной отрасли задумали задолго до назначения Якунина первым замминистра путей сообщения. Но именно ему, соседу по даче президента Путина, доверили курировать превращение МПС в компанию с многомиллиардными доходами. Два года назад Якунин возглавил ОАО “Российские железные дороги”, после чего пресса зачислила его в президентские преемники. Сам “преемник” уверяет, что ему не до выборов — он занят уничтожением плацкартных вагонов и наведением порядка на вокзалах.

Оправдало ли себя преобразование МПС в РЖД? Если да, то в чем это проявляется?

 



Владимир Якунин: Я с содроганием думаю о том, что было бы, если бы решение о реформировании МПС не было принято. МПС вело планово-убыточную хозяйственную деятельность, а РЖД работает с прибылью. Совершенно изменилось пространство, в котором мы работаем. Нам приходится конкурировать с операторскими компаниями, которые серьезно потеснили нас в высокодоходных сегментах перевозок Мы испытываем большие трудности при формировании расходной части своего бюджета, потому что РЖД сегодня — контролируемая естественная монополия. За каждую копейку тарифа мне приходится биться с моими друзьями в правительстве. И я бьюсь, как за свои собственные деньги. РЖД конкурирует на глобальном рынке, осваивает новые транспортные коридоры. Сегодня сложились удачные условия, чтобы работать с Ираном, Словакией, Австрией, Германией, с обеими Кореями. Если бы я был государственным чиновником, я вас уверяю, мне не удалось бы наладить работу с Южной и Северной Кореей одновременно. Просто в силу статуса. А теперь я всегда могу сказать: послушайте, я бизнесмен, у меня нет никаких политических интересов.

 



: И вам и вправду это удается?

 



В. Якунин: Как ни странно, удается.

: А почему у Валерия Окулова, возглавляющего “Аэрофлот”, не всегда так получается?

В. Якунин: Без комментариев. Я хитрый.

: Вы считаете себя больше бизнесменом, чем чиновником?

В. Якунин: Я считаю себя кентавром. Жизнь научила.

: Сегодня во многих отраслях роль государства можно назвать доминирующей. Это нормально, на ваш взгляд?

В. Якунин: Все хорошо в меру. Сначала мы качнулись в сторону полного устранения государства от формирования рыночных и институциональных преобразований, думали, что рынок сам все расставит на свои места. Сейчас поняли, что не расставит. Для того чтобы у нас не получилось еще одной приватизации по известной схеме, государство должно создавать регулирующие механизмы. Поэтому есть принадлежащие государству монополии, пакеты акций в ряде предприятий. Я считаю, что это обоснованно на данном этапе. С другой стороны, должен формироваться институт независимых директоров, которые будут работать на хозяина. Хозяином может быть государство. Не важно. Есть принципы, есть законы и есть цели. А дальше ты обеспечь достижение. Абсолютно прозрачная схема. Невозможно подъехать и за дружбу или за деньги как-то договориться.

 



: Росимущество требует с госкомпаний в качестве дивидендов до 20% их чистой прибыли. А почему вы платите 10%?

В. Якунин: Государство взвешивает, какой объем от доходов компании оно может изъять в бюджет и какой объем нужно направить на развитие отрасли. В нашем случае государство понимает необходимость модернизации инфраструктуры железных дорог.

 



: Вы предлагали выделить из РЖД одну грузовую компанию, а Минтранс — несколько. Почему с вашим вариантом не согласились?

 



В. Якунин: В бизнесе, регулируемом государством, всегда есть противоречивые представления о том, как этот бизнес должен развиваться. Честно говоря, я и сегодня считаю, что одной грузовой компании вполне достаточно. Но нам необходимо было найти приемлемый компромисс. С одной стороны, мы создаем грузовую компанию для того, чтобы повысить капитализацию, получить деньги с рынка и инвестировать эти деньги в потребности железнодорожного транспорта. Если это единая компания, то, соответственно, денег единовременно мы можем собрать больше. И в этом ее очевидный плюс. С другой стороны, с точки зрения формирования взаимоотношений грузовой компании с нами и рынком — чем меньше компания, тем легче ею управлять, тем легче ей на этот рынок выйти. Поэтому мы согласились с тем, что нужно создать сначала одну компанию, на ней отработать технологии. После этого мы примем решение относительно второй компании — такая договоренность с Минтрансом у нас есть. И мы сделаем так, как будет наиболее выгодно государству и потребителям наших услуг.

 



: К 2009 г. планировалось сравнять тарифы в направлении портов и погранпереходов. Но Минтранс предложил отложить этот процесс. Вы согласились?

 



В. Якунин: Если порты не будут развиваться, то рано или поздно у нас возникнут проблемы с грузовой базой. Поэтому мы своим коллегам-портовикам стараемся помогать. Но мне кажется, что период низких тарифов не был использован портами для повышения их конкурентоспособности. Этому мешали два обстоятельства. Первое — нет решения о создании особых экономических зон в портах, как это сделано, например, в Прибалтике. Второе — недальновидность владельцев портов. Они ничего не сделали, чтобы повысить качество сервиса и свою привлекательность для клиентов, несмотря на то что государство создало им по сути тепличные условия. Здесь нужны совместные симметричные действия органов власти и бизнеса.

 



: Поэтому РЖД решила покупать порты?

В. Якунин: Не сами порты, а доли в их уставных капиталах.

: Несмотря на то что Минтранс против?

В. Якунин: Минтранс не выступает открыто против. Игорь Евгеньевич (Левитин, министр транспорта. — ), насколько я знаю, сказал, что он не против, если РЖД будет реально вкладывать деньги в порты. Хорошая концепция. Только мне инвестиционные ресурсы определяют Минтранс и Минэкономразвития. У меня нет инвестиционного тарифа. Я готов вкладывать в порты, если мне для этого будут оставлять деньги. И уж поверьте, если я буду вкладывать, то эффективно. Я поставил перед собой задачу развивать транзитный потенциал России. У нас есть хороший ресурс — Транссиб, но мы не можем его использовать в полной мере. Потому что не все, что может перевезти железная дорога, могут переработать порты. И для того, чтобы всех свести воедино, мы решили, что должны стать совладельцами в портовых терминалах. В Новороссийском порту частная структура отдала нам в управление 16% акций, чтобы мы могли сидеть в совете директоров. Нам больше ничего и не надо. Мы никогда не забираем чужое. Мы только приносим и помогаем. Мы совершили покупку в Усть-Луге, хотим довести там свой пакет до блокирующего. Ведем переговоры по Дальнему Востоку.

 



: А заграничные покупки планируете?

В. Якунин: Мы работаем над возможной концессией с армянскими железными дорогами, внимательно следим за приватизацией в прибалтийских странах.

 



: Правительство Германии готовится к приватизации Deutsche Bahn. Будете участвовать?

В. Якунин: Есть такой анекдот. Молодой боярин едет на коне. Навстречу ему мужичонка с котомкой. Боярин говорит ему: “Если угадаешь, куда я еду, я тебе коня подарю”. Тот отвечает: “К красной девице”. Боярин подумал-подумал — да и отдал коня. “Значит, я угадал?” — обрадовался мужик. А боярин ему: “Да нет, не угадал. Но уж больно мысль хорошая”.

 



:

Понятно. Давайте пока вернемся к российским реалиям. Что вам как пассажиру нравится и не нравится в РЖД?



В. Якунин: Железнодорожный транспорт — это приближенная к нормальным условиям существования среда. В отличие от самолета, где ты стиснут в пространстве даже в первом классе. Пассажирский вагон мне куда больше нравится.

 



: И плацкартный тоже?

В. Якунин: Я поставил задачу, чтобы плацкартный вагон перестал существовать как класс. Не очень удобно, когда пассажиры переодеваются на людях. Да и атмосфера там: люди потеют, дышат, у каждого свой запах… Но сперва нужно сделать так, чтобы цены на места в купейных вагонах приблизились к стоимости плацкартного места. И мы этим занимаемся.

 



: Каким образом вы сделаете купе дешевле?

В. Якунин: Например, так. В стоимость проезда часто входят различные дополнительные сервисы. В фирменных поездах это застеленная постель, определенного уровня белье, питание. Если мы хотим приблизить стоимость купейного места к стоимости плацкартного, то люди будут приходить в купе, где не будет застланного матраса, лимонада на столе и т. п. Все это — за дополнительную плату.

 



: Сейчас много говорят о будущей конкуренции РЖД и лоукостеров. Первая дешевая авиакомпания уже работает.

 



В. Якунин: Я не отношусь к лоукостерам как к угрозе. Мы перевезли в прошлом году 1,3 млрд пассажиров, а вся гражданская авиация России — чуть меньше 40 млн. Хотя если мы совсем не будем обращать на новых конкурентов внимания, то, возможно, они действительно переманят часть пассажиров. Поэтому мы тоже думаем о снижении цен.

 



: Планируете ли вы передавать вокзалы в частное управление?

В. Якунин: Я уже создал дирекцию по вокзалам для того, чтобы навести там порядок. Пассажир должен попадать в безопасную, удобную и приятную среду. Ее еще предстоит создать. Мы только начинаем этот процесс, привлекаем консультантов. Но это не означает, что мы собираемся отдать кому-то наши вокзалы. Это означает лишь, что мы собираемся нанять грамотных людей.

 



: Собираетесь ли вы усиливать контроль? Ввести досмотр пассажиров?

В. Якунин: Нет. Я думаю, что многое из того, что сегодня делается на других видах транспорта в плане досмотра, — избыточно. Впрочем, обсуждать коллег некорректно. У нас система подвижного состава такова, что люди в значительно большей степени защищены. Конечно, происходят гнусные теракты, как это было в Минводах. Но, по счастью, их чрезвычайно мало. Но мы хотим, чтобы никаких избыточных проблем у пассажира, который хочет сесть в вагон, не возникало.

 



: Вы всерьез увлекаетесь историей. Можете оценить вклад Владимира Путина в историю России?

: Сошлюсь на мнение стороны, которую сложно заподозрить в особой любви к нашей стране и ее президенту. В The Guardian была опубликована статья, в которой говорилось: несмотря ни на что, Путин — великий человек. Я с такой оценкой согласен.

 




Человек дня
 : От театральных отношений может разорваться сердцеИнтервью с

От театральных отношений может разорваться сердце

Последнее интервью покойного актера

 : У Натальи Васильевой не было доступа к материалам дела Лебедева-ХодорковскогоИнтервью с

У Натальи Васильевой не было доступа к материалам дела Лебедева-Ходорковского

Председатель Хамовнического райсуда Москвы рассказал правду о приговоре по второму делу ЮКОСа

Сечин Игорь: За ЮКОСом тянутся не просто нарушения, но тягчайшие уголовные преступления — убийства, истязания, шантажИнтервью с Игорем Сечиным

За ЮКОСом тянутся не просто нарушения, но тягчайшие уголовные преступления — убийства, истязания, шантаж

Могущественный вице-премьер заявил The Wall Street Journal, что в деле Ходорковского не было никакой экспроприации бизнеса

Васильева Наталья: Приговор Михаилу Ходорковскому был написан судьями МосгорсудаИнтервью с Натальей Васильевой

Приговор Михаилу Ходорковскому был написан судьями Мосгорсуда

Откровенное интервью о деле ЮКОСА "Газете.ru" помощника суда Хамовнического района

Максимов Николай: Лисин - он живой, юморной, вызвал довериеИнтервью с Николаем Максимовым

Лисин - он живой, юморной, вызвал доверие

Задержанный в Москве торговец вторчерметом Николай Максимов занимается голодовками и борется с первым олигархом из списка Forbes

Волочкова Анастасия: Да что такое вообще, ваша партия?! Я сама больше, чем партия!Интервью с Анастасией Волочковой

Да что такое вообще, ваша партия?! Я сама больше, чем партия!

Балерина решила покинуть ряды "Единой России"

 : Я сломал вам жизнь, Валентина Алексеевна!Интервью с

Я сломал вам жизнь, Валентина Алексеевна!

Первый пресс-секретарь Бориса Ельцина нарушила свое двадцатилетнее молчание

Лента заявлений
16/11/2018
Евгений Куйвашев

"Я совершенно не могу согласиться"

Ольга Глацких

"Дорогие ребята, государство вам ничего не должно!"

Махарбек Хадарцев, мэр Владикавказа

"Уберите убийцу"

Паблисити
Ждем-с... Ждем-с...
Медийные итоги публичных персон Урала в октябре - по версии ЮПИмонитор
Город  засыпает. Просыпается мафия Город  засыпает. Просыпается мафия
Медийные итоги публичных персон Урала в сентябре - по версии ЮПИмонитор  
Обзор PR

Цифровой Кубок ИннопромаЦифровой Кубок Иннопрома

Командный и персональный медийные зачеты Международной промышленной выставки по версии ЮПИмонитор

На слуху
Багаряков уйдет на север Багаряков уйдет на север
Его прочат в политтехнологи президентского штаба по СЗФО
"Завтра ждем ареста"
Кто в Нижнем Тагиле такая борзота?
Ройзман подписи и не собирал Ройзман подписи и не собирал
А влип Переверзев


сальниковые компенсаторы


неразрушающий контроль


закладные детали


металлорукав


резервуар ргс


резервуар рвс


сильфонные компенсаторы


О проекте | Наши услуги | Реклама | Работа | Карта сайта
© 2001-2018 г.г. Администратор домена - агентство ЮПИмонитор (Agency UPmonitor.ru Ltd)
Св-во о регистрации СМИ ИА №ТУ66-01098, выдано управлением Роскомнадзора по Свердловской области 29 декабря 2012
г. Екатеринбург, 620075, ул. Пушкина, д.4, офис 1 office [енотовидная собака] upmonitor.ru
Генеральный директор и главный редактор Худяков Эдуард Валентинович
В электронном архиве мониторинга офф-лайновых СМИ - данные ИАА "Урал паблисити монитор"
Администрация портала UPmonitor.ru не несет ответственности за достоверность публикаций СМИ, находящихся в электронном архиве

Rambler's Top100