Upmonitor.Ru - репутационный портал столицы УрФО
СЛУЖБА МОНИТОРИНГА
Как отрастить бороду до груди?
Яйца Куйвашева произвели фурор
Читайте нас в
>
О проекте Демонстрация Обзор PR Слухи Паблисити Анализ репутаций Архив
воскресекье, 20 января 2019г.Upmonitor в формате XML! 18+
Человек дня
15.08.2007, 11:24

Две головы одного кентавра

Глава "Российских железных дорог" приоткрывает завесу того, как ему удается оставаться одновременно чиновником и бизнесменом
Радио Шансон, Новости,
: Реформу железнодорожной отрасли задумали задолго до назначения Якунина первым замминистра путей сообщения. Но именно ему, соседу по даче президента Путина, доверили курировать превращение МПС в компанию с многомиллиардными доходами. Два года назад Якунин возглавил ОАО “Российские железные дороги”, после чего пресса зачислила его в президентские преемники. Сам “преемник” уверяет, что ему не до выборов — он занят уничтожением плацкартных вагонов и наведением порядка на вокзалах.

Оправдало ли себя преобразование МПС в РЖД? Если да, то в чем это проявляется?

 



Владимир Якунин: Я с содроганием думаю о том, что было бы, если бы решение о реформировании МПС не было принято. МПС вело планово-убыточную хозяйственную деятельность, а РЖД работает с прибылью. Совершенно изменилось пространство, в котором мы работаем. Нам приходится конкурировать с операторскими компаниями, которые серьезно потеснили нас в высокодоходных сегментах перевозок Мы испытываем большие трудности при формировании расходной части своего бюджета, потому что РЖД сегодня — контролируемая естественная монополия. За каждую копейку тарифа мне приходится биться с моими друзьями в правительстве. И я бьюсь, как за свои собственные деньги. РЖД конкурирует на глобальном рынке, осваивает новые транспортные коридоры. Сегодня сложились удачные условия, чтобы работать с Ираном, Словакией, Австрией, Германией, с обеими Кореями. Если бы я был государственным чиновником, я вас уверяю, мне не удалось бы наладить работу с Южной и Северной Кореей одновременно. Просто в силу статуса. А теперь я всегда могу сказать: послушайте, я бизнесмен, у меня нет никаких политических интересов.

 



: И вам и вправду это удается?

 



В. Якунин: Как ни странно, удается.

: А почему у Валерия Окулова, возглавляющего “Аэрофлот”, не всегда так получается?

В. Якунин: Без комментариев. Я хитрый.

: Вы считаете себя больше бизнесменом, чем чиновником?

В. Якунин: Я считаю себя кентавром. Жизнь научила.

: Сегодня во многих отраслях роль государства можно назвать доминирующей. Это нормально, на ваш взгляд?

В. Якунин: Все хорошо в меру. Сначала мы качнулись в сторону полного устранения государства от формирования рыночных и институциональных преобразований, думали, что рынок сам все расставит на свои места. Сейчас поняли, что не расставит. Для того чтобы у нас не получилось еще одной приватизации по известной схеме, государство должно создавать регулирующие механизмы. Поэтому есть принадлежащие государству монополии, пакеты акций в ряде предприятий. Я считаю, что это обоснованно на данном этапе. С другой стороны, должен формироваться институт независимых директоров, которые будут работать на хозяина. Хозяином может быть государство. Не важно. Есть принципы, есть законы и есть цели. А дальше ты обеспечь достижение. Абсолютно прозрачная схема. Невозможно подъехать и за дружбу или за деньги как-то договориться.

 



: Росимущество требует с госкомпаний в качестве дивидендов до 20% их чистой прибыли. А почему вы платите 10%?

В. Якунин: Государство взвешивает, какой объем от доходов компании оно может изъять в бюджет и какой объем нужно направить на развитие отрасли. В нашем случае государство понимает необходимость модернизации инфраструктуры железных дорог.

 



: Вы предлагали выделить из РЖД одну грузовую компанию, а Минтранс — несколько. Почему с вашим вариантом не согласились?

 



В. Якунин: В бизнесе, регулируемом государством, всегда есть противоречивые представления о том, как этот бизнес должен развиваться. Честно говоря, я и сегодня считаю, что одной грузовой компании вполне достаточно. Но нам необходимо было найти приемлемый компромисс. С одной стороны, мы создаем грузовую компанию для того, чтобы повысить капитализацию, получить деньги с рынка и инвестировать эти деньги в потребности железнодорожного транспорта. Если это единая компания, то, соответственно, денег единовременно мы можем собрать больше. И в этом ее очевидный плюс. С другой стороны, с точки зрения формирования взаимоотношений грузовой компании с нами и рынком — чем меньше компания, тем легче ею управлять, тем легче ей на этот рынок выйти. Поэтому мы согласились с тем, что нужно создать сначала одну компанию, на ней отработать технологии. После этого мы примем решение относительно второй компании — такая договоренность с Минтрансом у нас есть. И мы сделаем так, как будет наиболее выгодно государству и потребителям наших услуг.

 



: К 2009 г. планировалось сравнять тарифы в направлении портов и погранпереходов. Но Минтранс предложил отложить этот процесс. Вы согласились?

 



В. Якунин: Если порты не будут развиваться, то рано или поздно у нас возникнут проблемы с грузовой базой. Поэтому мы своим коллегам-портовикам стараемся помогать. Но мне кажется, что период низких тарифов не был использован портами для повышения их конкурентоспособности. Этому мешали два обстоятельства. Первое — нет решения о создании особых экономических зон в портах, как это сделано, например, в Прибалтике. Второе — недальновидность владельцев портов. Они ничего не сделали, чтобы повысить качество сервиса и свою привлекательность для клиентов, несмотря на то что государство создало им по сути тепличные условия. Здесь нужны совместные симметричные действия органов власти и бизнеса.

 



: Поэтому РЖД решила покупать порты?

В. Якунин: Не сами порты, а доли в их уставных капиталах.

: Несмотря на то что Минтранс против?

В. Якунин: Минтранс не выступает открыто против. Игорь Евгеньевич (Левитин, министр транспорта. — ), насколько я знаю, сказал, что он не против, если РЖД будет реально вкладывать деньги в порты. Хорошая концепция. Только мне инвестиционные ресурсы определяют Минтранс и Минэкономразвития. У меня нет инвестиционного тарифа. Я готов вкладывать в порты, если мне для этого будут оставлять деньги. И уж поверьте, если я буду вкладывать, то эффективно. Я поставил перед собой задачу развивать транзитный потенциал России. У нас есть хороший ресурс — Транссиб, но мы не можем его использовать в полной мере. Потому что не все, что может перевезти железная дорога, могут переработать порты. И для того, чтобы всех свести воедино, мы решили, что должны стать совладельцами в портовых терминалах. В Новороссийском порту частная структура отдала нам в управление 16% акций, чтобы мы могли сидеть в совете директоров. Нам больше ничего и не надо. Мы никогда не забираем чужое. Мы только приносим и помогаем. Мы совершили покупку в Усть-Луге, хотим довести там свой пакет до блокирующего. Ведем переговоры по Дальнему Востоку.

 



: А заграничные покупки планируете?

В. Якунин: Мы работаем над возможной концессией с армянскими железными дорогами, внимательно следим за приватизацией в прибалтийских странах.

 



: Правительство Германии готовится к приватизации Deutsche Bahn. Будете участвовать?

В. Якунин: Есть такой анекдот. Молодой боярин едет на коне. Навстречу ему мужичонка с котомкой. Боярин говорит ему: “Если угадаешь, куда я еду, я тебе коня подарю”. Тот отвечает: “К красной девице”. Боярин подумал-подумал — да и отдал коня. “Значит, я угадал?” — обрадовался мужик. А боярин ему: “Да нет, не угадал. Но уж больно мысль хорошая”.

 



:

Понятно. Давайте пока вернемся к российским реалиям. Что вам как пассажиру нравится и не нравится в РЖД?



В. Якунин: Железнодорожный транспорт — это приближенная к нормальным условиям существования среда. В отличие от самолета, где ты стиснут в пространстве даже в первом классе. Пассажирский вагон мне куда больше нравится.

 



: И плацкартный тоже?

В. Якунин: Я поставил задачу, чтобы плацкартный вагон перестал существовать как класс. Не очень удобно, когда пассажиры переодеваются на людях. Да и атмосфера там: люди потеют, дышат, у каждого свой запах… Но сперва нужно сделать так, чтобы цены на места в купейных вагонах приблизились к стоимости плацкартного места. И мы этим занимаемся.

 



: Каким образом вы сделаете купе дешевле?

В. Якунин: Например, так. В стоимость проезда часто входят различные дополнительные сервисы. В фирменных поездах это застеленная постель, определенного уровня белье, питание. Если мы хотим приблизить стоимость купейного места к стоимости плацкартного, то люди будут приходить в купе, где не будет застланного матраса, лимонада на столе и т. п. Все это — за дополнительную плату.

 



: Сейчас много говорят о будущей конкуренции РЖД и лоукостеров. Первая дешевая авиакомпания уже работает.

 



В. Якунин: Я не отношусь к лоукостерам как к угрозе. Мы перевезли в прошлом году 1,3 млрд пассажиров, а вся гражданская авиация России — чуть меньше 40 млн. Хотя если мы совсем не будем обращать на новых конкурентов внимания, то, возможно, они действительно переманят часть пассажиров. Поэтому мы тоже думаем о снижении цен.

 



: Планируете ли вы передавать вокзалы в частное управление?

В. Якунин: Я уже создал дирекцию по вокзалам для того, чтобы навести там порядок. Пассажир должен попадать в безопасную, удобную и приятную среду. Ее еще предстоит создать. Мы только начинаем этот процесс, привлекаем консультантов. Но это не означает, что мы собираемся отдать кому-то наши вокзалы. Это означает лишь, что мы собираемся нанять грамотных людей.

 



: Собираетесь ли вы усиливать контроль? Ввести досмотр пассажиров?

В. Якунин: Нет. Я думаю, что многое из того, что сегодня делается на других видах транспорта в плане досмотра, — избыточно. Впрочем, обсуждать коллег некорректно. У нас система подвижного состава такова, что люди в значительно большей степени защищены. Конечно, происходят гнусные теракты, как это было в Минводах. Но, по счастью, их чрезвычайно мало. Но мы хотим, чтобы никаких избыточных проблем у пассажира, который хочет сесть в вагон, не возникало.

 



: Вы всерьез увлекаетесь историей. Можете оценить вклад Владимира Путина в историю России?

: Сошлюсь на мнение стороны, которую сложно заподозрить в особой любви к нашей стране и ее президенту. В The Guardian была опубликована статья, в которой говорилось: несмотря ни на что, Путин — великий человек. Я с такой оценкой согласен.

 




Человек дня
 : От театральных отношений может разорваться сердцеИнтервью с

От театральных отношений может разорваться сердце

Последнее интервью покойного актера

 : У Натальи Васильевой не было доступа к материалам дела Лебедева-ХодорковскогоИнтервью с

У Натальи Васильевой не было доступа к материалам дела Лебедева-Ходорковского

Председатель Хамовнического райсуда Москвы рассказал правду о приговоре по второму делу ЮКОСа

Сечин Игорь: За ЮКОСом тянутся не просто нарушения, но тягчайшие уголовные преступления — убийства, истязания, шантажИнтервью с Игорем Сечиным

За ЮКОСом тянутся не просто нарушения, но тягчайшие уголовные преступления — убийства, истязания, шантаж

Могущественный вице-премьер заявил The Wall Street Journal, что в деле Ходорковского не было никакой экспроприации бизнеса

Васильева Наталья: Приговор Михаилу Ходорковскому был написан судьями МосгорсудаИнтервью с Натальей Васильевой

Приговор Михаилу Ходорковскому был написан судьями Мосгорсуда

Откровенное интервью о деле ЮКОСА "Газете.ru" помощника суда Хамовнического района

Максимов Николай: Лисин - он живой, юморной, вызвал довериеИнтервью с Николаем Максимовым

Лисин - он живой, юморной, вызвал доверие

Задержанный в Москве торговец вторчерметом Николай Максимов занимается голодовками и борется с первым олигархом из списка Forbes

Волочкова Анастасия: Да что такое вообще, ваша партия?! Я сама больше, чем партия!Интервью с Анастасией Волочковой

Да что такое вообще, ваша партия?! Я сама больше, чем партия!

Балерина решила покинуть ряды "Единой России"

 : Я сломал вам жизнь, Валентина Алексеевна!Интервью с

Я сломал вам жизнь, Валентина Алексеевна!

Первый пресс-секретарь Бориса Ельцина нарушила свое двадцатилетнее молчание

Лента заявлений
20/01/2019
Евгений Куйвашев

"Будет не менее 12 яиц!"

Митрополит Кирилл

"Молимся, как можем"

Ольга Глацких

"Благодарна, что не "сдал" меня"

Паблисити
«И поэтому, дорогие ребята…» «И поэтому, дорогие ребята…»
Медийные итоги публичных персон Урала в ноябре - по версии ЮПИмонитор
Ждем-с... Ждем-с...
Медийные итоги публичных персон Урала в октябре - по версии ЮПИмонитор
Обзор PR

Кто-то везде грязь найдет...Кто-то везде грязь найдет...

Медийные итоги 2018 года - по версии ЮПИмонитор

На слуху
Багаряков уйдет на север Багаряков уйдет на север
Его прочат в политтехнологи президентского штаба по СЗФО
"Завтра ждем ареста"
Кто в Нижнем Тагиле такая борзота?
Ройзман подписи и не собирал Ройзман подписи и не собирал
А влип Переверзев


сальниковые компенсаторы


неразрушающий контроль


закладные детали


металлорукав


резервуар ргс


резервуар рвс


сильфонные компенсаторы


О проекте | Наши услуги | Реклама | Работа | Карта сайта
© 2001-2019 г.г. Администратор домена - агентство ЮПИмонитор (Agency UPmonitor.ru Ltd)
Св-во о регистрации СМИ ИА №ТУ66-01098, выдано управлением Роскомнадзора по Свердловской области 29 декабря 2012
г. Екатеринбург, 620075, ул. Пушкина, д.4, офис 1 office [енотовидная собака] upmonitor.ru
Генеральный директор и главный редактор Худяков Эдуард Валентинович
В электронном архиве мониторинга офф-лайновых СМИ - данные ИАА "Урал паблисити монитор"
Администрация портала UPmonitor.ru не несет ответственности за достоверность публикаций СМИ, находящихся в электронном архиве

Rambler's Top100