Upmonitor.Ru - репутационный портал столицы УрФО
СЛУЖБА МОНИТОРИНГА
Как отрастить бороду до груди?
Чебурашка заплатит штраф за ВК-Медиа
О проекте Демонстрация Обзор PR Лента Паблисити Анализ репутаций Архив
пятница, 19 апреля 2024г.Upmonitor в формате XML! 18+
Человек дня
05.09.2007, 14:51

Нефть была, есть и будет

Президент Института энергетической политики подчеркивает, что экономическая модель развития страны до сих строится на принципе, который давно стоит пересматривать: нефть в России будет всегда, а мировые цены на нее также будут высокими вечно
Радио "Свобода", Михаил Соколов
Михаил Соколов:

В Московской студии Радио Свобода – президент Института энергетической политики Владимир Милов. И начнем мы, наверное, наш разговор с того, что происходит на мировых рынках. Есть разные мнения о том, что там происходит. Вот одно мнение. «Небольшой отток капитала, связанный с колебаниями на мировых рынках , события, которые происходят в Северной Америке и в Европе, - все это не имеет, не должно иметь серьезного негативного значения для национальной экономики», - такое указание дал городу и миру президент Российской Федерации Владимир Путин.

А вот другое мнение – финансового аналитика Максима Бланта: «Кризис ликвидности, который разразился в развитых странах, привел к резкому подорожанию денег на финансовых рынках. Россия лишились источника дешевых средств. Начали возникать проблемы с размещением облигаций и привлечением кредитов. Кроме того, крупные инвесторы начали спешно выводить средства с развивающихся рынков, в том числе и из России».

Ну, оценки вывода этих средств достаточно разнятся. Господин Греф говорит, что это 7,5 миллиардов долларов, а независимые эксперты считают, что более 20, а некоторые считают, что и до 25 миллиардов дойдет. Вот я хотел бы начать разговор с Владимиром Миловым с вопроса: влияет ли вот этот кризис ликвидности мировой на нынешнюю экономическую ситуацию и, в частности, на основу современного относительного благосостояния России и на ее энергетику?



Владимир Милов:

Безусловно, это тревожный звоночек для нас. Слишком долго мы пребывали в благожелательном расположении духа. Действительно, многие показатели росли, вот и капитализация фондового рынка, в частности, росла. И это одно из таких событий – вот этот мировой кризис ликвидности, который показывает, что на самом деле фундаментальные проблемы есть, они никуда не уходят.

Действительно, очень многие наши компании отложили размещение заимствований и облигаций в последние месяцы. И некоторые, которые все-таки производили заимствования, вынуждены были делать их по более дорогим процентным ставкам. Вот, в частности, скажем, «Газпром» разместил еврооблигации больше чем на миллиард долларов буквально месяц назад, и он вынужден был согласиться на то, чтобы потратить в течение срока действия этих облигаций примерно на 100 миллионов долларов больше, чем если бы это состоялось еще месяц назад, буквально из-за такого быстрого и резкого роста процентных ставок.

Мы видим, что у нас идет, действительно, отток капитала с фондового рынка и дешевеют акции. И это еще раз показывает, что на самом деле вот то благополучие, которое сегодня мы наблюдаем в нашей экономике, оно по многим параметрам достаточно зыбкое. И есть серьезные, фундаментальные проблемы, которые не позволяют нам со стопроцентным оптимизмом смотреть в будущее.



М. Соколов:

И вот еще одна тема, конечно, интересная. На данный момент можно зафиксировать то, что процесс огосударствления нефтяной отрасли, он не дискуссионный уже, а он просто состоялся. Доля государственных нефтяных компаний в сфере добычи нефти возросла с 10 процентов в 2003 году до 40 процентов сейчас, и может быть, даже выше. Вот можно ли сейчас как-то подвести итог, каковы предварительные результаты этой операции, которая началась с ареста господина Ходорковского, завершается уничтожением ЮКОСа. Есть новые претенденты на место и ЮКОСа, и Ходорковского сейчас?



В. Милов: Пока, к сожалению, неприятный очень результат, если говорить просто о показателях работы...

М. Соколов: Да, экономические показатели.

В. Милов:

...нашей нефтегазовой индустрии. Рост добычи замедлился. Причем, во-первых, есть совершенно очевидные свидетельства того, что это, прежде всего, происходит в тех сферах, где как раз и имеет место этот передел собственности. То есть компании государственные, которые поглощают новые активы и те активы, которые становятся объектом поглощения, показывают результаты гораздо хуже, чем несколько лет назад. Единственное, что продолжает расти, - это сохраняющийся частный сектор, что внушает некоторую надежду. Вот если бы не частный сектор, например, то у нас и 2 процентов роста добычи нефти бы не было.



М. Соколов: А сейчас сколько? 2 процента?

В. Милов:

Ну, сейчас около 3 процентов. И основным локомотивом этого роста все-таки продолжают оставаться частные компании. 2-2,2 процента – это был, скажем, рост в прошлом, 2006 году. Из этого роста более половины обеспечили частные компании. При этом, на самом деле, примерно треть – иностранные компании, которые являются операторами Соглашения о разделе продукции.

Так вот, во-первых, серьезная проблема – это замедление роста. А вторая серьезная проблема – это то, что этот передел собственности осуществляется такими сомнительными методами, в ходе которых фигурируют какие-то непрозрачные сделки, и для того чтобы финансировать эти сделки, привлекаются огромные долги. Вот мы все, например, знаем о том, какие проблемы сегодня есть у «Роснефти» из-за того, что она, по сути, выбрала лимит заимствований.



М. Соколов: А какие у нее проблемы?

В. Милов: Ее долг приблизился к умопомрачительной совершенно цифре – в 35 миллиардов долларов. Это, по сути дела, не позволяет говорить о том, что «Роснефть» может привлекать новые, крупные заимствования, пока она хотя бы часть из старых не погасит. А это просто осложняет, лишает компанию возможностей масштабных инвестиций в новые месторождения. У «Роснефти» масса новых проектов...

М. Соколов: То есть они как бы нагребли на себя, да?

В. Милов: Они за счет вот этой скупки активов, конечно, прежде всего ЮКОСовских, набрали огромное количество долгов. То есть они же покупали это все на заемные деньги, которые брали взаймы у банков, у финансовых институтов. Вот у них теперь скопились такие огромные долги, которые им надо отдавать, что они не могут найти денег, достаточных для того, чтобы разрабатывать новые месторождения в Восточной Сибири, на Сахалине...

М. Соколов: Владимир, но они все-таки дешево брали, они до кризиса брали.

В. Милов: На достаточно нормальных условиях они брали. Хотя, в частности, отложили размещение облигаций в июле из-за того, что, действительно, подорожали процентные ставки, это не очень хорошо сказалось на их финансовом состоянии. Но я думаю, что они просто вынуждены будут пытаться искать способы и дальше занимать деньги. Им нужно инвестировать. Примерный объем потребностей «Роснефти» в инвестициях на новые месторождения, скажем, на Сахалине или в Восточной Сибири составляет все те же где-то 25-30 миллиардов долларов.

М. Соколов: Да из бюджета дадут. Нет?

В. Милов: Ну, знаете, вот сейчас там такая очередь выстроилась за бюджетными деньгами...

М. Соколов: Госкорпорации одна за другой создаются.

В. Милов: Да, просто плодятся, как на дрожжах. Якунин стоит в очереди за компенсацией убытков от субсидирования пассажирских перевозок, Чубайс просит денег на компенсацию...

М. Соколов: Да, в Эвенкии Чубайс собирается возвести гидроэлектростанцию, которую Советский Союз так и не построил.

В. Милов: И Кириенко есть со своей атомной программой.

М. Соколов: Да, штук 20 АЭС построить.

В. Милов: Если посчитать примерный объем заказов от лоббистов на госфинансирование, то, безусловно, никаких денег не хватит. У нас и так уже непроцентные расходы бюджета выросли до более чем 18 процентов ВВП в следующем году с 12 процентов всего четыре года назад. И в этом смысле с 2009 года наш бюджет перестает быть профицитным, мы переходим опять на заимствования.

М. Соколов: Это при таких же доходах нефтяных, да?

В. Милов: Да, при примерно сопоставимых с сегодняшними.

М. Соколов: То есть понравилось жить не по средствам?

В. Милов: Да, абсолютно. Поэтому где они будут брать деньги на все эти свои амбициознейшие программы – от «Роснефти» до нанотехнологий – это, честно говоря, большой вопрос. И ясного ответа нет на это все.

М. Соколов: Знаете, раз уж вы «Роснефть» упомянули, я хочу поинтересоваться вот чем. Была такая народная распродажа акций «Роснефти». А что, собственно, с этими акциями произошло? Есть подозрение, что они сейчас стоят, ну, те же практически деньги. То есть люди ничего не заработали. Насколько я понимаю, по этим акциям дивидендов господин Сечин и его компания, которые руководят «Роснефтью», практически не заплатили. Это так?

В. Милов: Да. Ну, там был скандал на собрании акционеров ежегодном, которое состоялось в июне. И об этом очень много писали. Там, кстати говоря, лично выступал господин Сечин и общался с акционерами. Он уверял, что компания развивается, надо просто немножко потерпеть (как часто, в общем, мы слышим эти слова). Насколько я понимаю, сейчас акции «Роснефти» торгуются ниже цены размещения. То есть люди реально потеряли на тех деньгах, которые вложили.

М. Соколов: Между прочим, пенсионеры покупали, я сам видел, много пенсионеров. Реклама была хорошая, а вот видите, как..

В. Милов: Честно говоря, это же было понятно. Вот я знаю многих представителей, скажем, инвестиционных банков, финансовых институтов, которые не покупали акции на этом размещении, потому что оно все-таки прошло по очень дорогой цене. Ну, безусловно, все это не очень хорошо выглядит, когда людям не объяснили риски вложения денег в акции «Роснефти», и люди реально потеряли. Я помню эти очереди в Сбербанки. Очень многие люди же реально думали, что они вкладывают в какие-то инструменты, с которых будут получать фиксированный доход.

М. Соколов: Да, обеспеченные государством.

В. Милов: Но, к сожалению, мы видим, как государство к такого рода надеждам и доверию инвесторов – физических лиц, граждан наших – относится.

М. Соколов: Вот пришел на пейджер вопрос. «Почему вы так переживаете, если подешевеет нефть? Может быть, наконец, что-то начнет меняться к лучшему для страны и простых людей», - пишет Александр.

В. Милов: Нет, я совершенно не переживаю. Я как раз считаю, что это будет очень полезно для нашей страны. Я переживаю по поводу того, что наши власти, к сожалению, не готовы к этой ситуации. То есть вся та модель экономической политики, которую они выстраивали последние несколько лет, эта модель была основана на том, что мировые цены на нефть не упадут никогда. И больше того, я могу сказать свое личное ощущение и ту информацию, которую я знаю, та аналитика, которая циркулирует среди людей, принимающих решения, и вокруг президента Путина, и премьера, вот то, что ложится им на стол, - это всякие записки о том, что по самому широкому спектру причин, но высокие цены на нефть теперь будут всегда. Вот для меня, честно говоря, это немножко странно, потому что...

М. Соколов: ...так не бывало никогда.

В. Милов: Да. Если все-таки просто посмотреть на историю мировых товарных рынков, то, конечно, они живут циклами. И никогда не говори «никогда» - это базовый принцип, которым здесь надо руководствоваться. Мне кажется, они просто привыкли, они уже не мыслят того, чтобы как-то по-другому жить, не пользуясь плодами вот этой 70-долларовой нефти. Хотя, на мой взгляд, эта ситуация очень неустойчивая. Я согласен с тем, что если нефть подешевеет, то это может вызывать новый виток разговоров о реформах, об экономической политике другого типа, чем сейчас проводится. Думаю, что в этом смысле это для нашей страны будет хорошо.

М. Соколов: Но больно.

В. Милов: Ну, кому-то, безусловно, будет больно. К сожалению, из-за того, что власти выстроили модель, безальтернативно рассчитанную на дорогую нефть, я думаю, что, к очень большому сожалению, больно придется и многим нашим гражданам.

М. Соколов:

Вот давайте мы гражданина какого-нибудь подключим. Юрий Владимирович из Волгоградской области, пожалуйста. Добрый вечер.

Слушатель: Добрый вечер. Скажите, пожалуйста, не хватит ли нашей экономике зависеть от курса доллара и от курса евро, от курса фунта стерлингов, от курса иены и так далее? 

М. Соколов: А как же ей жить-то с миром? 

Слушатель: И не пора ли, например, уже развивать собственную промышленность? А то уже, извините, я не вижу даже элементарной батарейки, произведенной в России.



М. Соколов: Ну что ж, давайте поговорим об опоре на собственные силы

В. Милов:

Ну, честно говоря, я не вижу какой-то фатальной и специфической зависимости нашей экономики от курса иностранных валют. На самом деле можно, наоборот, наблюдать картину, что сегодня, скажем, рубль укрепляется на фоне дешевеющего доллара. И я думаю, что вот такая противоречивая вещь – хорошо это или плохо, но, тем не менее, укрепление рубля продолжится.

Если слушатель имеет в виду зависимость нашей экономики от мировых рынков и, прежде всего, рынков капитала, то, в общем, от этого нам уже теперь никуда не уйти. Мы живем в глобализованном мире, наша экономика достаточно открыта, и сделать ее закрытой просто даже технически, я думаю, будет сложно.

Что касается развития нашей промышленности и батареек, то вот как раз в открытой конкуренции и определяется конкурентоспособность тех отраслей нашей экономики, которые, действительно, могут производить качественные и пользующиеся спросом товары. Я не думаю, что батарейки – это наш конек, если честно. И в этом смысле рынок, на мой взгляд, в состоянии определить то, какие сферы обладают наибольшей конкурентоспособностью. И мы видим, что очень многие отрасли нашей экономики достаточно неплохо росли в последнее время, и это не обязательно должно быть производство батареек.



М. Соколов: Ну, знаете, вот вы говорите – рынок, а тенденции-то совершенно противоположные. Поскольку на «черный» день, так сказать, когда вдруг с нефтью что-то случится, используются, насколько я понимаю, две стратегии. Одна стратегия – это создание Стабилизационного фонда, чтобы пересидеть какие-то резкие движения, и есть вопросы, насколько эффективно он используется. А вторая стратегия – это создание грандиозных каких-то государственных корпораций по якобы стратегическим направлениям, которые выведут как раз отечественную индустрию (о которой печется наш слушатель) на какой-то мировой уровень. Вот судостроительная корпорация или, скажем, какая-то авиастроительная корпорация. Но такое впечатление, что Россия повторяет путь Южной Кореи, который был использован в 60-70-е годы. А сейчас уже лет 30-35 прошло. В общем, повторение отнюдь не всегда бывает результативным, как мне кажется.

В. Милов:

Ну да. И если вспоминать опыт стран Юго-Восточной Азии, которые шли по такому пути, то не надо забывать, что одним из последствий такого пути развития был азиатский финансовый кризис 1997-1998 годов, который как раз характеризовался перегретыми рынками акций, недвижимости, за фасадом которых, в общем-то, скрывалась не очень высокая эффективность, низкая конкурентоспособность и так далее. И честно говоря, вот это мне очень напоминает нашу ситуацию сегодня. Есть у нас много похожего с предпосылками для того азиатского кризиса.

Что касается госкорпораций, Михаил. Вот в какой-то степени, возможно, это создание госкорпораций и оправдано. Но я не вижу за этим, кроме решения о создании госкорпораций, какого-то реального механизма, который обеспечил бы эффективность их работы.

Так, как они создаются, они создаются исключительно как реципиенты бюджетной помощи и государственных денег. Вот в этом и состоит опасность. Я думаю, что у нас уже сложилось достаточно много конкурентоспособных секторов экономики, которые в состоянии пережить падение цен на нефть, и для них это вообще не будет проблемой. Но, к сожалению, в последние года три-четыре у нас начал развиваться сектор, который исключительным образом зависит от господдержки и от бюджетных денег. Все эти госкорпорации относятся напрямую сюда. И получается так, что как раз если цены на нефть упадут, значит, соответственно, упадут и доходы бюджета, значит, эти отрасли, в общем, окажутся у пересохшего ручейка, и рассчитывать им будет не на что.




Человек дня
Интервью с

От театральных отношений может разорваться сердце

Последнее интервью покойного актера

Интервью с

У Натальи Васильевой не было доступа к материалам дела Лебедева-Ходорковского

Председатель Хамовнического райсуда Москвы рассказал правду о приговоре по второму делу ЮКОСа

Интервью с Игорем Сечиным

За ЮКОСом тянутся не просто нарушения, но тягчайшие уголовные преступления — убийства, истязания, шантаж

Могущественный вице-премьер заявил The Wall Street Journal, что в деле Ходорковского не было никакой экспроприации бизнеса

Интервью с Натальей Васильевой

Приговор Михаилу Ходорковскому был написан судьями Мосгорсуда

Откровенное интервью о деле ЮКОСА "Газете.ru" помощника суда Хамовнического района

Интервью с Николаем Максимовым

Лисин - он живой, юморной, вызвал доверие

Задержанный в Москве торговец вторчерметом Николай Максимов занимается голодовками и борется с первым олигархом из списка Forbes

Интервью с Анастасией Волочковой

Да что такое вообще, ваша партия?! Я сама больше, чем партия!

Балерина решила покинуть ряды "Единой России"

Интервью с

Я сломал вам жизнь, Валентина Алексеевна!

Первый пресс-секретарь Бориса Ельцина нарушила свое двадцатилетнее молчание

Лента заявлений
19/04/2024
Митрополит Кирилл

"Все-таки мы - большинство"

Николай Цуканов

"Шокирован случившимся"

Евгений Куйвашев

"Екатеринбург - город храбрых"

Паблисити
«Мир вука» «Мир вука»
Медийные итоги публичных персон Урала в январе-июне 2021 г. – по версии ЮПИмонитор
"Надо только выучиться ждать"
Медийные итоги публичных персон Урала в ноябре - по версии ЮПИмонитор
Обзор PR

СМИ ли надо?СМИ ли надо?

"И примкнувший к ним" Директор Сети...

На слуху
Багаряков уйдет на север Багаряков уйдет на север
Его прочат в политтехнологи президентского штаба по СЗФО
"Завтра ждем ареста"
Кто в Нижнем Тагиле такая борзота?
Ройзман подписи и не собирал Ройзман подписи и не собирал
А влип Переверзев


сальниковые компенсаторы


неразрушающий контроль


закладные детали


металлорукав


резервуар ргс


резервуар рвс


сильфонные компенсаторы


О проекте | Наши услуги | Реклама | Работа | Карта сайта
© 2001-2024 г.г. Администратор домена – ООО «Агентство «ЮПмонитор.ру» (Agency UPmonitor.ru Ltd)
г. Екатеринбург, 620075, ул. Пушкина, д.4, офис 1 office [енотовидная собака] upmonitor.ru
Генеральный директор Худяков Э.В.
Материалы информационного агентства UPmonitor (ЮПИмонитор) /Св-во о регистрации СМИ ИА №ТУ66-01098, выдано управлением Роскомнадзора по Свердловской области 29 декабря 2012/ доступны подписчикам в Свердловской области при авторизации в закрытой части портала UPmonitor.ru
В открытом доступе на портале размещены данные службы мониторинга UPmonitor (ЮПИмонитор).
В электронном архиве – материалы СМИ, собранные автоматизированной системой мониторинга. Администрация портала UPmonitor.ru не несет ответственности за достоверность публикаций СМИ, находящихся в электронном архиве, а также за несоблюдение этими СМИ законодательства РФ.
Rambler's Top100