Человек дня |
30.09.2007, 16:50
Региональный застой
|
Основная беда федеральной политики, по мнению министра регионального развития, связана с тем, что помощь субъектам распределяется по принципу «сколько тебе не хватает?», в результате стимула для саморазвития у регионов просто нет |
Телеканал "Россия", Вести
Вести: Как вы узнали о вашем назначении, и когда вы о нем узнавали, знали ли вы, что министерство уже получает дополнительные функции, и теперь его называют чуть ли не самым влиятельным в правительстве?
Дмитрий Козак: Это естественно, все было корректно, комфортно, и я, конечно, знал об этом заранее и знал, на каких условиях будет это предложение и так далее, иначе нельзя. Если человека назначают, поручают какие-то функции, он должен, во всяком случае, если не свои собственные силы прикидывать, но должен быть способным с ними справиться. Поэтому было решение принято заранее, и обговаривались функции заранее. Здесь проблем нет.
Вести: А вы согласны с мнением, что министерство теперь одно из самых влиятельных?
Д. Козак: На сегодня это одно из самых невлиятельных министерств - в том виде, в котором оно есть, к сожалению. Это такое министерство для битья, что называется. К сожалению, иногда в его названии заложено много функций, а никаких инструментов реализации этих функций на сегодняшний день нет. Сейчас с принятием этого решения оно действительно реальное, одно из важных. Я бы не сказал влиятельных или невлиятельных (все министерства должны быть в одинаковой степени влиятельными). Федеральное министерство должно быть значимым, важным и влиятельным. И появились инструменты для решения тех задач, которые стоят перед этим министерством.
Вести: Вы можете про полномочия рассказать? Какие полномочия получило министерство, в том числе от министерства экономического развития?
Д. Козак: Можно, наверное, сначала говорить не о полномочиях. Полномочия – это обязанность, да. Надо сначала говорить о задачах, которые ставят перед министерством. Ключевая задача – это выработка и реализация федеральной, региональной и муниципальной политики. И это не просто написание каких-то законов и так далее, мы должны выработать такие механизмы, которые обеспечивают мощные, жесткие стимулы для региональных и местных властей, для того, чтобы они работали над развитием экономики, чтобы они несли максимум ответственности за все то, что происходит на их территории. И в этом плане для решения этих задач предоставляют соответствующие права и соответствующие полномочия. Это, прежде всего, полномочия по регулированию межбюджетных отношений. Это самый важный, самый мощный инструмент региональной и муниципальной политики. И передаются полномочия по согласованию федеральных целевых программ с точки зрения их влияния на развитие конкретных регионов. На сегодняшний день эта проблема решается, на мой взгляд (это мое субъективное мнение), крайне не эффективно, и никаких стимулирующих механизмов, выделяя повышение эффективности работы региональных и местных властей, практически нет. Практически нет. Межбюджетные отношения, помощь распределяется по принципу "сколько тебе не хватает?". Стимула для того, чтобы выходить из состояния дотационности и стимул для того, чтобы жить за счет собственных ресурсов, практически не существует. Помощь определяется по формуле "сколько тебе там не хватает?", и до этого довешивают там, до определенного уровня, выравнивают субъекты примерно на 60 процентов. Некоторые инструменты заложены в действующее законодательство, и с 2008 года начнут действовать. Но нам необходимо эти механизмы совершенствовать. Должен быть мощный стимул у субъектов федерации, чтобы находить собственные ресурсы. Собственный потенциал когда задействуется для обеспечения экономического благополучия региона, он имеет эффект на порядок выше, чем внешняя финансовая помощь безвозмездная. Когда регионы живут за счет собственных доходов - это не только решение там каких-то социальных вопросов, но имеется в виду содержание социальных учреждений и так далее, это, прежде всего, рабочие места. Это доходы граждан, которые не задействованы в бюджетной сфере, а их большинство. И в этом плане мы должны эти инструменты настроить таким образом, чтобы регионы стремились выйти из этого состояния. Следующая задача - полномочия, согласование федеральной целевой программы. Нас сегодня в территориальном разрезе федеральные целевые программы, в принципе, никем не согласуются. В привязке к тому, что такие конкурентные преимущества и территории, такие перспективы ее развития и такого звена у правительства в Российской Федерации не существует. Сегодня в законодательство заложили необходимость территориального планирования на территории РФ на различных уровнях: федеральный, региональный и местный. Пока это планирование осуществляется только на региональном и местном уровне, а такой стратегии в привязке к территории, стратегии развития РФ никто не разрабатывал, и ни на ком ответственность за это не лежит. Это то же будет ответственность министерства. Здесь надо только опять же разумно поступить, чтобы это министерство не стало дополнительно очередной бюрократической структурой, очередным препятствием для принятия решений. Поэтому мы по части федеральных целевых программ об этом договорились с Министерством экономического развития и торговли, с Министерством финансов. Здесь нет никого главного по этой программе. Главными являются по федеральным целевым программам отраслевые министерства, которые охватывают практически всю сферу жизнедеятельности страны. Они являются разработчиками, но кто-то должен, так сказать, их скоординировать. Министерство экономического развития и торговли должны оценить эти программы с точки зрения их влияния на, прежде всего, на макроэкономические показатели, развитие экономики. Минрегион - с точки зрения соответствия той самой генеральной схемы территориального планирования, стратегии развития регионов, увязать их со стратегиями, принятыми стратегиями социально-экономического развития конкретных регионов. Минфин - с точки зрения финансовых возможностей бюджет. Вот таким образом вот эти три ведомства, так сказать, будут заниматься. Каждый должен заниматься в своей части и давать оценку своей части. Окончательные решения должно принимать правительство РФ. То есть та ситуация, которая, так сказать, на сегодняшний день была без всяких критериев - игра без правил, что называется, так сказать. Одни министерства разрабатывают, а другие, исходя из собственных субъективных представлений, без всяких ограничителей, могут принимать окончательное решение. Это тоже недопустимо.
Вести: Денег достаточно?
Д. Козак: Денег? Сейчас эти вопросы обсуждаются, но то, что те решения, которые уже приняты, в том числе в закрытом указе президента, их достаточно. Главное здесь на самом деле - не деньги. Денег довольно много, может быть, даже избыточно много, исходя из тех решений, которые приняты. Здесь другая проблема, и я намерен ее решать в рамках деятельности министерства. От части денег просто отказаться, передать их на тот уровень власти, который способен их эффективно использовать. Отсюда, из Москвы, строить больнички, акушерские пункты, школы, детские сады и так далее, невозможно. Тысячи, десятки тысяч объектов проконтролировать, что эти средства используются эффективно, что эти объекты нужны, просто невозможно. Мы должны это осознать и реалистично подходить к своим собственным возможностям.
Вести: Я хотел бы задать вопрос по поводу того поста, который вы только что покинули, полпреда Южного федерального округа. Мы знаем, что это место такое проблемное. Вы с каким чувством это место оставили - выполненного долга, облегчения, тревоги или чего-то еще?
Д. Козак: Вряд ли можно, так сказать, иметь такое ощущение выполненного долга. Конечно, до конца все не выполнено. Конечно, до конца, так сказать, не сделано. Но есть возможность все то, что невозможно было сделать с округа, завершить здесь. Конечно, многое сделано, прежде всего, в общественно-политической сфере. Конечно много, допустим, сделано, так сказать, с точки зрения создания механизмов или переориентирование региона, на экономическое развитие, на опору, на собственный потенциал. Многие регионы были ориентированы на это в рамках округа, и уже целый ряд регионов снизили на 30 процентов свой уровень дотационности. Это очень важно. На мой взгляд, то, что на сегодняшний день есть общественно-политическая стабильность, и есть понимание о региональных органах власти при понимании приоритетов в экономической сфере. Это такой важный результат. Он, конечно, не только полпредом реализован, это делалось по нашей инициативе, но в сотрудничестве практически со всеми федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти регионов. Чувство выполненного долга было бы тогда, когда регион расцвел, там прекратились бы конфликты. К сожалению, на сегодняшний день в Ингушетии в последнее время ситуация обострилась. Я повторяю это много раз: к сожалению, ситуация обострилась, но к счастью, это пока ограничивается только территорией Ингушетии.
Вести: А с чем вы связываете это обострение?
Д. Козак: Общественно-политическая стабильность во всех других регионах, так сказать. Ничего практически не изменилось. Это обострение связано, прежде всего, с активизацией бандитского подполья, которое, к сожалению, еще там было. И, судя по тому, как по почерку, который там осуществляется, он, наверняка, завязан на предвыборную политическую борьбу. Наверняка. Я говорю о собственной версии, это собственная гипотеза, которая, на мой взгляд, является доминирующей <...>
|
Человек дня |
|
|