Телеканал "Россия", Вести
Вести: В Пензенской области 29 членов псевдоправославной секты, в том числе четверо детей, продолжают оставаться замурованными в пещере. При этом жители подземелья угрожают сжечь себя, если в отношении них будут приняты насильственные меры. Ситуацию в интервью информационному каналу "Вести" прокомментировал профессор, лидер антисектантского движения в России Александр Дворкин.
Здравствуйте. Среди людей, которые добровольно поместили себя в такие условия, есть четверо детей. Но ведь для них эта ситуация очень опасна. Даже просто находиться в таких условиях вредно для здоровья, а тут еще и родители угрожают в случае чего сжечь себя.
Александр Дворкин: На самом деле о добровольном помещение этих людей в бункер говорить не приходится. Потому что на самом деле эти люди находятся под долгим психологическим воздействием этого самого отца Петра. Он манипулировал их сознанием, изолировав их в далекой деревне, вдали от их привычного окружения, и в конечном итоге довел их до такой вот истерии. Это нормальная практика в мире тоталитарных сект. То есть люди делают что-то вроде бы добровольно, а на самом деле вынужденно, так как они абсолютно не свободны.
Вести: То есть все это происходит под влиянием одного человека?
А. Дворкин: Под влиянием одного человека, под влиянием манипулятивных техник этого Петра.
Вести: Что сейчас можно сказать о степени фанатичности этих людей, о том, насколько они действительно подчиняются этому человеку? Они действительно могут себя сжечь?
А. Дворкин: Они действительно могут себя сжечь. Они действительно полностью подчинены воле этого человека. И чтобы как-то спасти этих людей, необходимо, прежде всего, отыскать самого этого Петра, которого внутри этой пещеры нет, который сбежал и где-то прячется. Очевидно, что у него есть какие-то цели. Я не исключаю, что человек он также фанатичный, также все бросил ради этого ожидания конца света. Но вместе с тем, практика показывает, что такие фанатичные лидеры никогда не забывают и о своей собственной выгоде. Поэтому эту выгоду необходимо обнаружить и дальше попытаться воздействовать на него через это.
Вести: Сейчас можно воздействовать только психологическими методами?
А. Дворкин: Да. Потому что люди сейчас находятся в истеричном состоянии. Если бы там не было детей, то можно было бы ждать, но дети в таких экстремальных условиях просто могут не выжить. Это такие страшные ножницы, в которые мы поставлены.
Вести: Известно, что это подземное убежище появилось не за один день, само поселение, община была создана полтора года назад. Что же это за люди и зачем они, собственно, приехали в Пензенскую область?
А. Дворкин: Это одна из достаточно большого количества псевдоправославных сект. То есть это секта, которая работает на православном поле, использует православную терминологию и вербует людей, интересующихся церковью. Людей, которые начали ходить в церковь, но еще не успели понять, что к чему. И вербуют на фоне перемен, которые происходят сейчас в обществе: нестабильное положение, страх перед будущим. А потом внушают им такую истерию. Это не единственное такое деревенское поселение. В Ярославской области, в селе Кащеевка, есть другое такое же изолированное поселение, так называемое опричное братство, которым руководит некто Николай Козлов. На самом деле его фамилия Щедрин, а зовут его Алексей. И там то же самое – полная изоляция, чужих не подпускают, и в любой момент, когда этому самому Щедрину-Козлову что-то взбредет в голову, все это может рвануть. Есть и другие такие поселения.
Вести: Что известно об этой организации? Может быть, у них где-то есть еще подобные поселения?
А. Дворкин: Нет, это, судя по всему, авторская секта вот этого самого Петра. Но она принадлежит к псевдоправославному движению, которому свойственная истерика по поводу налоговых номеров, по поводу глобализма. Эти люди требуют канонизации Ивана Грозного, требуют канонизации Распутина. Некоторые из них требуют канонизации Сталина и так далее. А в противном случае угрожают, что они уйдут из церкви, либо примут какие-то свои меры. Заявляют, что они являются истиной церковью. Среди них есть и те, кто формально еще принадлежат церкви. Есть те, которые уже давно вышли за ее пределы и, соответственно, в рамках этого движения создают подобные апокалиптические секты. Очень много ходит таких вот бродячих сектоводов, которые пытаются создать свои секты. Они говорят, что знают такое местечко, где можно переждать пришествие антихриста. Дескать, там пересидишь, антихрист не заметит, и тогда уже целенький придешь к страшному суду. И на психически неустойчивых, неуравновешенных людей, которые переживают стрессовое состояние, людей, которые хотят совершить какой-нибудь яркий поступок в своей жизни, это может подействовать. На самом деле существует много подобного рода изолированных сект. Например, секта «Анастасия», которую возглавляет предприниматель Владимир Мегре (на самом деле Пузаков). Он своих адептов также вывозит в далекие медвежьи углы для полного контроля над ними. Поэтому и там, соответственно, может рвануть. Виссарион, бывший милиционер Сергей Торопов, в Красноярском крае, тоже организовал свои деревенские поселения, опять же изолированные от всего мира. И там может рвануть. Это, конечно, очень опасная тенденция.
Вести: Но ведь известно, что среди этих сектантов находятся четыре ребенка. Насколько бы фанатичным не был человек, он все-таки хочет добра своему ребенку. Понятно, что пребывание ребенка зимой в землянке, в непонятных санитарных условиях, опасно для его здоровья.
А. Дворкин: Несомненно. А вспомните "Свидетелей Иеговых". Сознание этих людей настолько контролируется, что когда ребенку требуется переливание крови, они, скорее, предпочтут, чтобы ребенок умер, только бы не допустить переливания крови. Поэтому главное – это происходящая перемена мышления у человека, подмена образов. То, что нам кажется благом, для них является злом. А то, что для нас кажется злом, для них является благом. Ну, подумаешь, несколько месяцев придется жить в таких тяжелых условиях, что это значит, если там впереди вечная жизнь вместе с Христом, обещает этот Петр. Поэтому детям стоит перетерпеть такое. Происходит подмена понятий. Таким образом можно оправдать все, что угодно. Можно оправдать убийство, что, собственно, и бывает в тоталитарных сектах. Можно оправдать самоубийство, можно оправдать любое преступление, растление. Все, что угодно. И все это достигается посредством манипулирования сознанием. Поэтому секты так опасны.
Вести: Сейчас очень много публикаций по поводу того, что большинство тоталитарных сект почему-то выбирают именно эту стратегию. Все говорят о приближающемся конце света, в тоже время, преследуя и финансовые цели, – отдайте свое имущество, потому что оно вам не потребуется. В данном случае чего может добиваться отец Петр?
А. Дворкин: На самом деле, конечно, не большинство сект говорят о конце света, это определенный тип тоталитарных сект. Конец света это, с одной стороны, беспроигрышная стратегия, потому что вот уже, собственно, этот конец наступает, нужно действовать быстро и думать некогда. Но, с другой стороны, это секта рассчитана на краткосрочный период времени, потому что потом конца света не происходит. Правда, некоторые выживают. Например, "Свидетели Иеговы", которые пять раз назначали дату конца света. Последний раз в 1975-ом году, но, тем не менее, настолько люди были оболванены, что они продолжают находиться в этой организации. Для отца Петра это, в первую очередь, упоение властью. Я думаю, это главное, потому что он имеет безраздельную власть над этими людьми, которые по его слову сделают все, что угодно, даже совершат массовое самоубийство. Несомненно и то, что они все – 7-8 семей - продавали свои квартиры в городах. Значит, он собрал и неплохое состояние, какие-то подъемные деньги у него есть. Но нужно смотреть, что он дальше будет делать. Необходимо, конечно, в первую очередь бросить все силы для того, чтобы найти этого самого Петра и не допустить его контактов с сектантами.
Вести: Против этого Петра сейчас возбуждено уголовное дело. Милиция его уже разыскивает?
А. Дворкин: Этот вопрос лучше задать пензенской милиции. На самом деле, конечно, пора его объявлять во всероссийский розыск.
|