Российская газета,
: Не хочешь, а нарушишь - примерно так до сих пор рассуждают многие водители, которых не остановило ужесточение наказаний на дороге. Однако, будучи остановленными за выезд на встречную полосу, они удивляются, что штрафом за подобное нарушение больше не отделаешься. А раз так серьезно ужесточается ответственность, то впору требовать наведения порядка на проезжей части.
Этим решило комплексно заняться ГИБДД. Чем поможет профессиональный взгляд автоинспекторов на состояние асфальтового полотна, обоснованность знаков и разметки? Начальник департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Виктор Кирьянов рассказал корреспонденту "РГ", что нового ждет нас на дорогах.
Отмена надуманных ограничений
Сейчас за выезд на встречную полосу водителя лишают прав. Но сплошь и рядом на дороге вводится ничем не обоснованный запрет на обгон. И у человека за рулем остается плохой выбор - или ползти черепашьим шагом за медленной фурой, или рисковать правами, пересекая сплошную линию.
Виктор Кирьянов: Сейчас мы ведем работу по снятию неправильно введенных ограничений. Если законодатель принял жесткую и безальтернативную меру для нарушителей, мы должны и к себе подойти так же жестко. Конечно, недопустимы ситуации, когда, например, на протяжении многих километров на узкой дороге нанесена сплошная линия даже на прямых участках с хорошей видимостью. Зачастую оказывается, что применение подобной разметки не вызвано необходимостью. Работа по устранению необоснованно введенных ограничений никогда не прекращалась. Но сейчас, в условиях новых законодательных норм, выявлению подобных случаев придается самое серьезное внимание. Министром внутренних дел даны соответствующие указания руководителям МВД, ГУВД, УВД по субъектам для наведения порядка в данном вопросе.
: Откуда такая разметка?
В. Кирьянов: У нас ведь как: произошло ДТП на прямом участке дороги, связанное с выездом на встречную полосу, - наносят сплошную линию. Для чего? По стандарту нанесение сплошной линии разметки предусмотрено только на участках с ограниченной видимостью. Но если какой-то лихач выскочил навстречу близко идущему транспорту, из-за этого надо всем остальным запрещать обгон? Так этому лихачу и сплошная линия не помешает. А все остальные автолюбители будут страдать в хвосте у какого-нибудь трактора. Мы сейчас разбираемся с подобными ситуациями, проверяем дороги. И тут нам необходима помощь участников дорожного движения: пусть информируют местные органы ГИБДД, УВД, ГУВД, дорожные службы о таких ограничениях.
: Проводимые департаментом проверки дорог дают какой-то результат?
В. Кирьянов: Судите сами, в течение двух лет мы обследовали автодороги "Каспий", "Дон", "Урал", "Крым", "Амур", "Уссури". Выявлено огромное количество нарушений требований, влияющих на безопасность дорожного движения. В результате сняты необоснованно введенные ограничения в движении, внесены соответствующие изменения в схемы разметки, ликвидированы дефекты дорожного покрытия.
Перед тем как начать строить или реконструировать дорогу, необходимо обеспечить объезд этого участка. А у нас попросту ограничивают движение - это проще и дешевле. В результате на трассах создаются заторы, а вдоль дороги стоят люди с табличками, которые обещают за 200 рублей помочь объехать этот ремонтируемый участок. Раньше надзорная деятельность Госавтоинспекции при выявлении нарушений требований стандартов сводилась к выдаче предписаний и составлению протоколов в отношении мастеров и прорабов. Сегодня такие нарушения - это факты неисполнения законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения, о чем наши сотрудники сообщают в органы прокуратуры. Прокуратурой выносятся представления, возбуждаются дела об административных правонарушениях в отношении должностных лиц за нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог.
: А что изменится для водителей?
В. Кирьянов: Мы добились того, чтобы при выполнении дорожных работ вопросы безопасности дорожного движения ставились бы на первое место. Уже в следующем году на той же трассе "Дон" вы не заметите тех ограничений, с которыми вам пришлось столкнуться в этом году. А ведь любое ограничение движения на трассе влечет за собой нарушения и необдуманные действия со стороны водителей. И в первую очередь надо так организовать движение, чтобы предотвратить саму возможность нарушения.
Лихачи в прямом эфире
: Тотальное видеонаблюдение, которое стоит у вас в ближайших планах, станет такой профилактикой лихачества?
В. Кирьянов: Использование средств видеоконтроля, позволяющее перейти от субъективной оценки к объективной, будет способствовать профилактике правонарушений, сокращению количества конфликтных ситуаций при оформлении и последующем рассмотрении материалов в суде. В конечном счете - для нормализации отношений между инспектором и водителем. О применении в практике тотального видеоконтроля говорить еще рано. Но вопросы оснащения подразделений мобильными приборами фото- и видеофиксации уже решаются в рамках Федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах".
До 1 июля следующего только за счет средств федерального бюджета в 17 субъектах Федерации будет оборудовано около 500 зон контроля с использованием таких стационарных устройств. К тому же будет поставлено 360 передвижных комплектов данного оборудования.
: Камера фиксирует автомобиль, а не водителя. Кто будет отвечать?
В. Кирьянов: С 1 июля 2008 года ответственность за правонарушения, зафиксированные в автоматическом режиме, будет лежать не на плечах водителя, а на владельце транспортного средства. Принятое в этой части решение законодательных органов мы считаем абсолютно правильным. Нет ничего противоестественного в том, что владелец автомобиля будет нести ответственность за свое решение о доверении другому лицу источника повышенной опасности. Тем более что в данном случае может быть применена санкция только в виде штрафа по минимальному пределу. Такая практика используется во многих странах, в частности во Франции.
: При создании такой системы западный опыт учитывался?
В. Кирьянов: Конечно, сам факт принятия соответствующих изменений и дополнений в КоАП основан на положительном зарубежном опыте применения средств автоматической фиксации нарушений. При внедрении подобных средств учитываются технические решения, апробированные в ряде других стран. Это касается как самих приборов, так и вариантов их размещения. А также способов идентификации в условиях ограниченной видимости: с использованием фотовспышек спереди или сзади, инфракрасной подсветки. Не менее важны для условий эксплуатации в России такие факторы, как степень климатической и антивандальной защищенности.
Наказания в три этапа
: Новые положения Административного кодекса изменят ситуацию на дорогах?
В. Кирьянов: Как известно, новые нормы вступают в силу поэтапно: 11 августа этого года, с 1 января 2008 года и окончательно поправки в КоАП вступят в силу с 1 июля 2008 года.
Мы не можем, конечно, сегодня в цифрах оценить влияние новых статей КоАП РФ на сокращение числа погибших и пострадавших на дорогах людей. Но то, что положительное воздействие будет, не вызывает никаких сомнений. Посмотрите сами: четыре года назад была принята безальтернативная санкция за управление автомобилем в нетрезвом виде. В итоге в течение четырех лет количество ДТП, совершенных пьяными водителями, неуклонно сокращается.
: Теперь и наказание за выезд на встречку - тоже без вариантов. Только лишение прав.
В. Кирьянов: Да, с 11 августа вступила в силу статья, предусматривающая безальтернативную ответственность за выезд на встречную полосу дорожного движения, где это запрещено. По этой статье предусмотрено лишение права управления от 4 до 6 месяцев. И штрафом тут уже не отделаешься. Буквально на днях мы получили отчет: количество ДТП, связанных с выездом на встречную полосу, в третьем квартале этого года сократилось на 2,7 процента.
<...>
|