Человек дня |
15.01.2008, 15:09
По лезвию буквы
|
Декан журфака Уральского госуниверситета обращает внимание на сложность профессии журналиста, которому приходится учитывать интересы инвесторов, собственников, аудитории, рекламодателей |
Российская газета-Урал, Анатолий Горлов
Анатолий Горлов: Начиная с 1985 года факультет журналистики Уральского государственного университета имени А. М. Горького возглавляет Борис Лозовский. Он сам выпускник журфака. Не один год проработал в СМИ. И, возможно, поэтому свято хранит традиции уральской школы журналистики, воспитавшей огромное количество известнейших представителей отечественной прессы. Лозовский - авторитетнейшая личность в профессиональной среде, опытный преподаватель. В 2007 году за программу обучения и повышения квалификации журналистских кадров Борис Лозовский был удостоен премии правительства РФ в области печатных средств массовой информации. Накануне Дня российской печати корреспондент «Российской газеты» встретился с Борисом Лозовским. Разговор пошел о развитии печатных СМИ и современных требованиях к журналисту.
Борис Николаевич, с вашей наблюдательной «вышки», куда движется сегодня пресса, каковы здесь тенденции?
Борис Лозовский: Я скорее, действительно, наблюдатель за тем, что происходит в СМИ, чем исследователь. Наблюдая, пытаюсь понять тенденции,чтобы потом это понимание передать студентам. Поэтому заглядываю и в так называемую «желтую» прессу. Кстати, некоторые ее подходы обнаруживаются и в серьезных изданиях. Они эксплуатируют интерес читателя с помощью графических, изобразительных и других средств: например, заголовок не вполне отвечает содержанию материала, но зато привлекает внимание. Это общемировая тенденция: недостаточно написать хорошую заметку, важно, чтобы она была прочитана. Мои наблюдения показывают: не все хорошие тексты, публикации доходят до читателя именно потому, что «упакованы», то есть поданы неярко и потому не вызывают интереса и не заставляют прочесть текст. Продвижение достойных материалов в любой форме - анонсирование, реклама, аннотация - это современная тенденция, без этого написанное не доберется до читателя.
А. Горлов: Что, по вашему представлению, есть современная журналистика? В нем ее отличие, например, от журналистики советского периода?
Б. Лозовский: Пресса как агитатор, пропагандист и организатор будет нужна всегда - владельцам, учредителям СМИ и государству. По одной простой причине: это необходимо для реализации их задач. Функции СМИ как агитатора, пропагандиста и организатора необходимы и для каждого человека или группы людей, имеющих политические, экономические амбиции, в чьих руках находится то или иное средство массовой информации. Что касается отличий прессы, то разница заключается в том, что советская журналистика эпохи СССР действительно работала как пропагандист, агитатор и организатор. Но при такой идеологической нагрузке выдавала высочайшие образцы журналистского мастерства. В заданных условиях удавалось не только сказать то, что надо было сказать. К произнесенному еще и прислушивались!
Нынешняя пресса находится в других условиях. Современному журналисту в отличие от его коллеги советских времен приходится учитывать значительно больше интересов. Тогда это были интересы государства, партии, иногда и собственная гражданская позиция. Сейчас приходится учитывать интересы инвесторов, собственников, аудитории, рекламодателей, понимать, что газета вплетена в сеть политических, экономических отношений. Если этого не делать, можно «наломать дров». И в этом смысле в нынешней журналистике работать значительно сложнее, потому что надо соблюдать баланс интересов.
А. Горлов: Во имя чего, по вашему мнению, работают сегодня журналисты?
Б. Лозовский: Все зависит о того, как коллектив и редактор понимают свою миссию, как реализуют ее. На мой консервативный взгляд, задача журналистики заключается в том, чтобы помогать сделать жизнь хотя бы немного лучше, чем она была вчера. С другой стороны, журналисты помогают аудитории определиться в системе ценностей, потоке событий, мнений. Вовсе не обязательно, чтобы читатели приняли точку зрения журналиста, но общество должно знать, манипулирует ли аудиторией журналист, недоговаривая чего-то или преувеличивая что-то. В этом смысле наша профессия - публичная, открытая, и людям следовало бы знать, как делаются журналистские материалы. Можете не говорить, откуда у вас деньги и кто вас содержит, но как собирается материал, обрабатывается и подается публике знать небесполезно, чтобы не попасть на удочку политическим и идеологическим проходимцам.
|
Человек дня |
|
|