Урал паблисити монитор, Юлия Фомина
Юлия Фомина: В эфире радиостанции «Свобода» известный российский режиссер, преподаватель ВГИКа Владимир Хотиненко обратил внимание на такие вещи в кино, которые рядовой зритель подчас и не замечает, проглатывая каждый новый блокбастер один за другим. Несмотря на то, что в российском кино есть тонкие и удивительные фильмы, гораздо проще смотреть кассовое кино – то, что рекламируют, то, что на слуху. Нежелание искать потаенное, как оказалось, присуще и будущим режиссерам. Об этом – Владимир Хотиненко:
– В коротком метре у нас нет мастеров, способных писать. У нас вообще сейчас нет мастеров, способных написать историю. А в коротком метре – тем более. Ребята довольно быстро переходят на полный метр, занимаются игрой во взрослое кино. Но нет материала, им приходится писать самим или открытые источники искать. Я их заставляю искать. Они говорят: «Ну, Владимир Иванович, мы все перерыли, ничего нет». Я борюсь с тем, чтобы они писали себе сами. Но, к сожалению, раз сценариев нет, приходится брать классику или писать самим. И, конечно же, большинству их них хочется показать себя, как художников – либо Тарантино, либо Тарковский, либо Бергман. Есть у них такое желание засветиться сразу ярко. По мере сил и необходимости я борюсь с этим, заклинаю, умоляю, угрожаю, говорю, что буду поддерживать всякого человека, который будет снимать жанровое кино. Я хочу, чтобы они были разные. У нас есть такой этап, мы один раз даем снять все, что угодно. «Вот, проявитесь, мы не мешаем. - Хочешь это снимать? - Очень хочу. - Снимай!». У нас одна картина есть всегда, это называется «свободным выпасом». И смотрите, что мы имеем в результате. Посмотрите, какая это общая, унылая картина. Вот вы самовыразились, а вышло все немножко одинаково. Во всем этом как раз и нет той индивидуальности, к которой, вам кажется, вы стремились. По одной простой причине: вы еще не научились свои сокровенные, потаенные чувства извлекать, потому что для этого нужно учиться, искать. Пусть вам подарят 20 скрипок Страдивари, но если вы не умеете играть на скрипке, даже если у вас есть прекрасные порывы и вы добрый человек, вы на ней не сыграете. Поэтому, по мере сил, боремся. Но тут перегнуть палку тоже нельзя, потому что в этой борьбе можно придушить индивидуальность. Все-таки мы, когда набираем в институт, ищем индивидуальное и разное. Мы по мере сил делаем, что можно, но победить это сложно. Одно могу твердо сказать: в нашей Мастерской мы над этим работаем.
Известный российский режиссер обращает внимание на то, что кино сегодня все чаще становится страшным. Почему? Показывать хорошее, доброе, вечное, оказывается, слишком сложно:
– У нас есть люди умеющие создавать чудовищный поморочный мир, к сожалению, эта тенденция сейчас доминирует в кино вообще и в нашем кино, в частности. Мне хочется, чтобы научились, что сложнее, создавать прекрасный, нормальный мир. Самое смешное, что Ад представить легче, чем Рай. Вот порочность человеческой природы. Есть масса людей, которые допускают наличие сатаны и не могут представить наличие Бога. Сейчас стала такая тенденция доминировать во всем искусстве, в культуре, я бы так сказал. Происходит процесс подмены знака. Это самое печальное. Что, раньше жизнь была лучше? Нет. Жизнь не была хорошей. Вопрос в другом. Чем занималось тогда искусство? Выращиванием цветов души. Искусство занималось людьми, а сейчас искусство занимается инфузориями. Говорят-то они, что и это человек, «почему мы не должны обратить на него внимание?». Не все двуногие люди. Никакого открытия тут нет. Инфузориями занимаются другие люди, это хорошая, нужная работа, бациллами всякими, микробами. Это нужная работа, но это не искусство. Искусство занимается другими вещами.
По словам Владимира Хотиненко, сегодня пора задуматься о душе. О том, чтобы избавить ее от темного и страшного:
– Зеленое яблоко можно сорвать и съесть, если очень хочется. Но, вообще-то, плод должен дозревать. Это процесс, который ускорить нельзя. Теперь стали писать: «Продукты без применения ускорителей». Что касается помидоров, огурцов или мяса, то купят такие, а что касается жизни души, то она как будто ни гигиены, ни тренировки не требует. За здоровьем следят, а почему за здоровьем души не последить. Нужно учить этому потихонечку, буквально с детского сада. Разработать какие-то программы, с психологами посоветоваться. Учить заниматься гигиеной души. Хорошо, не хотят уроков православия, потому что государство многонациональное, но душа у всех одна. Поэтому уроки гигиены души нужно вводить, и чувство прекрасного прививать. Физкультуре учат, здоровью тела, красоте лица, а душа – выходит - сама перебьется. Так вот нет, потому что желающие ее загадить есть, а желающих полечить – все меньше и меньше. Для чего существует искусство? Искусство существует для укрепления сердец от бессмысленности, абсурдности жизни. Живем, живем, потом умираем. И что дальше? Для познания этой тайны, для прикосновения к этой тайне. В сортире ее не найдешь. Надо в противоположную сторону просто двигаться. Все это печально. Но с другой стороны, я верю в другое, что происходит некоторое накопление чего-то, как на рынке. Раз рынок, значит, будет переизбыток дерьма, и придут к прекрасному. Природа – саморегулируема: либо сольет нас всех, и попробует еще раз трагическую попытку осознания самое себя, отмечает в радиоэфире Владимир Хотиненко.
|