Человек дня |
27.03.2009, 14:52
«Все напуганы, все ждут ухудшения»
|
Глава «АвтоВАЗа» отмечает, что будущее за бюджетными машинами, и при этом признается: его компания намерена повышать цены на свою продукцию |
Газета "Коммерсант",
: Вы говорили, что по итогам 2008 года АвтоВАЗ получит убыток на уровне 6,2 млрд руб. Как он образовался?
Начну с того, что 2008 год мы планировали для себя как один из самых успешных. До июля включительно авторынок показывал бурный рост, наши складские запасы на конец полугодия были минимальны (на уровне 50 тыс. машин), и мы вынуждены были поддерживать довольно интенсивный темп производства, чтобы удовлетворить спрос. Мы даже поставили себе цель сделать по итогам года 1 млн машин.
Однако уже в августе этот план был снижен на 40 тыс. автомобилей, и дело здесь не в том, что мы начали ощущать кризисные явления. Мы просто осознали, что завод в том состоянии, в котором находится сейчас, не способен выпустить 1 млн автомобилей. Прошлый год позволил нам адекватно оценить себя и увидеть свои технологические проблемы, узкие места в первую очередь в прессовом производстве, литье и механообработке. И начиная с августа мы сознательно замедлили темп выпуска, убрали все рабочие субботы, чтобы вспомогательные производства могли догнать основной конвейер.
А с сентября-октября оказались в общей кризисной ситуации, в которую вошли, имея 60-процентное повышение цен со стороны металлургов. Следом за ними по цепочке на 12% подняли цены поставщики компонентов, что существенно повысило нашу себестоимость. Переложить это давление в розничную цену автомобиля было невозможно, и в итоге выпуск отдельных моделей на АвтоВАЗе стал нерентабельным.
Каких именно?
Например, выпуск "классики" или пятидверной "Нивы". Конечно, мы пытались компенсировать рост цен поставщиков частичным повышением цен на свои автомобили: мы подняли их на 4,4%, увеличив отгрузочные цены для дилеров на 6,8%. То есть дилеры в этой ситуации ради нас пошли на уменьшение собственной маржи, за что мы им очень благодарны. Другого выхода у нас не было.
<…>
На что конкретно вы просите у государства 26 млрд руб.?
Нам нужно 14 млрд руб. для расчетов по долгам перед поставщиками, которые образовались в 2008-2009 году. Для их погашения желательно иметь живые деньги. Остальные 12 млрд руб.— это поддержание текущей деятельности.
Вы говорили, что АвтоВАЗ мог бы провести допэмиссию на сумму 26 млрд руб., но концерн Renault, владелец вашего блокпакета, недавно признал, что не готов в ней участвовать.
Я говорил, что допэмиссия — лишь один из возможных вариантов. Альтернативой могут стать, скажем, длинные кредиты АвтоВАЗу со стороны госбанков. Как я уже говорил, механизм госгарантий, по нашему мнению, требует определенной доработки, поэтому какой именно механизм финансирования будет выбран, говорить пока рано.
Правильно ли я понимаю, что 8 млрд руб. из запрашиваемой вами суммы необходимы вам для погашения векселей весной этого года?
Да, запрашиваемые деньги, как я уже говорил, нам необходимы, в том числе на операционную деятельность. Единственное — мы будем погашать векселя не только весной, но и летом, в указанные сроки. Мы вообще задались целью полностью перейти на денежные расчеты с поставщиками в 2009 году. Мы сами этого хотим, потому что, пока не вернемся к денежным расчетам с поставщиками, затруднительно требовать от них снижения закупочных цен.
Насколько реально в условиях падения продаж вернуться к денежным расчетам?
Рубль девальвируется, и это создает нам определенные преимущества с точки зрения сбыта. Хотя, конечно, пока объемы продаж невелики. Мы продали 29,1 тыс. машин в январе, 29,3 тыс. в феврале и где-то 32 тыс.— я осторожно прогнозирую — продадим в марте (до кризиса АвтоВАЗ продавал 50-60 тыс. машин в месяц.— "Ъ").
<…>
Какие будут программы поддержки сбыта машин 2009 года выпуска?
Вскоре объявим о новой собственной программе кредитования. В ней крайне важен будет не только срок кредита, но и ставка, детали сейчас прорабатываем. Здесь же надо вспомнить маркетинговые акции по поддержке "Калины", "Приоры", которые мы проводим регулярно, и соглашения с Россельхозбанком о выдаче автокредитов. Аналогичные соглашения планируем подписать со Сбербанком и ВТБ (все три банка участвуют в госпрограмме субсидирования процентных ставок по кредитам, выданным на покупку автомобиля стоимостью до 350 тыс. руб. Под этот критерий попадает вся продукция АвтоВАЗа.— "Ъ").
С начала года быстрее всего падали продажи самого дешевого семейства "классика". Не говорит ли это о том, что потребитель не готов платить за ваши машины даже $4-5 тыс.?
Сейчас на рынке шок. Автомобиль — это не товар первой необходимости, все напуганы, все ждут ухудшения, что, собственно, и усугубляет ситуацию. В 2008 году потребитель, наоборот, богател, и покупатель той же "классики" переходил в более дорогой сегмент и покупал семейство Samara. Мы ожидаем, что шок пройдет, продажи так или иначе оживятся, и тогда начнется обратный процесс, то есть спрос от дорогих моделей сместится к Samara и "классике".
Будете делать ставку именно на них?
Основной объем выпуска и продаж в 2009 году у нас придется на Samara и новую Priora, затем "классика", чуть меньше продадим Kalina и "Нив". Точные цифры пока не назову, потому что это предварительный план, все может быть пересмотрено в зависимости от того, каков будет рынок.
Правда ли, что АвтоВАЗ по итогам года повысит цены в среднем на 9%?
Пока не могу сказать, каким будет повышение. Возможно, нам придется за счет поднятия цен компенсировать те затраты, которые мы сегодня несем в том числе по обслуживанию наших кредитов. Нам предоставляют их выше уровня инфляции, самая лучшая процентная ставка, которую мы сегодня имеем, это 14%, а худшее — это 19%. Даже с металлургами получается договариваться о снижении цен до уровня января 2008 года и ниже, но банковские ставки остаются высокими. Так что мы будем, безусловно, консультироваться и с правительством относительно своей ценовой политики, но какая она будет, сейчас сказать сложно.
Вы говорили, что ваш долг составляет 44 млрд руб, из которых 36 млрд руб.— это долг перед банками и 8 млрд — облигации. Насколько долг срочный?
Там у нас две позиции. Первая, на уровне 17 млрд руб.,— это срочная часть, которую нам необходимо погасить в конце мая — начале июня. Еще порядка 20 млрд руб. мы гасим во второй половине года и оставшееся — в конце 2010 года.
Вы в состоянии погасить срочную часть долга?
Мы будем просить банки пролонгировать нам кредиты. Переговоры с банками — одна из тем, которая поднималась на совещании у господина Шувалова.
<…>
В начале марта группа СОК остановила вам отгрузку комплектующих, что вызвало остановку конвейера, однако уже через два дня возобновила отгрузку. На каких условиях это было сделано?
За неделю до остановки они обратились ко мне с письмом, требуя живых денег, отметив, что в противном случае остановят конвейер. Когда это произошло, все подавалось так, что "мы вас предупреждали". Но меня можно предупреждать или не предупреждать, я ведь деньги из кармана не вытаскиваю. Я могу рассчитываться только тем, что у меня есть. И в конечном счете они взяли вексель, то есть схема поставок не изменилась. Более того, у группы СОК были очень хорошие условия поставок, ими много занимались в течение 2008 года и создавали им выгодные условия и по скорости оплаты, и по многому другому. Теперь будем вырабатывать для них стандартные подходы.
Может быть, они возобновили отгрузку, потому что вы погасили перед ними денежную задолженность?
Нет. Сегодня долги группы СОК перед нами равны долгам АвтоВАЗа перед группой за поставленные машинокомплекты для сборки Lada на "Ижавто". И у СОК категоричная позиция, они не хотят делать взаимозачета. Я, в отличие от группы СОК, не делаю движений в сторону остановки "Ижавто", поскольку понимаю, что за этим стоят люди. И мы будем делать все, чтобы произошел взаимозачет — и между группой СОК и нами.
<…>
Дайте, пожалуйста, прогноз на тему того, как будет выглядеть автомобильная отрасль после кризиса?
Сейчас сложно с уверенностью говорить о том, что будет дальше. Единственное, в чем я уверен, это в том, что спад, который сейчас есть, приведет к появлению новых альянсов, и там, где они были в мягкой форме, станут более жесткими. Глобально мировой автопром пойдет по пути унификации. Мир входит в постиндустриальный период, а он предполагает как раз такое разделение труда.
Какой автомобиль будет нужен?
Скорее всего, бюджетный. Это создает определенную проблему, потому что автоконцерны сейчас зарабатывают на продаже машин более высокого класса. Чрезвычайно важен вопрос, вернется ли мир к той системе потребления, которая существовала до сих пор, будут ли и дальше развиваться потребительские кредиты, страхование, дополнительные услуги, которые предлагаются покупателям, автосервис. Это все чрезвычайно важные вещи, но ответов пока нет.
<…>
Вы не устали руководить АвтоВАЗом?
Нет. Я считаю, что это очень хорошая компания. Я говорю так не потому, что во мне говорят какие-то амбиции. АвтоВАЗ — это глобальный производитель, я смею как минимум об этом судить, имея значительный опыт работы в промышленности. Я не знаю промышленность досконально, но в этой сфере я давно, я очень много видел, и я по-прежнему считаю, что АвтоВАЗ один из лучших.
Источник
|
Человек дня |
|
|