Газета "Коммерсант",
: Руководитель Федеральной антимонопольной службы ответил на вопросы читателей сайта Ъ. - Для чего вообще существует Ваша служба, чем она занимается, если ситуация с ценами на бензин (авиабилеты, интернет и прочее) ухудшается с каждым годом, всякого рода монополисты, несмотря на Ваши действия и (смешные для них) штрафы, повышают стоимость товара или услуги согласно своей безграничной жадности? Может, стоит национализировать основные отрасли в России (транспорт, нефтянку) и устанавливать государственные цены - раз рыночными методами и давлением Вашей организации процессы ценообразования регулировать невозможно? - Государство, как правило, не является самым эффективным собственником. Наиболее правильный способ снизить стоимость товаров и услуг – здоровые конкурентные условия, которые не могут возникнуть одним взмахом волшебной палочки. Это долгая и кропотливая работа, в которую входит не только пресечение монополистической деятельности, но и развитие законодательной базы. Кроме того, крайне важным является и самый емкий пункт - создание условий для развития конкуренции, предложения, в частности, содержатся в Программе по развитию конкуренции, утвержденной правительством РФ. - Почему цены на бензин завязываются на такие марки нефти, как «Брент» и «Лайт-Свится, когда мы экспортируем «Юралс»? И как с этим бороться? Можете ли Вы назвать реальную стоимость 1-го литра бензина Аи-92? - Нефть марки Urals, добываемая в России, не котируется на биржах, цена на нее рассчитывается исходя из цены на нефть марки Brent. Точную реальную стоимость бензина могут показать рыночные ценовые индикаторы, например, открытые торги или биржи, на которых будет реализовываться достаточное количество нефтепродуктов. - Считает ли ФАС обоснованным значительное летнее повышение цен на бензин? Проведены ли проверки, и каковы выводы? - Мониторинг ведется постоянно. Повторюсь, что нынешние ценники на заправках – это результат нарушения компаниями законодательства на оптовом рынке нефтепродуктов в мае-июне. За это компании понесут серьезное наказание. Если проявятся нарушения и в дальнейшем, то будем возбуждать новые дела. - Факторы, определяющие себестоимость бензина для внутреннего рынка, не изменились. Тогда почему нефтяные компании снова резко подняли цены? Или из-за роста мировых цен на нефть они опять сокращают предложение на внутреннем рынке, тем самым повышая цены? - Да, в мае и июне нефтяные компании изымали нефтепродукты из оборота, тем самым вызвали искусственный дефицит и ажиотажный спрос среди закупочных организаций. То, что мы сейчас наблюдаем на заправках, это как раз и есть результат их действий. Сейчас на АЗС реализуется топливо, закупленное по завышенным ценам. Действия нефтяных компаний квалифицируются как злоупотребление доминирующим положением, и за это мы их серьезно оштрафуем. - Подскажите, пожалуйста, почему не регулируются цены на такой социально значимый товар, как жилье? И что ФАС делает и намерено предпринимать для развития конкуренции в сфере строительства жилья? - Потому что на этом рынке монополизация может возникнуть лишь искусственно, как результат ценового сговора, как между компаниями, так и между государственными чиновниками и компаниями. Новые поправки в законодательство, подписанные президентом РФ, помогут бороться нам с этим. - Почему цена за баррель нефти упала почти в три раза, а цены на бензин остаются на прежнем уровне? Было небольшое понижение до 17 рублей, но через месяц опять все встало на свои места. - Осенью прошлого года и в начале нынешнего снижение было довольно существенным. В среднем по стране 20-30%. Однако, мы считаем, что в начале года, а также в мае-июне нефтяные компании допустили необоснованный рост цен в оптовом сегменте, что, естественно, отразилось и на рознице. Это было сделано, в том числе и путем изъятия нефтепродуктов с внутреннего рынка, в стране появился искусственный дефицит нефтепродуктов. Появился ажиотажный спрос среди перепродавцов. Как итог, сегодня на заправках продается бензин, закупленный по тем сумасшедшим ценам. По данным нарушениям проведены антимонопольные расследования, по двум компаниям решения уже приняты, два других дела будут в ближайшее время рассмотрены. Факт повторного нарушения будет учтен при определении размеров штрафов. - Какова в среднем по стране себестоимость литра бензина? - Примерно 20 -21 рубль, 92-й бензин - Как так получается, качество ГСМ низкое, цены выше, чем в Штатах, все НПЗ практически остались с СССР и по определению не могут производить качественный продукт? Ваше мнение по этому поводу. - Все крупнейшие из ныне действующих нефтеперерабатывающих заводов были построены еще в период плановой экономики в привязке к определенным нефтедобывающим мощностям и для обеспечения нефтепродуктами определенных территорий. Действительно, развитию конкуренции препятствует дефицит нефтеперерабатывающих мощностей и нефтехранилищ, высокие экономические и административные барьеры, затрудняющие появление на рынках новых игроков. - Когда Ваша служба будет работать по вопросу регулирования цен на бензин? - Думаю, что таких функций у службы не будет никогда. Действующим у нас в стране законодательством не предусмотрено регулирование цен на бензин. Мы выступаем против подобного рода регулирования. Хотя не исключено, что многие граждане предпочли бы госрегулирование тому «рыночному» ценообразованию, которое им предлагают крупнейшие нефтяные компании. Все же наша цель, чтобы цены формировались в условиях здоровой конкурентной среды, на рыночной основе. - Уплачены ли реально штрафы, наложенные на нефтяные компании в связи с завышением цен на бензин? Имеет ли ФАС реальную возможность добиться справедливой цены на бензин, реализуемый гражданам? - Нет, нефтяные компании штрафы пока не заплатили. Нефтяники пользуются своим законным правом на оспаривание решений ФАС в судах, поэтому привлечение их к ответственности затягивается до окончательного решения судов. - Почему руководство страны бездействует и допускает такой рост цен на бензин, не поддающийся уже никакой критике? Вы заявляете, что стоимость бензина в 20 рублей за литр - нормальная стоимость! С чего Вы это взяли? В какой стране, кроме России, добывающей нефть в соизмеримых объемах, есть хоть приближенные цены на внутреннем рынке? Не считаете ли Вы, что стоимость бензина на внутреннем рынке все же должна регулироваться? Например, верхний предел стоимости - 5 рублей? - Не нужно забывать, что в стоимости бензина есть достаточно большая налоговая составляющая, которая выше, чем в США и многих других странах. Если сложить издержки по добыче, переработке, реализации и т.д. плюс налоги, то стоимость бензина не может быть ниже этой величины. Естественно, нельзя забывать и о прибыли компаний, иначе какой смысл в их существовании. С чем действительно нужно бороться, так это с монопольной составляющей в конечной стоимости бензина. Когда называлась цифра – ниже 20 рублей, то имелась в виду стоимость топлива за вычетом как раз последней. - В настоящее время литр АИ-92 в Новосибирске стоит 22,5 руб. при стоимости нефти в 60 долл. Прошлым летом аналогичная цена на бензин была при стоимости барреля более чем в 100 долл. Разве подобный уровень цен является обоснованным? Или высокие цены на бензин являются намеренной политикой государства по изъятию лишних денег из экономики и восполнению выпадающих доходов бюджета? Нет ли планов по установлению государственного регулирования цен на бензин? - Нет, политикой государства высокие цены на бензин не являются. Наоборот, руководство страны настаивает на рыночном ценообразовании, скорейшем развитии рыночных индикаторов, которые могли бы показать, какова точная стоимость нефтепродуктов, основываясь на балансе спроса и предложения. Потому что от высоких цен на топливо страдает, например, сельское хозяйство, растут цены на продукты и т.д., растет инфляция. Госрегулирования не будет. - Хотелось бы узнать, почему в Хакассии цены на бензин за три месяца подскочили на 5-6 рублей, это с 18 рублей в апреле 2009г, до 24-25 рублей за литр на сегодня? Это при том, что в Москве цены почти не изменились. - В Москве цены также изменились в сторону повышения. В Москве и Санкт-Петербурге на топливных рынках присутствует сравнительно высокая конкуренция, поэтому рост более сдержан, в остальных же регионах доминируют 1-2 крупных игрока, которые иногда вытворяют все, что им вздумается. Задача наших территориальных органов – вести борьбу с такими проявлениями. Граждане также могут сделать свой вклад, направляя жалобы на действия тех или иных компаний, заявления могут быть приобщены к делам или стать поводом для возбуждения таковых. - Почему раньше падение стоимости барреля было взаимосвязано с падением цен на бензин, сейчас же все наоборот. Кто за этим осуществляет контроль? - Прямой взаимосвязи не было особо никогда, по крайней мере, не в нашей стране из-за монополистических действий крупнейших компаний. Сейчас ситуация меняется. А контроль осуществляет антимонопольная служба. - В Венесуэле можно заправить автомобиль (полный бак, 40 литров) за 30 рублей. В Иране полный бак (70 литров) стоит $1. В Москве я заправляю полный бак (40 литров) примерно за 1 тыс. рублей. Не кажется ли Вам такая разница унизительной для нашей страны? И не связано ли это как раз с Вашей работой? - Стоимость топлива связана с нашей работой. Думаю, что наша страна не может сейчас себе позволить раздавать топливо гражданам за бесценок, тогда государству придется изыскивать средства для субсидирования продажи бензина по цене ниже себестоимости. Наиболее оптимальный вариант развития, с которым согласны также в руководстве страны, – развитие цивилизованных конкурентных отношений, как это сейчас происходит в Европе и США. Практика показывает, что такие механизмы в наибольшей степени отвечают интересам общества. - В Петербурге за неделю цена на бензин поднялась с 21.30 руб. до 24.50 руб. Как такое может быть на фоне падающей цены на нефть? - Все зависит от того, по каким ценам был куплен бензин в опте. Если его приобрели во время создания искусственного дефицита в мае-июне, то, несмотря на дешевеющую нефть, цены на заправках выросли. При этом я не исключаю возбуждения новых дел против нефтяных компаний. - ФАС РФ провела работу, привлекла крупных участников бензинового рынка к ответственности. Пока шло разбирательство цены на бензин упали. Позже нефтяные компании были оштрафованы. После этого цены на бензин стали опять расти с прогрессией. Возможно, это связано с тем, что компаниям нужно возмещать понесенные потери от штрафов. Значит такая работа очередная фикция и не направлена на ограничение монополии и создании действительных рыночных отношений? Что Вы по этому поводу думаете? Будет ли ФАС РФ продолжать работать в этом направлении, и нужна ли такая работа? - Не думаю, что последние процессы связаны с необходимостью компенсации убытков из-за штрафов, хотя бы потому, что эти штрафы пока не оплачены. Осенью нефтяников штрафовали с учетом тяжелой экономической ситуации, мы об этом говорили открыто. Сейчас мы видим, что компании продолжают нарушать законодательство, поэтому по новым делам мы оштрафуем их серьезнее. Работа в направлении развития конкуренции будет вестись и впредь, без конкурентных отношений невозможно развитие экономики. - За завышенные цены на бензин производители-реализаторы платят штрафы, цены снижаются на месяц, а потом снова ползут вверх. Взимаются ли штрафы на самом деле? Где можно найти об этом информацию? Если взимаются, то куда штрафы уходят? Понятно, что в бюджет, но куда именно? Эффективны ли штрафы вообще? Может стоит вводит другие санкции? Планируются ли какие-либо профилактические работы для предотвращения необоснованного повышения цен? - Согласен. Зависимость экономики от экспорта сырья непозволительно велика. Что касается коррупции, то данное явление имеет ужасающие масштабы. Наше ведомство всего за 3 года заставило компании обратить внимание на необходимость соблюдения антимонопольного законодательства. До 2006 года санкции за нарушение законов о конкуренции были настолько ничтожны (максимум 500 000 рублей), что нашу службу можно было смело закрывать. В 2006 году были введены оборотные штрафы, обратите внимание, как сегодня компании пытаются их опротестовать. И буквально несколько дней назад в Государственной думе в третьем чтении были одобрены основные положения второго антимонопольного пакета, в котором уже есть и уголовная ответственность за нарушение закона о конкуренции. Таким образом, всего за 3 года наше антимонопольное право превратилось из простой формальности, в современный и работающий свод законодательных актов. - Почему после Вашего интервью телеканалу Вести о наказании ведущих нефтяных компаний «Альянс», «Роснефть» за установленный сговор по поводу цен на нефтепродукты, топливо на АЗС указанных нефтяных компаниях поднялось еще выше? Получается ФАС устанавливает нарушение, а им на ВСЕ и ВСЕХ наплевать? Или цены подняты для оплаты наложенных санкций? - Санкции – это наказание продавцу топлива, а не потребителю, поэтому штрафы не могут быть компенсированы за счет повышения цен. Если бы оштрафованным нефтяникам была наплевать, то они не бились бы так отчаянно в судах и в информационном поле за отмену наших решений. На подходе вторая волна штрафов, если и их будет недостаточно, то у нас в Законе о защите конкуренции есть еще статья 38, позволяющая разделить монополиста на независимых юридических лиц. Данной нормой мы еще не пользовались, но актуальность ее применения возрастает с каждым днем. На той неделе Государственная дума приняла в третьем чтении наши поправки в 178 статью УК, а в субботу Совет Федерации также их одобрил. Положение предусматривает уже тюремные сроки за злоупотребление доминирующим положением. Уверен, что данная норма заставит более серьезно отнестись к интересам потребителя. - Работаю в одной крупной российской нефтяной компании по направлению реализации нефтепродуктов через сеть АЗС. Почему в схеме поставок нефтепродуктов нельзя наладить механизм, при котором договора на отгрузку нефтепродуктов заключались бы напрямую без так называемых фирм-"присосок"? Ведь такие фирмы-паразиты выкачивают из цепочки поставки товара колоссальные средства, зачастую не имея даже собственного офиса, а, значит, не имея затрат на содержание тех.персонала, нефтебаз и т.д.! Никаких социальных обязательств перед работниками, потому что их тоже нет! Кстати, эти фирмы создаются не без участия топ-менеджмента самих же нефтяных компаний... - Такая проблема существует. Бывает, что в цепочке поставок появляются 4-5 компаний, которые, не имея никакой инфраструктуры для хранения и транспортировки топлива, за один день заключают по нескольку сделок по перепродаже топлива, что сказывается на конечной стоимости продукта. Подобные нарушения мы уже не раз фиксировали. Выход - фиксировать подобнее нарушения, в том числе, с помощью жалоб граждан, располагающих информацией, и накладывать санкции, делающие подобные схемы невыгодными. Кроме того, подобные действия должны стать предметом для внимания правоохранительных органов, особенно с учетом принятой Федеральным Собранием новой статьи № 178 Уголовного кодекса.
|