Upmonitor.Ru - репутационный портал столицы УрФО
СЛУЖБА МОНИТОРИНГА
Как отрастить бороду до груди?
Вместо Глацких - начальник молодежи 10-летней давности
Читайте нас в
>
О проекте Демонстрация Обзор PR Слухи Паблисити Анализ репутаций Архив
пятница, 16 ноября 2018г.Upmonitor в формате XML! 18+
Человек дня
04.08.2009, 12:47

"Я пытался рассказать правду о Южной Осетии. И за это поплатился"

Известный польский тележурналист о том, как его уволили за свободу слова
Газета "Известия",
:  

О том, как свобода слова не выдержала испытания Южной Осетией, "Известиям" согласился рассказать один из самых популярных тележурналистов Польши Виктор Батер. За попытку донести до зрителей альтернативную точку зрения он был уволен из государственной телекомпании TVP. С ним беседует Максим Юсин.

 

-Почему вы решили рассказать свою историю только сейчас, а не год назад, по горячим следам?

 

- Много причин. Во-первых, меня выгнали не сразу - увольняли долго и мучительно. От эфира практически отстранили, но до 30 апреля формально я числился в штате TVP. И потому старался соблюдать правила корпоративной этики. Нельзя выносить сор из избы, если эта изба еще как бы твоя. Во-вторых, до последнего момента хотелось верить: произошло какое-то недоразумение. И люди, которые клянутся, что были не в курсе интриг против меня, говорят правду. Но увы... Недавно я побывал в Варшаве, видел свое личное дело. И сомнения отпали. Некоторые из этих людей не только были в курсе, они собственноручно писали бумаги с требованием меня уволить. Так что смысла молчать больше нет.

 

- Что же такого страшного вы совершили?

 

- Мое главное преступление - попытка осветить события в Южной Осетии с разных точек зрения. Не становясь на позицию Михаила Саакашвили, как сделали многие наши СМИ. Как только стало известно о ночном обстреле Цхинвали, я вышел в прямой эфир и заявил: бить ракетами по спящему городу - военное преступление. Многим в Варшаве это не понравилось. У нас конфликт освещали совсем с других позиций. К тому же надо учесть: тогдашнее руководство информационных программ TVP напрямую подчинялось президентскому дворцу. А наш президент Лех Качиньский - друг Саакашвили.

 

Впрочем, до тех пор, пока в войну не вступила Россия, мои комментарии в эфир еще пускали. Но когда на помощь жителям Южной Осетии двинулись российские танки, тут уже никакое инакомыслие стало невозможным. Все повторяли как заведенные: Россия совершила агрессию, напала на суверенную демократическую Грузию. Правда, мне все же удалось два-три раза поспорить в прямом эфире по этому поводу. Я спрашивал: почему никто не вспоминает, кто начал войну, кто первым напал на Цхинвали. После очередной такой выходки мне позвонила начальница из Варшавы и строго отчитала.

 

- Интересно, как она сформулировала свои претензии. Не могла же сказать открытым текстом, что есть политический заказ - поддерживать Саакашвили, обличать Россию.

 

- Она сказала, что я должен быть взвешенным в оценках, не поддаваться эмоциям. Ну и еще она сообщила: руководство решило не отправлять меня в Цхинвали. Второй московский корреспондент TVP сейчас в отпуске, вернуться не может, и я должен прикрывать столицу - вдруг там что произойдет.

 

Хотя раньше, когда я работал в другой польской телекомпании TVN и когда возникали подобные ситуации, мне из Варшавы немедленно присылали подмену. И я ехал в "горячие точки" - в Чечню, Афганистан, Ирак, Ливан, Палестину. Я ведь считаюсь военным корреспондентом, освещаю все основные конфликты. Зрители привыкли - как только где-то начинают стрелять, Батер уже на передовой. А здесь стреляют не в каком-нибудь Афганистане, а у меня под боком. Более того, используя свои старые связи, я выбил у российских властей разрешение на поездку в Цхинвали. А это было нелегко - ведь в прошлом у меня с ними частенько возникали трения. Но на сей раз все сложилось. И TVP могла стать единственным иностранным телеканалом, передающим репортажи из города. А мне говорят: оставайся в Москве. Было страшно обидно!

 

- То есть войну ваш телеканал освещал только с одной стороны - с грузинской?

 

- Ну да. В Тбилиси вылетели сразу несколько съемочных групп. А я добился только того, чтобы в Цхинвали отправили хотя бы моего оператора Илью Дробышевского. Он пробыл там два дня, отснял сюжет. Я его озвучил, перегнал в Варшаву. Надеялся, что его дадут в эфир и хоть чуть-чуть исправят просто-таки неприличную ситуацию. Ну нельзя освещать конфликт только с одной стороны. Нельзя так открыто демонстрировать двойные стандарты. Это вопиющий непрофессионализм. Это уже не журналистика, а пропаганда чистой воды. Никогда мы так не работали!

 

- Но этот-то репортаж пошел в эфир?

 

- В том-то и дело, что нет! Через час после того, как я перегнал сюжет, мне стали звонить приятели из Варшавы и рассказывать, что начальники в бешенстве: "Как мог Батер отправить нам такой репортаж? Неужели он думает, что мы позволим говорить в эфире такое о Грузии?!"

 

- И что же там такого ужасного о ней говорили?

 

- Ну как вы думаете, что могут сказать люди, побывавшие под артобстрелом, пережившие вторжение чужой армии? Мы ведь ничего от себя не добавляли, дали слово простым жителям Цхинвали. Они говорили о геноциде осетинского народа, о том, что никогда не смогут жить в одном государстве с грузинами, что Саакашвили - военный преступник. Уверен: если бы какой-нибудь грузин в Гори или Кутаиси назвал военным преступником Путина или Медведева, эту фразу в эфир TVP пропустили бы без проблем.

 

- А вам самому начальство объяснило, почему сюжет не пошел?

 

- Никто мне ничего не объяснял. Со мной вообще практически перестали общаться. Зато среди сотрудников телекомпании репортаж из Цхинвали стал хитом. Пленку переписывали по много раз, давали друзьям. Всем было интересно, из-за чего такой скандал, почему Батера от эфира отстранили. Потом страсти улеглись, а репортаж лег на полку - прямо как в коммунистические времена.

 

- Но вы продолжали работать на TVP?

 

- Формально - да. Но меня отстранили от наиболее актуальных тем. Вернулась из отпуска второй московский корреспондент. И, с точки зрения Варшавы, она работала безупречно. А мне звонили ошарашенные коллеги и передавали, что начальники говорят обо мне. Батер, оказывается, - "пятая колонна". И русским он продался, и на спецслужбы работает. Ну и, естественно, только ленивый не вспомнил о моем "специфическом интересе" к Кавказу.

 

- А что это за "специфический интерес"?

 

о: У меня жена - абхазка. Мы вместе уже 13 лет. Познакомились здесь, в Москве, в кафе. Так вот, те самые люди, которые приезжали к нам в гости, сидели за нашим столом, теперь заявляют: из-за родственных и дружеских связей я не могу объективно освещать конфликт на Кавказе.

 

- То есть кавказскую тему с тех пор для вас закрыли?

 

- Помню, лишь один раз позвали в прямой эфир в качестве эксперта по "горячим точкам". Это было в ноябре, когда во время визита президента Качиньского в Грузию произошел странный инцидент. Вместе с Саакашвили он поехал в прифронтовую зону, и там их кортеж якобы обстреляли с российского блокпоста. Я тогда сказал, что не верю в эту версию. Я внимательно посмотрел пленку, следил за охранниками Саакашвили. Они были на удивление спокойны. Ну не ведут себя так телохранители, когда возникает нештатная ситуация и главе государства угрожает реальная опасность. Было полное ощущение, что они ждали этих выстрелов. А потом - вспомните, как Саакашвили в панике бежал от российских самолетов в Гори, прятался за телами своих охранников. С чего это вдруг он столь хладнокровно пережил обстрел?

 

Всё это я выдал в эфир. И опять разошелся с генеральной линией. Линия-то заключалась в том, чтобы прославлять героизм Качиньского. "Пан президент вел себя мужественно, не пригибался под русскими пулями", - говорили в телерепортажах.

 

- Противный какой-то пафос, советский. Неужели вся польская пресса сейчас такая?

 

- К счастью, не вся. Есть газеты и телеканалы, которые до такой неприкрытой лести не опускаются. Но на TVP со свободой слова дела обстоят скверно. Причем я имею в виду не только войну на Кавказе. А как они освещали недавние выборы в Европарламент? Все выпуски новостей начинались с предвыборных митингов партии "Либертас" - крайне правой, с националистическим уклоном. Она в итоге на выборах провалилась - набрала чуть более одного процента. Но зато главный государственный телеканал (TVP в Польше - это ваши первая и вторая кнопка в одном лице) пропиарил националистов по полной программе. И всё потому, что его теперь возглавляет человек, который симпатизирует "Либертас".

 

Когда я слышу, как эти люди учат жить других, критикуют за зажим свободы слова, не могу удержаться от смеха. Уж кто бы говорил...

 

- Получается, что вы сейчас без работы?

 

- Да, по почте DHL мне прислали официальное уведомление о расторжении контракта. Про политическую подоплеку никто, естественно, не говорит. Официальная версия - экономия. Слишком дорого я телекомпании обхожусь. Интересно, что два года назад, когда я переходил на TVP, все польские города были обклеены огромными плакатами, где я стою на фоне собора Василия Блаженного. И надпись: "Виктор Батер: здесь зарождается информация". Дескать, увели "звезду" у конкурента, теперь Батер будет рассказывать о России и о "горячих точках" нашим зрителям. Та рекламная кампания стоила миллионы злотых. И что-то тогда об экономии никто не задумывался...

 

- Неужели так и останетесь без работы?

 

- Да нет, надеюсь. И уж точно ни о чем не жалею. Есть кое-какие очень интересные предложения. Но я пока не хочу о них говорить - боюсь сглазить...

 




Человек дня
 : От театральных отношений может разорваться сердцеИнтервью с

От театральных отношений может разорваться сердце

Последнее интервью покойного актера

 : У Натальи Васильевой не было доступа к материалам дела Лебедева-ХодорковскогоИнтервью с

У Натальи Васильевой не было доступа к материалам дела Лебедева-Ходорковского

Председатель Хамовнического райсуда Москвы рассказал правду о приговоре по второму делу ЮКОСа

Сечин Игорь: За ЮКОСом тянутся не просто нарушения, но тягчайшие уголовные преступления — убийства, истязания, шантажИнтервью с Игорем Сечиным

За ЮКОСом тянутся не просто нарушения, но тягчайшие уголовные преступления — убийства, истязания, шантаж

Могущественный вице-премьер заявил The Wall Street Journal, что в деле Ходорковского не было никакой экспроприации бизнеса

Васильева Наталья: Приговор Михаилу Ходорковскому был написан судьями МосгорсудаИнтервью с Натальей Васильевой

Приговор Михаилу Ходорковскому был написан судьями Мосгорсуда

Откровенное интервью о деле ЮКОСА "Газете.ru" помощника суда Хамовнического района

Максимов Николай: Лисин - он живой, юморной, вызвал довериеИнтервью с Николаем Максимовым

Лисин - он живой, юморной, вызвал доверие

Задержанный в Москве торговец вторчерметом Николай Максимов занимается голодовками и борется с первым олигархом из списка Forbes

Волочкова Анастасия: Да что такое вообще, ваша партия?! Я сама больше, чем партия!Интервью с Анастасией Волочковой

Да что такое вообще, ваша партия?! Я сама больше, чем партия!

Балерина решила покинуть ряды "Единой России"

 : Я сломал вам жизнь, Валентина Алексеевна!Интервью с

Я сломал вам жизнь, Валентина Алексеевна!

Первый пресс-секретарь Бориса Ельцина нарушила свое двадцатилетнее молчание

Лента заявлений
16/11/2018
Евгений Куйвашев

"Я совершенно не могу согласиться"

Ольга Глацких

"Дорогие ребята, государство вам ничего не должно!"

Махарбек Хадарцев, мэр Владикавказа

"Уберите убийцу"

Паблисити
Ждем-с... Ждем-с...
Медийные итоги публичных персон Урала в октябре - по версии ЮПИмонитор
Город  засыпает. Просыпается мафия Город  засыпает. Просыпается мафия
Медийные итоги публичных персон Урала в сентябре - по версии ЮПИмонитор  
Обзор PR

Цифровой Кубок ИннопромаЦифровой Кубок Иннопрома

Командный и персональный медийные зачеты Международной промышленной выставки по версии ЮПИмонитор

На слуху
Багаряков уйдет на север Багаряков уйдет на север
Его прочат в политтехнологи президентского штаба по СЗФО
"Завтра ждем ареста"
Кто в Нижнем Тагиле такая борзота?
Ройзман подписи и не собирал Ройзман подписи и не собирал
А влип Переверзев


сальниковые компенсаторы


неразрушающий контроль


закладные детали


металлорукав


резервуар ргс


резервуар рвс


сильфонные компенсаторы


О проекте | Наши услуги | Реклама | Работа | Карта сайта
© 2001-2018 г.г. Администратор домена - агентство ЮПИмонитор (Agency UPmonitor.ru Ltd)
Св-во о регистрации СМИ ИА №ТУ66-01098, выдано управлением Роскомнадзора по Свердловской области 29 декабря 2012
г. Екатеринбург, 620075, ул. Пушкина, д.4, офис 1 office [енотовидная собака] upmonitor.ru
Генеральный директор и главный редактор Худяков Эдуард Валентинович
В электронном архиве мониторинга офф-лайновых СМИ - данные ИАА "Урал паблисити монитор"
Администрация портала UPmonitor.ru не несет ответственности за достоверность публикаций СМИ, находящихся в электронном архиве

Rambler's Top100